Совсем недорого ремонт квартир королев для всех клиентов.
                    План действий и проектные идеи Стратегии МСОП

14. Общественное управление пастбищами сельских муниципальных образований Республики Калмыкия для подавления очагов опустынивания

Обоснование проблемы

                В рамках Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием фитомелиоративные работы в Республике Калмыкия проводились на землях государственных сельскохозяйственных предприятий. При этом общественные пастбища, на которых производится выпас личного  скота,  оставались без внимания. Последующая инвентаризация сельскохозяйственных угодий, переданных в ведение сельских муниципальных образований (СМО), выявила здесь наличие массивов движущихся песков на площади 2314 га. Несмотря на то, что это  составляет всего 1,5% от площади открытых песков в Республике Калмыкия, именно эти территории (особенно вблизи населенных пунктов и водопоев), представляют собой постоянно действующие очаги распространения опустынивания.
                Чрезвычайно высокая нагрузка на пастбища СМО Калмыкии связана с тем, что низкая продуктивность пастбищ не обеспечивает в достаточном количестве пастбищным кормом поголовье скота, находящегося в  собственности граждан. В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации выпас личного скота на пастбищах, принадлежащих другим землепользователям, запрещен, а резерва кормовых угодий нет. С другой стороны, увеличение нагрузки на пастбища СМО в 1,4 – 6,0 раза выше допустимой нормы индуцирует быстрое снижение их  продуктивности и емкости, расширение площади опустынивания, прежде всего, за счет земель СМО, расположенных на песчаных и супесчаных почвах, а также сбитых пастбищ. Только на землях СМО ожидается расширение площадей открытых песков более чем в 3 раза.
                Обычные меры борьбы с этим явлением (например, государственные лесомелиоративные работы), не приводят к значимому результату.
                Другая сторона проблемы заключается в том, что основным источником доходов сельских жителей в условиях неплатежеспособности сельхозпредприятий становится личное подсобное хозяйство (ЛПХ). Так, в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции, хозяйства населения производят 66,5% мяса, 85,2% молока, 56,8% яиц, 66,1% овощей и 29,8% шерсти. Существующие программы поддержки, развития ЛПХ и повышения доходов населения не учитывают главного – ресурса пастбищ, источника дешевых кормов. Однако, население стоит перед угрозой их потери.
Поскольку  доходы сельского личного подворья зависят в значительной степени от состояния пастбищ, то сельские жители должны быть заинтересованы в их улучшении. Анализ материалов по развитию индивидуальных хозяйств Бурятии, Тывы и Монголии свидетельствует об обратном - местное население, использующее пастбища СМО, в связи с тяжелым экономическим и финансовым  положением не заинтересовано во вложении собственных средств в их улучшение. Многие живут сиюминутными проблемами и не видят связи между своим благосостоянием и состоянием пастбищ. Незнание своих прав, современных методов восстановления и управления кормовыми угодьями приводит к распространению сельской бедности, опустынивания,  массового браконьерства (направленного, прежде всего, на добычу сайгачьего рога, пользующегося спросом на черном рынке).
                Для решения этой сложной проблемы необходимо выявление и применение рычагов социально-экономического характера, повышение просвещенности и активности местного населения, заинтересованности его в улучшении пастбищ, обучение приемам управления пасбищами, реализация  прав местного населения в части формирования  местного бюджета на муниципальном уровне
                В Республике имеется положительный опыт по улучшению деградированных пастбищ и закреплению подвижных песков высевом многолетних трав, методические разработки по регламентации использования природных пастбищ засушливых зон, опыт работы с местным населением. Использование этого опыта и связей с ведущими научными учреждениями России для улучшения экологического состояния земель СМО позволит, в первую очередь, предотвратить экологическую катастрофу на этих участках, а затем перейти к бережному использованию пастбищных ресурсов.
                В качестве модели для осуществления проекта предлагаются пастбища СМО Яшкульского района Республики Калмыкия с последующим распространением на другие районы региона Черные земли,  а также на  другие СМО  Юга России со сходными условиями.

Возможности

· Поддержка Правительства и научных учреждений Республики Калмыкия
· Инициативы, опыт и разработки по инвентаризации пастбищных участков и работы с населением общественного "Фонда устойчивого развития Калмыкии» и Калмыцкого научно-исследовательского и проектно-изыскательского института земельных ресурсов (КалмНИИгипрозем).
· Наличие педагогических кадров для обучения местного населения приемам управления, использования пастбищ и ухода за ними.
· Наличие  ГИС для модельных территорий Калмыкии
· Действующая программа «Возрождение традиционного пастбищного животноводства»  в рамках ФЦП «Юг России» и возможности софинансирования по ее статьям.

Цель

                Подавление очагов опустынивания путем  устойчивого использования пастбищ сельских муниципальных образований на основе общественного управления и содействия этим восстановлению их растительного и почвенного покрова.

Задачи

· Обучение сельских жителей основам рационального выпаса скота на пастбищах СМО.
· Инвентаризация пастбищных угодий сельских муниципальных образований.
· Подготовка материалов для бесед с различными группами сельских жителей  по вопросам правильного выпаса на деградированных пастбищах, организации  пастбищеооборотов при учете допустимой нагрузки, особенностей природно-климатических и   экологических условий, состояния пастбищных угодий.
· Выработка плана совместных действий по рациональному использованию пастбищ  в целях их долгосрочного использования с различными категориями сельских жителей: 1)учащимися; 2)владельцами скота; 3)наемными пастухами и чабанами; 4)представителями сельской администрации.
· Консультации по вопросам формирования и исполнения  муниципального  бюджета, поступлений  земельного налога и его использования.
· Составление научно обоснованных схем  пастбищеоборотов для СМО и рекомендаций по организации и рациональному использованию  пастбищ.
· Информирование населения в области рационального использования пастбищ, повышения интереса населения к проблемам  экологически устойчивого природопользования; публикации в районных и республиканских СМИ; выступления на республиканском радио и телевидении; распространение рекламной продукции, фото- и видеоматериалов, пропагандирующих идеи щадящего землепользования.
· Весенне-осенний мониторинг состояния улучшенных пастбищ сельских муниципальных образований.
· Составление модели общественного управления пастбищами и ее закрепление решениями органов местного самоуправления.
· Обобщение опыта работы группы и подготовка пакетов документов, необходимых для дальнейшего распространения в аридной зоне Республики Калмыкия и  в других субъектах юга Российской Федерации.

Ожидаемые результаты

· Подавление очагов опустынивания.
· Улучшение экологической ситуации в населенных пунктах.
· Снижение остроты проблем сельской бедности и сельского браконьерства.
· Повышение осведомленности населения в области современных методов восстановления и управления пастбищами и прав землепользования.
· Рост экономической ценности реконструированных пастбищ муниципальных образований.
· Демонстрационные материалы и результаты для распространения и внедрения.

Исполнители

                Общественный "Фонд устойчивого развития Калмыкии", Калмыцкий научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт земельных ресурсов (КалмНИИгипрозем), Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса, Калмыцкий государственный университет, Прикаспийский научно-исследовательский институт аридного земледелия.