Заповедники и национальные парки под угрозой!

Хроника обыкновенного помешательства.

Деловая Пенза,  28 Январь, 04

                После закрытия в 2000 году Государственного Комитета по экологии и передаче функций по контролю за охраной природы в Министерство природных ресурсов (МПР), главного «эксплуататора» природных ресурсов страны, последовательно проводится политика разрушения системы заповедников и национальных парков России, созданной трудом нескольких поколений, признанной лучшей в мире.
                В Министерстве природных ресурсов России с 2000 года прекращена работа по созданию новых заповедников и национальных парков, держатся “под сукном” готовые проекты, представленные руководителями регионов, и это далеко не все.

                МПР, например, поддержало сомнительную инициативу об изъятии части территории Сочинского национального парка;
                МПР слабо противодействует строительству Юмагузинской ГЭС, которое наносит огромный ущерб национальному парку “Башкирия”;
                ...поддерживает изъятие части территории национального парка «Тункинский» (Байкальский регион);
                ...не принимает никаких мер с явной угрозой национальному парку “Куршская коса”;
на территории предполагаемого национального парка “Бузулукский бор” ведется добыча нефти.
                Это далеко не полный перечень того, что вызывает большую тревогу у россиян.
                Дальнейшие события, связанные с деятельностью МПР, носят стремительный характер и направлены на разрушение существующей в стране системы ООПТ (особо охраняемых природных территорий), которые имеются в каждом регионе, в том числе и в Пензенской области.
                Открытая атака на ООПТ началась 14 октября 2003 г., в день профессионального праздника работников заповедников и национальных парков. В этот день выходит приказ министра природных ресурсов № 919, по которому основные функции и права Департамента ООПТ, необходимые для оперативного решения проблем заповедников, передаются другим структурам министерства, причем разным! Отсутствие централизованного руководства, передача управленческих функций в руки непрофессионалов, бюрократическая волокита в решении насущных вопросов, в том числе связанных с финансированием, чиновничий беспредел над руководителями ООПТ практически парализует их деятельность.
                17 — 20 ноября. На III съезде по охране природы экологи четко формулируют основные болевые точки заповедного дела.
                21, 26 ноября. Вначале Госдума РФ, потом Совет Федерации принимают поправки к Лесному кодексу, которые облегчают перевод охраняемых лесов первой группы в нелесные земли. В общественном мнении эти действия прочно связаны с наступлением на охраняемые природные территории.
                28 ноября. После совещания у Президента РФ В. Путина по проблемам ядерной безопасности академик РАН, президент Центра экологической политики России А. Яблоков просит президента не подписывать закон о поправках в Лесной кодекс. Путин отвечает, что это, мол, «…неудобно». Об этой позиции главы государства Алексей Яблоков широко оповещает экологический актив страны. Все в ожидании следующих шагов...
                5 декабря. Во все заповедники и национальные парки страны поступает телеграмма замминистра природных ресурсов г-на Павлова (работал в МПР на тот момент всего около трех месяцев): «О нецелесообразности (!) их дальнейшего существования…». После предшествовавших событий телеграмму воспринимают всерьез и в заповедниках, и в СМИ, и в международных природоохранных организациях, субсидирующих российские природоохранные проекты.
                5 — 6 декабря. Оперативная реакция СМИ и международных экологических организаций , в которых состоит Россия, шквал вопросов, последовавших в пресс-службу МПР, для чиновников Министерства оказались неожиданными и болезненными. Телеграмму отзывают, заявляя о ее ошибочности...
                8 — 11 декабря. Во многих центральных СМИ проходит информация об «ошибке» МПР. «Известия» публикуют карту заповедников и национальных парков с осуждением происходящего. В «Комсомольской правде» выступает известный журналист Василий Песков, который, несмотря на то, что скандальная телеграмма была отозвана, распознает в ней угрозу заповедникам.
                15 декабря. Министр МПР В.Г. Артюхов своим приказом № 1107 предписывает в каждом заповеднике ввести 5 должностей заместителя директора, которые будут подотчетны разным заместителям министра, что является грубым вмешательством в деятельность заповедников и национальных парков, имеющих право самостоятельно формировать штат и контролировать его работу.
                18 декабря. На президентской «прямой линии» в эфир не выводят ни один из многих поступивших экологических вопросов. По собственной инициативе В. В. Путин говорит лишь про оптимизацию природопользования. Случайности и ошибки постепенно превращаются в тенденцию, а тенденция стремительно обретает политические контуры.
                25 декабря. Накануне нового года, когда российские СМИ были заняты праздничной тематикой, а международные организации выключены из «общения» по случаю Рождества, МПР России организует совещание директоров заповедников и национальных парков, которое проводит руководитель Лесной службы. Его цель дискредитировать работу Департамента ООПТ и лично его руководителя, известного ветерана заповедного дела А.М. Амирханова. С совещания силой выводят представителей «Гринписа» и других общественных экологических организаций, не дают слова В.М. Пескову. Мероприятие направлено на деморализацию профессионалов заповедного дела, живо напоминает печально знаменитую сессию ВАСХНИЛ 1948 года, учинившую разгром советским генетикам.
                24 — 30 декабря. Практически стихийно, по инициативе разных людей, начато несколько кампаний по сбору подписей под разными вариантами открытых писем. Все они адресованы президенту. Экологи и граждане России хотят знать: является ли разрушение заповедной и природоохранной системы страны политикой президента, правительства или самодеятельностью министра природных ресурсов В. Г. Артюхова.
1                9 января 2004 г. издан еще один приказ г-на Артюхова, которым руководство заповедниками и национальными парками фактически передается действующим Главным Управлениям природных ресурсов субъектов федерации, правоохранительным органам и Департаментам природных ресурсов федеральных округов. Цель приказа – передать управление ООПТ в руки послушных министерству чиновников, отстранив от работы профессионалов. Приказ заведомо невыполним, поскольку территориальные органы МПР и правоохранительные органы страны загружены своей работой и не имеют ни кадров, ни сил, ни времени заниматься заповедными проблемами.

