Стратегия МСОП по степям
Место Стратегии в существующих программах и проектах
Региональные программы и проекты по борьбе с опустыниванием
Впервые проблемы борьбы с опустыниванием привлекли внимание мировой общественности
после катастрофической засухи 1968-1973 гг. на Африканском континенте.
По инициативе ЮНЕП и ЮНЕСКО в 1977 г. в Найроби была проведена специальная
Конференция. На ней были представлены результаты нескольких опытно-показательных
проектов (case-studies), в том числе опыт борьбы с опустыниванием и деградацией
земель в зоне Каракумского канала в Туркменистане и при освоении Голодной
степи в Узбекистане. По итогам работы этой конференции был предложен Всемирный
План действий по борьбе с опустыниванием (UNICOD, 1977). Делегация СССР
принимала активное участие в этой Конференции, а после нее было налажено
плодотворное сотрудничество с ЮНЕП по выполнению Плана действий, в первую
очередь тех разделов, которые были направлены на оказание помощи в подготовке
кадров и разработке схем комплексного развития аридных регионов в развивающихся
странах. Был разработан такой план и для Черных Земель в Калмыкии.
За период с 1978 по 1990 г. в СССР по этой программе было проведено 40
учебных курсов и семинаров и многочисленные консультации. Большую роль
в организации этих мероприятий, в которых приняло участие более 700 зарубежных
специалистов, сыграли Комиссия СССР по делам ЮНЕП (ЮНЕПКом), Центр
международных проектов (ЦМП) и Институт пустынь АН Туркменистана, как координирующий
научный центр.
С 1991 г. после распада СССР налаженные международные контакты в области
борьбы с опустыниванием значительно ослабли, но благодаря усилиям ЦМП на
базе ВНИАЛМИ в Волгограде дважды (за счет рублевого взноса России в ЮНЕП)
были организованы учебные курсы для специалистов из стран СНГ: «Охрана
и использование сельскохозяйственных земель, подверженных засолению» (12
сентября – 1 октября 1994 г.) и «Восстановление и использование эродированных
земель» (16 сентября – 5 октября 1997 г.).
Еще в 1985 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о разработке
и внедрении Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных Земель
в Калмыкии и Кизлярских пастбищ в Дагестане. Соответствующие поручения
были даны Министерствами сельского хозяйства РФ, Калмыкии и Дагестана,
но утвержденная Правительством РФ в 1989 г. Генеральная схема по различным
причинам в Дагестане полностью не была внедрена.
В ноябре 1996 г. в Элисте состоялось совещание представителей природоохранных
органов 19 субъектов Российской Федерации, территории которых подвержены
опустыниванию и засухам. В резолюции Совещания была поддержана инициатива
Президента Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинова о создании Ассоциации аридных
регионов РФ; Обращение к Президенту и Правительству РФ об ускорении присоединения
России к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием; Предложение по разработке
Федеральной программы на 1998-2005 гг. по защите территорий РФ, подверженных
опустыниванию и засухе, и о создании Европейского аридного центра в Республике
Калмыкия. Однако, как это было и с другими ценными предложениями (например,
о создании Степного Форума), данная резолюция так и осталась на бумаге,
если не считать создания на общественных началах Аридного Центра в Элисте,
которому на начальном этапе была предоставлена небольшая помощь со стороны
ЮНЕП. Таким образом, нереализованность идеи Ассоциации аридных регионов,
неприсоединение России к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, задержало
осуществление многих актуальных мероприятий, которые могли бы получить
серьезную помощь федеральных органов. Результаты этого налицо - например,
абсолютный минимум численности популяции европейского сайгака к 2001 г.
из-за массового браконьерства. Возможно, что в ходе реализации Стратегии
придется неоднократно возвращаться к предложениям Совещания в Элисте в
ноябре 1996 г.
Большую часть территории, на которой планируется реализация данной Стратегию,
охватывает Субрегиональная национальная программа действий по борьбе с
опустыниванием для Юго-востока Европейской части Российской Федерации,
подготовленная ЦМП при Госкомэкологии России (ныне МПР России) и Всероссийским
научно-исследовательским институтом агролесомелиорации (ВНИАЛМИ). В этом
документе подробно рассматриваются природные и социально-экономические
условия и причины интенсификации процессов опустынивания к концу ХХ в.
