Для вас в нашей фирме свадебный кортеж недорого со скидками.
                    Стратегия МСОП по степям

Место Стратегии в существующих программах и проектах

Региональные программы и проекты по борьбе с опустыниванием

                Впервые проблемы борьбы с опустыниванием привлекли внимание мировой общественности после катастрофической засухи 1968-1973 гг. на Африканском континенте. По инициативе ЮНЕП и ЮНЕСКО в 1977 г. в Найроби была проведена специальная Конференция. На ней были представлены результаты нескольких опытно-показательных проектов (case-studies), в том числе опыт борьбы с опустыниванием и деградацией земель в зоне Каракумского канала в Туркменистане и при освоении Голодной степи в Узбекистане. По итогам работы этой конференции был предложен Всемирный План действий по борьбе с опустыниванием (UNICOD, 1977). Делегация СССР принимала активное участие в этой Конференции, а после нее было налажено плодотворное сотрудничество с ЮНЕП по выполнению Плана действий, в первую очередь тех разделов, которые были направлены на оказание помощи в подготовке кадров и разработке схем комплексного развития аридных регионов в развивающихся странах. Был разработан такой план и для Черных Земель в Калмыкии.
                За период с 1978 по 1990 г. в СССР по этой программе было проведено 40 учебных курсов и семинаров и многочисленные консультации. Большую роль в организации этих мероприятий, в которых приняло участие более 700 зарубежных специалистов, сыграли  Комиссия СССР по делам ЮНЕП (ЮНЕПКом), Центр международных проектов (ЦМП) и Институт пустынь АН Туркменистана, как координирующий научный центр.
                С 1991 г. после распада СССР налаженные международные контакты в области борьбы с опустыниванием значительно ослабли, но благодаря усилиям ЦМП на базе ВНИАЛМИ в Волгограде дважды (за счет рублевого взноса России в ЮНЕП) были организованы учебные курсы для специалистов из стран СНГ: «Охрана и использование сельскохозяйственных земель, подверженных засолению» (12 сентября – 1 октября 1994 г.) и «Восстановление и использование эродированных земель» (16 сентября – 5 октября 1997 г.).
                Еще в 1985 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о разработке и внедрении Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных Земель в Калмыкии и Кизлярских пастбищ в Дагестане. Соответствующие поручения были даны Министерствами сельского хозяйства РФ, Калмыкии и Дагестана, но утвержденная Правительством РФ в 1989 г. Генеральная схема по различным причинам в Дагестане полностью не была внедрена.
                В ноябре 1996 г. в Элисте состоялось совещание представителей природоохранных органов 19 субъектов Российской Федерации, территории которых подвержены опустыниванию и засухам. В резолюции Совещания была поддержана инициатива Президента Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинова о создании Ассоциации аридных регионов РФ; Обращение к Президенту и Правительству РФ об ускорении присоединения России к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием; Предложение по разработке Федеральной программы на 1998-2005 гг. по защите территорий РФ, подверженных опустыниванию и засухе, и о создании Европейского аридного центра в Республике Калмыкия. Однако, как это было и с другими ценными предложениями (например, о создании Степного Форума), данная резолюция так и осталась на бумаге, если не считать создания на общественных началах Аридного Центра в Элисте, которому на начальном этапе была предоставлена небольшая помощь со стороны ЮНЕП. Таким образом, нереализованность идеи Ассоциации аридных регионов, неприсоединение России к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, задержало осуществление многих актуальных мероприятий, которые могли бы получить серьезную помощь федеральных органов. Результаты этого налицо - например, абсолютный минимум численности популяции европейского сайгака к 2001 г. из-за массового браконьерства. Возможно, что в ходе реализации Стратегии придется неоднократно возвращаться к предложениям Совещания в Элисте в ноябре 1996 г.
                Большую часть территории, на которой планируется реализация данной Стратегию, охватывает Субрегиональная национальная программа действий по борьбе с опустыниванием для Юго-востока Европейской части Российской Федерации, подготовленная ЦМП при Госкомэкологии России (ныне МПР России) и Всероссийским научно-исследовательским институтом агролесомелиорации (ВНИАЛМИ). В этом документе подробно рассматриваются природные и социально-экономические условия и причины интенсификации процессов опустынивания к концу ХХ в. Специальный раздел Стратегии посвящен оптимизации животноводства. Но в нем, хотя и отмечается, что территория Юго-востока Европейской России благоприятна для развития овцеводства, основной акцент сделан на крупные механизированные овцефермы и создание культурных пастбищ на богаре или на поливе. В прошлом, именно такие рекомендации привели к серьезному ущербу пастбищным угодьям. Овцеводство при переходе на рыночную экономику стало нерентабельным и в настоящее время во всех субъектах Российской Федерации, включенных в данный Проект, оно находится в кризисном состоянии. Характерно, что из значительного числа приоритетных проектов (21), рекомендованных данной Программой действий, только в одном («Создание комфортных зон и экологически безопасных комплексов для получения дешевой электроэнергии в местах отдыха животных на пастбищах Прикаспия») затрагиваются вопросы улучшения экологической обстановки на пастбищах и облегчения условий труда животноводов. В то же время, вопросы реорганизации пастбищного животноводства требуют гораздо большего внимания и могут быть решены именно за счет внутрирегиональной кооперации.