(По материалам портала ВioDat).

                Комментарий директора Государственного природного заповедника “Приволжская лесостепь”, расположенного в Пензенской области Т. В. Добролюбовой.
                ...Ситуация, сложившаяся вокруг заповедников и национальных парков России, не является мелким частным вопросом. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) высшего ранга, к которым относятся заповедники и национальные парки, являются залогом поддержания экологического равновесия, создания благоприятной окружающей среды обитания населения страны. На их территории сосредоточены богатейшие природные ресурсы, высшие природные ценности, которые сохранены нашими предками для народа. Наступление на заповедники и национальные парки, на кадры специалистов заповедного дела и их права, обеспеченные действующим природоохранным законодательством, является не чем иным, как попыткой кучки наиболее богатых лиц страны и обслуживающих их интересы чиновного аппарата взять под свой контроль и сделать свободной эксплуатацию природных ресурсов заповедников и национальных парков — последних островков в море безудержного хищнического разграбления России и ее народа.
                Уничтожением заповедников фактически руководит само (!) Министерство природных ресурсов РФ, в функции которого входит все-таки природоохранная деятельность. Это свидетельствует о необходимости создания независимого ведомства, которое контролировало бы эксплуатацию природных ресурсов и охрану природы. Они, кстати, существуют во всех цивилизованных странах. На пензенской земле, кстати, заповедник один раз уже закрывался. Это случилось в 1951 году, когда в числе 88 советских заповедников был закрыт Куйбышевский заповедник, начало которому было положено заповеданием Попереченской степи в Пензенском районе, третьего заповедника страны.
                В нынешнем году мы будем отмечать 85-летний юбилей первого заповедника на пензенской земле, но настоящее положение этой системы внушает опасение… Как бы нам не пришлось в очередной раз пережить закрытие нашего заповедника, настоящей сокровищницы Пензенского края.
                Мы обращаемся ко всем гражданам, неравнодушным к будущему нашей Родины и сохранению здоровой среды для жизни народа, к депутатам Госдумы РФ от Пензенской области, к руководству области с просьбой обратиться к руководству страны и, прежде всего, Президенту В.В. Путину с требованием прекратить разрушение системы заповедников и национальных парков и создать независимое природоохранное ведомство, которое возглавлялось бы компетентными людьми, истинными патриотами России.