Специальный раздел Стратегии посвящен оптимизации животноводства. Но в
нем, хотя и отмечается, что территория Юго-востока Европейской России благоприятна
для развития овцеводства, основной акцент сделан на крупные механизированные
овцефермы и создание культурных пастбищ на богаре или на поливе. В прошлом,
именно такие рекомендации привели к серьезному ущербу пастбищным угодьям.
Овцеводство при переходе на рыночную экономику стало нерентабельным и в
настоящее время во всех субъектах Российской Федерации, включенных в данный
Проект, оно находится в кризисном состоянии. Характерно, что из значительного
числа приоритетных проектов (21), рекомендованных данной Программой действий,
только в одном («Создание комфортных зон и экологически безопасных комплексов
для получения дешевой электроэнергии в местах отдыха животных на пастбищах
Прикаспия») затрагиваются вопросы улучшения экологической обстановки на
пастбищах и облегчения условий труда животноводов. В то же время, вопросы
реорганизации пастбищного животноводства требуют гораздо большего внимания
и могут быть решены именно за счет внутрирегиональной кооперации.
В Субрегиональной программе для Юго-Востока Европейской части Российской
Федерации (1999) не предусмотрено участие Республики Калмыкия, но это связано
с тем, что с консультативной помощью ЦМП и экспертов ЮНЕП ранее (1995 г.)
уже была подготовлена и опубликована Национальная Программа действий по
борьбе с опустыниванием в Калмыкии. Она по своей структуре очень сходна
с Субрегиональной программой 1999 г., но специального раздела по вопросам
состояния животноводства в ней нет. С другой стороны, в нее включены такие
важные разделы, как «Пастбищная дигрессия» и «Фитомелиорация пастбищ и
современных очагов опустынивания», которые, несомненно, представляют интерес
для сравнения ситуаций в других субъектах Российской Федерации, включенных
в Стратегию МСОП. В Приложении к Национальной Программе действий по борьбе
с опустыниванием в Калмыкии даны описания трех приоритетных проектов: «Восстановление
территории опустыненных Черных земель Республики Калмыкия»; «Создание Европейского
аридного центра»; «Организация мониторинга опустынивания на модельных полигонах
Калмыкии». К ним в более поздней публикации (Из плена песков…, 1997) было
добавлено еще девять, но среди них специального проекта по оптимизации
пастбищного животноводства в Калмыкии так и не появилось, хотя именно чрезмерное
превышение пастбищной нагрузки и явилось основной причиной интенсивного
развития процессов опустынивания на территории Калмыкии. Представленные
материалы еще раз подчеркивают актуальность предлагаемого документа МСОП,
в котором уделяется особое внимание оптимизации пастбищного животноводства
и восстановлению естественных пастбищных угодий.
Помимо участия в Субрегиональной программе (1999) в Республике Дагестан
по инициативе Прикаспийского института биологических ресурсов РАН был подготовлен
собственный проект Национальной программы действий по борьбе с опустыниванием
земель (2001). В проект были включены 2 темы: «Разработка научных и прикладных
основ борьбы с опустыниванием земель в Республике Дагестан» и «Создание
почвенно-экологических карт, почвенно-агроэкологического районирования
и бонитировки почв в целях разработки мероприятий по борьбе с опустыниванием
и засухой». Приводится детальное обоснование этих тем, как важных составляющих
Национальной программы действий по борьбе с опустыниванием, которым охвачено
более 2,5 млн. га сельскохозяйственных угодий в равнинных и предгорных
районах Республики Дагестан. Основная причина кроется в ненормированном
выпасе скота, значительном превышении установленных нагрузок, а на освоенных
участках – в распашке без учета свойств почв и низком уровне агротехники.
