План действий и проектные идеи Стратегии МСОП
14. Общественное управление пастбищами сельских муниципальных образований
Республики Калмыкия для подавления очагов опустынивания
Обоснование проблемы
В рамках Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием фитомелиоративные
работы в Республике Калмыкия проводились на землях государственных сельскохозяйственных
предприятий. При этом общественные пастбища, на которых производится выпас
личного скота, оставались без внимания. Последующая инвентаризация
сельскохозяйственных угодий, переданных в ведение сельских муниципальных
образований (СМО), выявила здесь наличие массивов движущихся песков на
площади 2314 га. Несмотря на то, что это составляет всего 1,5% от
площади открытых песков в Республике Калмыкия, именно эти территории (особенно
вблизи населенных пунктов и водопоев), представляют собой постоянно действующие
очаги распространения опустынивания.
Чрезвычайно высокая нагрузка на пастбища СМО Калмыкии связана с тем, что
низкая продуктивность пастбищ не обеспечивает в достаточном количестве
пастбищным кормом поголовье скота, находящегося в собственности граждан.
В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации выпас личного
скота на пастбищах, принадлежащих другим землепользователям, запрещен,
а резерва кормовых угодий нет. С другой стороны, увеличение нагрузки на
пастбища СМО в 1,4 – 6,0 раза выше допустимой нормы индуцирует быстрое
снижение их продуктивности и емкости, расширение площади опустынивания,
прежде всего, за счет земель СМО, расположенных на песчаных и супесчаных
почвах, а также сбитых пастбищ. Только на землях СМО ожидается расширение
площадей открытых песков более чем в 3 раза.
Обычные меры борьбы с этим явлением (например, государственные лесомелиоративные
работы), не приводят к значимому результату.
Другая сторона проблемы заключается в том, что основным источником доходов
сельских жителей в условиях неплатежеспособности сельхозпредприятий становится
личное подсобное хозяйство (ЛПХ). Так, в общем объеме производства основных
видов сельскохозяйственной продукции, хозяйства населения производят 66,5%
мяса, 85,2% молока, 56,8% яиц, 66,1% овощей и 29,8% шерсти. Существующие
программы поддержки, развития ЛПХ и повышения доходов населения не учитывают
главного – ресурса пастбищ, источника дешевых кормов. Однако, население
стоит перед угрозой их потери.
Поскольку доходы сельского личного подворья зависят в значительной
степени от состояния пастбищ, то сельские жители должны быть заинтересованы
в их улучшении. Анализ материалов по развитию индивидуальных хозяйств Бурятии,
Тывы и Монголии свидетельствует об обратном - местное население, использующее
пастбища СМО, в связи с тяжелым экономическим и финансовым положением
не заинтересовано во вложении собственных средств в их улучшение. Многие
живут сиюминутными проблемами и не видят связи между своим благосостоянием
и состоянием пастбищ. Незнание своих прав, современных методов восстановления
и управления кормовыми угодьями приводит к распространению сельской бедности,
опустынивания, массового браконьерства (направленного, прежде всего,
на добычу сайгачьего рога, пользующегося спросом на черном рынке).
Для решения этой сложной проблемы необходимо выявление и применение рычагов
социально-экономического характера, повышение просвещенности и активности
местного населения, заинтересованности его в улучшении пастбищ, обучение
приемам управления пасбищами, реализация прав местного населения
в части формирования местного бюджета на муниципальном уровне
В Республике имеется положительный опыт по улучшению деградированных пастбищ
и закреплению подвижных песков высевом многолетних трав, методические разработки
по регламентации использования природных пастбищ засушливых зон, опыт работы
с местным населением. Использование этого опыта и связей с ведущими научными
учреждениями России для улучшения экологического состояния земель СМО позволит,
в первую очередь, предотвратить экологическую катастрофу на этих участках,
а затем перейти к бережному использованию пастбищных ресурсов.
В качестве модели для осуществления проекта предлагаются пастбища СМО Яшкульского
района Республики Калмыкия с последующим распространением на другие районы
региона Черные земли, а также на другие СМО Юга России
со сходными условиями.
Возможности
· Поддержка Правительства и научных учреждений Республики Калмыкия
· Инициативы, опыт и разработки по инвентаризации пастбищных участков
и работы с населением общественного "Фонда устойчивого развития Калмыкии»
и Калмыцкого научно-исследовательского и проектно-изыскательского института
земельных ресурсов (КалмНИИгипрозем).
· Наличие педагогических кадров для обучения местного населения приемам
управления, использования пастбищ и ухода за ними.
· Наличие ГИС для модельных территорий Калмыкии
· Действующая программа «Возрождение традиционного пастбищного животноводства»
в рамках ФЦП «Юг России» и возможности софинансирования по ее статьям.
Цель
Подавление очагов опустынивания путем устойчивого использования пастбищ
сельских муниципальных образований на основе общественного управления и
содействия этим восстановлению их растительного и почвенного покрова.
Задачи
· Обучение сельских жителей основам рационального выпаса скота
на пастбищах СМО.
· Инвентаризация пастбищных угодий сельских муниципальных образований.
· Подготовка материалов для бесед с различными группами сельских жителей
по вопросам правильного выпаса на деградированных пастбищах, организации
пастбищеооборотов при учете допустимой нагрузки, особенностей природно-климатических
и экологических условий, состояния пастбищных угодий.
· Выработка плана совместных действий по рациональному использованию
пастбищ в целях их долгосрочного использования с различными категориями
сельских жителей: 1)учащимися; 2)владельцами скота; 3)наемными пастухами
и чабанами; 4)представителями сельской администрации.
· Консультации по вопросам формирования и исполнения муниципального
бюджета, поступлений земельного налога и его использования.
· Составление научно обоснованных схем пастбищеоборотов для СМО
и рекомендаций по организации и рациональному использованию пастбищ.
· Информирование населения в области рационального использования пастбищ,
повышения интереса населения к проблемам экологически устойчивого
природопользования; публикации в районных и республиканских СМИ; выступления
на республиканском радио и телевидении; распространение рекламной продукции,
фото- и видеоматериалов, пропагандирующих идеи щадящего землепользования.
· Весенне-осенний мониторинг состояния улучшенных пастбищ сельских
муниципальных образований.
· Составление модели общественного управления пастбищами и ее закрепление
решениями органов местного самоуправления.
· Обобщение опыта работы группы и подготовка пакетов документов, необходимых
для дальнейшего распространения в аридной зоне Республики Калмыкия и
в других субъектах юга Российской Федерации.
Ожидаемые результаты
· Подавление очагов опустынивания.
· Улучшение экологической ситуации в населенных пунктах.
· Снижение остроты проблем сельской бедности и сельского браконьерства.
· Повышение осведомленности населения в области современных методов
восстановления и управления пастбищами и прав землепользования.
· Рост экономической ценности реконструированных пастбищ муниципальных
образований.
· Демонстрационные материалы и результаты для распространения и внедрения.
Исполнители
Общественный "Фонд устойчивого развития Калмыкии", Калмыцкий научно-исследовательский
и проектно-изыскательский институт земельных ресурсов (КалмНИИгипрозем),
Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса,
Калмыцкий государственный университет, Прикаспийский научно-исследовательский
институт аридного земледелия.