2 февраля специалисты российских неправительственных организаций представили в Минэкономразвития свои замечания к проекту новой редакции Лесного кодекса РФ, разработанного совместно МЭРиТ и Министерством природных ресурсов РФ.
В подготовке замечаний к Лесному кодексу принимали участие представители Всемирного фонда дикой природы (WWF России), Международного социально-экологического союза (MСoЭС), Гринпис России, Центра охраны дикой природы и Всемирного союза охраны природы для стран СНГ. "У проекта нового Лесного кодекса просматривается целостная концепция и внутренняя логика реформы лесного сектора, хотя в текущей версии она явно незавершённая. Также, по сравнению с действующим кодексом, увеличено количество норм прямого действия, что может рассматриваться как положительные изменение", - говорится в замечаниях.
В то же время, по мнению российских НПО, в проекте остается множество недоработок.
Так, в частности, он допускает возможность приватизации защитных и резервных лесов. По мнению экологов, на приватизацию лесов этих групп должен быть наложен запрет, причем на экономическую ситуацию в лесном секторе это не окажет существенного влияния, так как основная часть продукции лесного сектора производится вне этих категорий.
Большую обеспокоенность экологов вызывают также проявившиеся в проекте новой редакции Лесного кодекса системные проблемы с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). "Пожалуй, самой большой экологической проблемой данной версии Кодекса является неясность и путаница со статусом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Прежде всего, остаётся неясным, включают ли авторы Кодекса леса ООПТ в лесной фонд (и, соответственно относят к соответствующим категориям защитных лесов первой группы) или полностью исключают леса ООПТ из лесного фонда, относя их к лесам на землях ООПТ, согласно Земельному кодексу. В тексте есть положения, поддерживающие как первую, так и вторую точку зрения. Однако, нигде об этом не сказано прямо" , - отмечается в тексте замечаний.
Несмотря на то, что новая редакция кодекса существенно усложняет процедуру перевода земель из состава лесного фонда в другие категории, при этом открываются возможности строительства и добычи полезных ископаемых в лесах при сохранении земель в составе лесного фонда. "Ничто не препятствует построить коттеджный посёлок на территории взятой в аренду с целью "пользования лесом для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей", - констатируют авторы замечаний.
Кодекс полностью пересматривает всю систему учета лесных ресурсов и предоставления их в пользование. В результате практически все применяющиеся в настоящее время процедуры и технологии контроля за рубками окажутся непригодными к дальнейшему использованию. Создание новой системы контроля за соответствием фактических объемов рубок заявленным в декларациях, может растянуться на годы, а до тех пор лесопользователи будут вправе рубить столько, сколько сочтут нужным, не обращая внимание на расчетные лесосеки и прочие формальные ограничения и не опасаясь каких-либо санкций.
Впрочем, сама либерализация лесопользования, продекларированная авторами новой редакции Лесного кодекса, по мнению ее критиков, носит фиктивный характер, поскольку лесопользователи оказываются в жесткой зависимости от местного отделения "уполномоченного федерального органа по управлению лесным фондом".
"Очевидно, что необходимо принципиально изменить процедуру келейной подготовки
проекта, расширить группу экспертов по подготовке законопроекта за счет
специалистов, представителей научной общественности и неправительственных
организаций. Также, необходимо вынести на широкое обсуждение общественности
принципиальные вопросы лесного законодательства такие как, собственность
на леса, система органов государственного управления лесами, сохранение
ООПТ и т.д.", - заключают авторы замечаний.