При этом авторы подчеркивают принципиальные отличия условий Дагестана и
применяемых технологий от тех условий и рекомендаций, которые приведены
в «Субрегиональной программе» (1999) для других субъектов Российской
Федерации. Однако, возникают серьезные опасения, что и эта программа при
отсутствии дополнительных источников финансирования также останется невыполненной.
Совершенно очевидно, что особое внимание, помимо двух указанных выше проектов,
в опустыненных районах Дагестана, также как в Калмыкии, следует уделить
вопросам оптимизации и реорганизации пастбищного животноводства. Для этого
потребуется четкое взаимодействие ученых и практиков, решающих экологические
и экономические проблемы, и поддержка местного населения. Именно поэтому
один из первых проектов, включенных в План действий по развитию пастбищного
животноводства на Юге России, посвящен отработке механизма такого взаимодействия,
в т.ч. участию в нем административных органов и неправительственных организаций.
В качестве модельного полигона можно взять район Черных Земель в Калмыкии,
где, во-первых, в ходе осуществления Генеральной схемы были отработаны
различные технологии фитомелиорации деградированных пастбищ; во-вторых,
создан биосферный резерват «Черные Земли», сотрудники которого могут продолжить
испытания новых, экологически обоснованных приемов борьбы с опустыниванием;
в-третьих, что немаловажно, именно в Калмыкии уже утверждена Целевая программа
по возрождению традиционного пастбищного животноводства (2001-2010г.г.).
Наконец, дополнительно к Целевой программе в Калмыкии в настоящее время
рассматривается проект подпрограммы «Восстановление территории опустыненных
Черных Земель Республики Калмыкия», реализацию которой (за счет федерального
и местного бюджета и внебюджетных поступлений, всего 8,0 млн. рублей) планируется
осуществить в 2002-2008 гг.
Стратегия и программы сохранения водно-болотных угодий
Для отработки вопросов рационального водообеспечения пастбищного животноводства
и населенных пунктов, расположенных в аридной зоне, определенный интерес
представляет укрепление сотрудничества субъектов РФ, расположенных в пределах
речных бассейнов - Волги, Урала, Терека. Значительная помощь в этом плане
может быть получена и от международных организаций. Так, в Астрахани в
1991 г. при поддержке ВВФ проведен международный семинар, на котором был
разработан «План стратегических действий по сохранению водно-болотных угодий
Нижней Волги». Дальнейшее развитие этот план получил в 2001 г., когда по
инициативе ПРООН в Астрахани (с участием представителей Калмыкии и Волгоградской
области) было проведено еще одно международное рабочее совещание по подготовке
Проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги».
Однако, следует отметить определенную ограниченность такого направления,
поскольку одним из важнейших факторов воздействия на водно-болотные угодья
аридных регионов является способ землепользования, в частности, орошение
и стоки с животноводческих комплексов, нарушение берегов водоемов в результате
ненормированного выпаса и пр. Целесообразно оформление отдельной заявки
в ГЭФ на осуществление Комплексной программы восстановления, сохранения
и устойчивого использования природных ресурсов засушливых земель Европейской
части РФ. В случае положительного решения ГЭФ о финансовой поддержке в
нее совершенно естественно вписались бы задачи по сохранению биоразнообразия
всех типов экосистем, включая и водно-болотные, и задачи по обеспечению
устойчивого развития сельского хозяйства, в том числе указанные выше проекты
по возрождению пастбищного животноводства и восстановления Черных Земель.
После серьезной подготовки, проведенной Комиссией по изучению производительных
сил и природных ресурсов РАН, в 1998 г. была начата реализация Федеральной
целевой программы «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге
и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов
Волжского бассейна на период до 2010 года» (ФЦП «Возрождение Волги», ныне
вошедшей составной частью в ФЦП «Экология и природные ресурсы 2002-2010
гг.). Из названных выше субъектов Российской Федерации в нее не включена
только Республика Дагестан. Среди основных целей этой Программы особое
внимание было обращено на то, что в области сельскохозяйственного производства
необходимо повышение продуктивности сельскохозяйственных земель, экономическое
стимулирование применения ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий,
обеспечивающих восстановление природных комплексов. Наряду с этим в области
лесного хозяйства была подчеркнута важность сохранения и восстановления
растительного и животного мира, развития охраняемых природных территорий
и создание кадастров лесных ресурсов, флоры и фауны.