                В Субрегиональной программе для Юго-Востока Европейской части Российской Федерации (1999) не предусмотрено участие Республики Калмыкия, но это связано с тем, что с консультативной помощью ЦМП и экспертов ЮНЕП ранее (1995 г.) уже была подготовлена и опубликована Национальная Программа действий по борьбе с опустыниванием в Калмыкии. Она по своей структуре очень сходна с Субрегиональной программой 1999 г., но специального раздела по вопросам состояния животноводства в ней нет. С другой стороны, в нее включены такие важные разделы, как «Пастбищная дигрессия» и «Фитомелиорация пастбищ и современных очагов опустынивания», которые, несомненно, представляют интерес для сравнения ситуаций в других субъектах Российской Федерации, включенных в Стратегию МСОП. В Приложении к Национальной Программе действий по борьбе с опустыниванием в Калмыкии даны описания трех приоритетных проектов: «Восстановление территории опустыненных Черных земель Республики Калмыкия»; «Создание Европейского аридного центра»; «Организация мониторинга опустынивания на модельных полигонах Калмыкии». К ним в более поздней публикации (Из плена песков…, 1997) было добавлено еще девять, но среди них специального проекта по оптимизации пастбищного животноводства в Калмыкии так и не появилось, хотя именно чрезмерное превышение пастбищной нагрузки и явилось основной причиной интенсивного развития процессов опустынивания на территории Калмыкии. Представленные материалы еще раз подчеркивают актуальность предлагаемого документа МСОП, в котором уделяется особое внимание оптимизации пастбищного животноводства и восстановлению естественных пастбищных угодий.
                 Помимо участия в Субрегиональной программе (1999) в Республике Дагестан по инициативе Прикаспийского института биологических ресурсов РАН был подготовлен собственный проект Национальной программы действий по борьбе с опустыниванием земель (2001). В проект были включены 2 темы: «Разработка научных и прикладных основ борьбы с опустыниванием земель в Республике Дагестан» и «Создание почвенно-экологических карт, почвенно-агроэкологического районирования и бонитировки почв в целях разработки мероприятий по борьбе с опустыниванием и засухой». Приводится детальное обоснование этих тем, как важных составляющих Национальной программы действий по борьбе с опустыниванием, которым охвачено более 2,5 млн. га сельскохозяйственных угодий в равнинных и предгорных районах Республики Дагестан. Основная причина кроется в ненормированном выпасе скота, значительном превышении установленных нагрузок, а на освоенных участках – в распашке без учета свойств почв и низком уровне агротехники. При этом авторы подчеркивают принципиальные отличия условий Дагестана и применяемых технологий от тех условий и рекомендаций, которые приведены в «Субрегиональной программе» (1999) для других субъектов Российской  Федерации. Однако, возникают серьезные опасения, что и эта программа при отсутствии дополнительных источников финансирования также останется невыполненной.
                Совершенно очевидно, что особое внимание, помимо двух указанных выше проектов, в опустыненных районах Дагестана, также как в Калмыкии, следует уделить вопросам оптимизации и реорганизации пастбищного животноводства. Для этого потребуется четкое взаимодействие ученых и практиков, решающих экологические и экономические проблемы, и поддержка местного населения. Именно поэтому один из первых проектов, включенных в План действий по развитию пастбищного животноводства на Юге России, посвящен отработке механизма такого взаимодействия, в т.ч. участию в нем административных органов и неправительственных организаций. В качестве модельного полигона можно взять район Черных Земель в Калмыкии, где, во-первых, в ходе осуществления Генеральной схемы были отработаны различные технологии фитомелиорации деградированных пастбищ; во-вторых, создан биосферный резерват «Черные Земли», сотрудники которого могут продолжить испытания новых, экологически обоснованных приемов борьбы с опустыниванием; в-третьих, что немаловажно, именно в Калмыкии уже утверждена Целевая программа по возрождению традиционного пастбищного животноводства (2001-2010г.г.). Наконец, дополнительно к Целевой программе в Калмыкии в настоящее время рассматривается проект подпрограммы «Восстановление территории опустыненных Черных Земель Республики Калмыкия», реализацию которой (за счет федерального и местного бюджета и внебюджетных поступлений, всего 8,0 млн. рублей) планируется осуществить в 2002-2008 гг.

