Стратегия МСОП по степям

Финансово-экономический механизм реализации Стратегии

Общие подходы

                В ходе подготовки Обзора и Стратегии и консультаций с экспертами был сделан вывод о главном недочете существующих программ и проектов по решению проблем опустынивания и сохранения биоразнообразия в аридной зоне - отсутствии реальных финансовых и экономических механизмов их реализации. Любые планы наталкиваются на незаинтересованность местных властных структур  и общественности, поскольку в них не прописаны среднесрочные экономические перспективы и не указаны выгоды финансирующей стороны и местного населения. Для успешного внедрения этих планов необходима экономические стимулы для двух главных пользователей результатами проекта - инвестора и местного населения. Этот принцип заложен в основу финансово-экономического механизма реализации Стратегии.
                Для решения главной задачи данного блока Стратегии - привлечения финансов, будет использован двухкомпонентный механизм: фандрейзинг и частное инвестирование. Этот механизм был обоснован во многих документах Программы "Устойчивое сельское хозяйство и развитие сельских регионов" МСОП, а его реализация началась в ходе проекта МСОП, поддержанного USAID в 2002 г.
                Привлечение средств доноров - международных организаций и, частично, средств федерального и региональных бюджетов, необходимо для инициализации проектов Стратегии.  Последующая и главная стадия - привлечение частных инвестиций и усиление заинтересованности местного населения.

Привлечение средств доноров

                Среди основных направлений природоохранной деятельности, включенных в специальный доклад «Иностранная помощь России в области охраны окружающей среды и оценка эффективности ее использования в 1992-1997 гг.», подготовленного к 4-ой министерской конференции «Окружающая среда для Европы» в Орхусе (Дания) по инициативе Управления международного сотрудничества Госкомэкологии России, сельское хозяйство представлено лишь в одном – сохранение и реабилитация почв и земель. Для Поволжского региона, субъекты Российской Федерации которого занимают особую роль в  Стратегии МСОП, безвозмездные гранты были выделены всего по 8 проектам, на общую сумму 7,825 млн. долл. США. При этом 4,300 млн. долл. было израсходовано в Самарской области на улучшение водоподготовки и очистки сточных вод, и 0,065 млн. долл. получила Республика Калмыкия на проведение мероприятий по борьбе с опустыниванием. В докладе отмечается также, что в ряде случаев было установлено нецелевое или неоправданное расходование средств по проектам и часто отсутствовала необходимая экологическая экспертиза планируемых к реализации проектов.
                Материалы данного доклада показывают, что при осуществлении Стратегии МСОП особое внимание должно быть уделено расширению возможных источников его финансирования и соблюдению всех требований, которые выдвигал для международных проектов бывший Госкомэкологии России и в настоящее время - Министерство природных ресурсов Российской Федерации, к которому перешли его основные функции.
                Кроме того, следует обратить внимание на необходимость учета национальных приоритетов охраны живой природы, подробно изложенных и закрепленных соответствующими решениями и согласованиям в таких документах, как Экологическая Доктрина Российской Федерации (2002), Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия (2001), Национальный План Действий по охране окружающей среды, ФЦП «Экология и природные ресурсы», ФЦП «Юг России» и др.
                С учетом целей Стратегии МСОП, предполагается провести переговоры и направить соответствующие заявки в секретариаты Международных конвенций: О биологическом разнообразии, по водно-болотным угодьям, по охране Всемирного культурного и природного наследия, возможно - в  Глобальный экологический фонд (ГЭФ), которые могут привлечь к выполнению данного проекта дополнительных спонсоров.

Привлечение частных инвестиций

                В качестве основного финансового  инструмента для привлечения частных инвестиций предусматривается создание специальных бизнес-планов модельных хозяйств, территорий комплексного природопользования, или же инновационных проектов. Работа над каждым бизнес-планом предваряется маркетинговым исследованием и анализом нормативной базы. Научная база обеспечивается привлечением ведущих специалистов в области адаптивного пастбищного животноводства, фитомелиорации, почвоведения, конструктивной экологии, лесоразведения, экономики природных ресурсов, ГИС-технологий, финансов, инвестиционного менеджмента. Ключевые решения, требующие научного обоснования или  экспертного подтверждения, принимаются при участии экспертного совета.
                В дальнейшем бизнес-план подвергается корректировке, проходит апробацию и внедряется. Затем приобретенный позитивный опыт широко распространяется и рекламируется с целью привлечения инвесторов на условиях, выгодных хозяйствам и населению сельского региона.
                Выгода инвесторов заключается в снижении инвестиционного риска. Оптимизационные схемы, прописанные в виде бизнес-планов, основаны на принципах адаптивного землепользования, экологических сетей, современных методах стратегического планирования и финансового менеджмента.
                Ключевую роль в каждом проекте выполняет его координатор - именно он доставляет базовую информацию для оптимизационного бизнес-плана. Составлением этого плана занимается партнер программы, связанный с ней специальным соглашением и координируемый Представительством МСОП в части совместных проектов. Эта же структура осуществляет взаимосвязь с инвесторами путем создания проектов-клише – проектов, аналогичных модельным, но для других хозяйств или регионов. Часть средств от реализации этих проектов поступает в специальный природоохранный фонд Представительства и используется в дальнейшем для финансирования природоохранных проектов и развития новых программных направлений.
Осуществление плана действий, построенного по такой схеме, предполагает постоянное пересечение разных по направлениям деятельности проектов, софинансирование, совместную работу консультантов и экспертов, постоянное наращивание общего объема информации. Инвестиционный менеджмент первых агроэкологических проектов, включенных в План действий, начнется в рамках Проекта МСОП, финансируемого USAID уже в 2002 г.

Экономическая заинтересованность местного населения

                Этот блок реализуется посредством создания демонстрационных модельных хозяйств и территорий комплексного традиционного природопользования, в которых будут широко использованы местные трудовые ресурсы. В ходе реализации проектов будет проводиться оценка и мониторинг мотиваций местного населения, а по результатам этих исследований - корректировка действий.
                Заинтересованность местного населения в использовании экологически обоснованных методов сельского хозяйства и сохранении биоразнообразия, снижение мотивации к браконьерству является следствием проводимой политики финансовой заинтересованности. Эта политика, основанная на участии населения в распределении прибыли хозяйств, будет специально оговорена в каждом бизнес-плане или осуществляемом стратегическом проекте. Экономическая эффективность этих мер будет оцениваться в соответствующих разделах каждого проекта.
                Немаловажную роль будут играть демонстрационные функции проектов. Позитивный опыт хозяйств, рентабельность которых поддерживается благодаря использованию восстановленных естественных кормовых ресурсов, снижению количества применяемых пестицидов, продаже ценного семенного материала отлаженной системы переработки и сбыта продукции, выходу на новые рынки сбыта, мотивации работников, будет распространяться среди местного населения.
Необходимо также внедрение специальных мер со стороны местных администраций по снижению уровня налогов экологически дружественным хозяйствам, системы малых грантов по результатам региональных конкурсов, другие способы государственной поддержки наиболее удачных хозяйств.
                Очевидно, эти методы стимулирования должны сочетаться с усилением  государственного контроля за использованием ресурсов и борьбы с браконьерством. В каждый проект необходимо закладывать определенную сумму, предназначенную для поддержки государственных органов экологического контроля, испытывающих в настоящее время значительные финансовые трудности, а также для осуществления их информационного сопровождения.