По решению Правительства РФ № 860 от 7 декабря 2001 г. в 2002 г. начала
осуществляться Федеральная Целевая Программа «Экология и природные ресурсы
России (2002-2010 гг.)» с бюджетом 723,789 млрд. руб. и в которой (в качестве
подпрограммы) будут продолжены работы по ФЦП «Возрождению Волги».
Очевидно, в ходе реализации Стратегии МСОП предстоит наладить контакты
с участниками указанной ФЦП, отвечающими за указанные разделы, чтобы не
дублировать проведенные ими работы, решить вопросы возможного софинансирования
и опираться на уже полученные результаты.
В 2001 г. была проведена работа по подготовке к реализации опытно-показательного
проекта ЮНЕСКО «Устойчивое развитие Волго-Каспийского региона», одобренного
31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО. Цели этого проекта сочетаются
с целями и задачами Стратегии МСОП, так как без реорганизации сельскохозяйственного
производства и животноводства, как его важной отрасли, и улучшения сохранения
биоразнообразия во всех угодьях трудно будет обеспечить достижение требуемых
показателей устойчивого развития. Среди субъектов Российской Федерации,
включенных в Стратегию МСОП, особое внимание в проекте ЮНЕСКО будет
уделено Астраханской и Саратовской области, которые будут использованы
как тестовые полигоны для проверки различных подходов и технологий.
Предстоит учесть и согласовать эти планы с проектом ГЭФ (ПРООН) по
Нижней Волге и ФЦП «Экология и природные ресурсы» для устранения дублирования
и распыления средств.
Успех предлагаемых проектов, рассчитанных на несколько лет, будет зависеть
от применения специальных программ по оценке и мониторингу. При реализации
Стратегии МСОП крайне важно внедрить географические информационные системы
(ГИС), которые должны широко использовать результаты аэрокосмического
картографирования и мониторинга природных кормовых угодий.
Предстоит также учесть опыт ранее начатого и незавершенного проекта МСОП
(№ 75212) «Экологически устойчивое сельское хозяйство и биоразнообразие
степей». На начальной стадии этого проекта к участию в нем удалось привлечь
частное инвестирование в различные животноводческие хозяйства на Украине
и в Саратовской области, но разница в подходах на такой большой территории
и недочеты в управлении не позволили решить весь комплекс поставленных
задач. Определенная неудовлетворенность результатами этого проекта может
сказаться при обсуждении нового проекта МСОП с руководством тех же самых
субъектов РФ или административных районов, где он проводился.
Вклад неправительственных организаций
Значительный вклад в дело оздоровления окружающей среды рассматриваемого
региона вносят неправительственные организации. Среди них, прежде всего,
следует назвать областные и республиканские отделения Всероссийского общества
охраны природы (ВООП), проводящие много конкретных мероприятий в
разных регионах. Разные аспекты выполнения федеральной программы «Возрождение
Волги» постоянно находятся под контролем отделений Экологического парламента
Волжского бассейна. Координация усилий по охране природы Нижнего Поволжья
входит в задачи Регионального центра по изучению и сохранению биоразнообразия
при Волгоградском отделении Российской экологической академии. Этот центр
успешно завершил ряд проектов, поддержанных ГЭФ и другими фондами.
Работы по сохранению степных ландшафтов ведутся Институтом степи Уральского
отделения РАН. А Институтом проектирования земельных ресурсов Республики
Калмыкия совместно с Центром холистического менеджмента, Денвер, Колорадо,
США, успешно реализован проект по обмену опытом устойчивого землепользования
на аридных землях. Новосибирским экоклубом совместно с Лабораторией
природных экосистем из Самары и Центром охраны дикой природы (Москва) выпускается
"Степной Бюллетень", удачно дополняющий академический журнал "Аридные экосистемы".
Привлечение специалистов из этих неправительственных организаций к решению
тех или иных задач, стоящих перед МСОП, может сыграть решающую роль в успешной
реализации Стратегии.