Стратегия и программы сохранения водно-болотных угодий

                Для отработки вопросов рационального водообеспечения пастбищного животноводства и населенных пунктов, расположенных в аридной зоне, определенный интерес представляет укрепление сотрудничества субъектов РФ, расположенных в пределах речных бассейнов - Волги, Урала, Терека. Значительная помощь в этом плане может быть получена и от международных организаций. Так, в Астрахани в 1991 г. при поддержке ВВФ проведен международный семинар, на котором был разработан «План стратегических действий по сохранению водно-болотных угодий Нижней Волги». Дальнейшее развитие этот план получил в 2001 г., когда по инициативе ПРООН в Астрахани (с участием представителей Калмыкии и Волгоградской области) было проведено еще одно международное рабочее совещание по подготовке Проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги».
                Однако, следует отметить определенную ограниченность такого направления, поскольку одним из важнейших факторов воздействия на водно-болотные угодья аридных регионов является способ землепользования, в частности, орошение и стоки с животноводческих комплексов, нарушение берегов водоемов в результате ненормированного выпаса и пр. Целесообразно оформление отдельной заявки в ГЭФ на осуществление Комплексной программы восстановления, сохранения и устойчивого использования природных ресурсов засушливых земель Европейской части РФ. В случае положительного решения ГЭФ о финансовой поддержке в нее совершенно естественно вписались бы задачи по сохранению биоразнообразия всех типов экосистем, включая и водно-болотные, и задачи по обеспечению устойчивого развития сельского хозяйства, в том числе указанные выше проекты по возрождению пастбищного животноводства и восстановления Черных Земель.
                 После серьезной подготовки, проведенной Комиссией по изучению производительных сил и природных ресурсов РАН, в 1998 г. была начата реализация Федеральной целевой программы «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (ФЦП «Возрождение Волги», ныне вошедшей составной частью в ФЦП «Экология и природные ресурсы 2002-2010 гг.). Из названных выше субъектов Российской  Федерации в нее не включена только Республика Дагестан. Среди основных целей этой Программы особое внимание было обращено на то, что в области сельскохозяйственного производства необходимо повышение продуктивности сельскохозяйственных земель, экономическое стимулирование применения ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, обеспечивающих восстановление природных комплексов. Наряду с этим в области лесного хозяйства была подчеркнута важность сохранения и восстановления растительного и животного мира, развития охраняемых природных территорий и создание кадастров лесных ресурсов, флоры и фауны.
                По решению Правительства РФ № 860 от 7 декабря 2001 г. в 2002 г. начала осуществляться Федеральная Целевая Программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)» с бюджетом 723,789 млрд. руб. и в которой (в качестве подпрограммы) будут продолжены работы по ФЦП «Возрождению Волги».
                Очевидно, в ходе реализации Стратегии МСОП предстоит наладить контакты с участниками указанной ФЦП, отвечающими за указанные разделы, чтобы не дублировать проведенные ими работы, решить вопросы возможного софинансирования и опираться на уже полученные результаты.
                В 2001 г. была проведена работа по подготовке к реализации опытно-показательного проекта ЮНЕСКО «Устойчивое развитие Волго-Каспийского региона», одобренного 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО. Цели этого проекта сочетаются с целями и задачами Стратегии МСОП, так как без  реорганизации сельскохозяйственного производства и животноводства, как его важной отрасли, и улучшения сохранения биоразнообразия во всех угодьях трудно будет обеспечить достижение требуемых показателей устойчивого развития. Среди субъектов Российской  Федерации, включенных в Стратегию  МСОП, особое внимание в проекте ЮНЕСКО будет уделено Астраханской и Саратовской области, которые будут использованы как тестовые полигоны для  проверки различных подходов и технологий. Предстоит  учесть и согласовать эти планы с проектом ГЭФ (ПРООН) по Нижней Волге и ФЦП «Экология и природные ресурсы» для устранения дублирования и распыления средств.
                Успех предлагаемых проектов, рассчитанных на несколько лет, будет зависеть от применения специальных программ по оценке и мониторингу. При реализации Стратегии МСОП крайне важно внедрить географические информационные системы (ГИС), которые должны широко использовать результаты   аэрокосмического картографирования и мониторинга природных кормовых угодий.
                Предстоит также учесть опыт ранее начатого и незавершенного проекта МСОП (№ 75212) «Экологически устойчивое сельское хозяйство и биоразнообразие степей». На начальной стадии этого проекта к участию в нем удалось привлечь частное инвестирование в различные животноводческие хозяйства на Украине и в Саратовской области, но разница в подходах на такой большой территории и недочеты в управлении не позволили решить весь комплекс поставленных задач. Определенная неудовлетворенность результатами этого проекта может сказаться при обсуждении нового проекта МСОП с руководством тех же самых субъектов РФ или административных районов, где он проводился.

Вклад неправительственных организаций

                Значительный вклад в дело оздоровления окружающей среды рассматриваемого региона вносят неправительственные организации. Среди них, прежде всего, следует назвать областные и республиканские отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП), проводящие много конкретных мероприятий  в разных регионах. Разные аспекты выполнения федеральной программы «Возрождение Волги» постоянно находятся под контролем отделений Экологического парламента Волжского бассейна. Координация усилий по охране природы Нижнего Поволжья входит в задачи Регионального центра по изучению и сохранению биоразнообразия при Волгоградском отделении Российской экологической академии. Этот центр  успешно завершил ряд проектов, поддержанных ГЭФ и другими фондами.   Работы по сохранению степных ландшафтов ведутся Институтом степи Уральского отделения РАН. А Институтом проектирования земельных ресурсов Республики Калмыкия совместно с Центром холистического менеджмента, Денвер, Колорадо, США, успешно реализован проект по обмену опытом устойчивого землепользования на аридных землях.  Новосибирским экоклубом совместно с Лабораторией природных экосистем из Самары и Центром охраны дикой природы (Москва) выпускается "Степной Бюллетень", удачно дополняющий академический журнал "Аридные экосистемы".
                Привлечение специалистов из этих неправительственных организаций к решению тех или иных задач, стоящих перед МСОП, может сыграть решающую роль в успешной реализации Стратегии.