на постановление Кабинета Министров
Республики Адыгея от 08.12.2003 г. # 343,
385000 г. Майкоп, ул. Пионерская, 199
Ж А Л О Б А
8 декабря 2003 года Кабинет Министров Республики Адыгея принял постановление
# 343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного
парка", фактически отменив режим заповедника на Лагонакском
нагорье, включая Фишт-Оштенский массив и
хребет Джигурсан.
Я, Бриних Валерий Александрович, в соответствии с Конституцией Российской
Федерации имею право на благоприятную окружающую среду (ст. 42),
а согласно части 1 ст. 11 Федерального Закона "Об охране окружающей
среды" – также и на ее защиту
от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной
деятельностью. Одним из основных принципов,
зафиксированных в ст. 3 данного
Федерального Закона, является презумпция экологической опасности
планируемой хозяйственной и иной
деятельности. Признание утратившими силу указанных
в оспариваемом постановлении решений органов исполнительной
власти Республики Адыгея неизбежно понизит природоохранный статус всего
в целом Лагонакского нагорья и его иммунитет от
интенсивной хозяйственной и иной деятельности, а следовательно,
вызовет нарушения природного баланса
данной местности и необратимые негативные изменения сложившихся природных
комплексов и отдельных объектов. Кроме того, Кабинет
Министров Республики Адыгея, приняв оспариваемое постановление,
вышел за границы своей компетенции, приняв решение
по предмету ведения Российской Федерации, учитывая, что в настоящее
время все участки Лагонакского нагорья
являются частью ФГУ "Кавказский
государственный природный биосферный заповедник"
со статусом территории Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
В связи с вышеизложенным прошу суд:
1. Признать полностью незаконным постановление
Кабинета Министров Республики Адыгея от 08.12.2003 г. # 343
"О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного
парка".
2. Приостановить действие оспариваемого постановления
до вступления в законную силу решения суда.
3. Отнести на счет Кабинета Министров Республики Адыгея
все судебные расходы и издержки по делу.
В подтверждение своей
позиции привожу следующие доказательства:
1. Относительно нарушения моих прав на благоприятную окружающую среду и
ее защиту от негативного воздействия:
Согласно части 1 ст. 9 Федерального
Закона "Об особо охраняемых природных территориях"
на территории государственного природного заповедника
запрещается любая деятельность, противоречащая
задачам государственного природного заповедника, режиму особой
охраны его территории, установленному в положении о данном
государственном природном заповеднике.
Ограниченная хозяйственная деятельность, в т.ч. и рекреационная, допускается
в исключительных случаях лишь в целях обеспечения функционирования
самого заповедника. В отличие от заповедников, одной из основных
задач природных парков, в соответствии с
частью 3 ст. 18 Федерального Закона "Об особо
охраняемых природных территориях", является создание условий для
отдыха (в т.ч. массового) населения. Важным аспектом правового положения
заповедников является полное изъятие их земель из хозяйственного
использования. В отличие от
заповедников, режим природных парков может распространяться
на территории без изъятия их у пользователей и собственников.
Кроме того, перевод земель из состава ООПТ федерального
значения на региональный уровень
автоматически снимает существенные ограничения
на хозяйственное освоение территории, предусмотренные Земельным кодексом
Российской Федерации. В частности, снимается запрет на строительство
автомобильных дорог федерального значения, строительство объектов недвижимости
и пр.
Таким образом, юридические
последствия выполнения оспариваемого постановления
Кабинета Министров Республики Адыгея от 08.12.2003 г. # 343 в виде
понижения природоохранного статуса и уровня подчиненности
создают реальную угрозу интенсивного хозяйственного
использования земель Лагонакского нагорья, включая Фишт-Оштенский
массив и хребет Джигурсан, а следовательно, угрозу неизбежного существенного
ухудшения состояния окружающей среды по сравнению с нынешним положением.
В частности, нарушение природного баланса Лагонакского нагорья
негативно отразится на состоянии основных рек
Адыгеи (Белая, Курджипс, Цыца, Пшеха и Пшехашха), истоки
которых располагаются на Лагонакском нагорье.
Воды Лагонакского нагорья питают также и Майкопский водозабор. Поэтому
ухудшение природной среды этого горного массива прямо и косвенно
отразится на качестве жизни жителей горной и предгорной
части Республики Адыгея, включая жителей
Майкопа и прилегающих населенных пунктов.
2. Относительно незаконности принятого постановления Кабинета Министров
Республики Адыгея от 08.12.2003 г. # 343 "О мерах по
созданию на территории Республики Адыгея природного парка".
Решение исполкома Совета народных депутатов
Адыгейской автономной области от 26.01.1990 г. # 20 "О передаче
Кавказскому государственному биосферному заповеднику Фишт-Оштенского массива
и хребта Джигурсан" действительно не было оформлено в
свое время надлежащим образом. Но на протяжении
более чем десятилетнего периода никто не
оспаривал факт передачи указанных в решении облисполкома
участков Кавказскому заповеднику, более того, при решении
вопроса в 1999 году о придании этим территориям статуса Всемирного
природного наследия ЮНЕСКО высшие органы исполнительной власти
Республики Адыгея гарантировали сохранение заповедных
экосистем и неприкосновенность данной территории от интенсивного
хозяйственного воздействия. Кроме того, в 1993 году на переданные
заповеднику участки земельным комитетом Майкопского
района в установленном порядке было оформлено временное
свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
Просрочка исковой давности была подтверждена в
2001 году соответствующим решением Северо-Кавказского окружного арбитражного
суда.
Постановление Правительства Республики Адыгея от 13.08.1992 г. #
234 "О передаче Кавказскому государственному
биосферному заповеднику высокогорного пастбища Лагонаки" было принято согласно
осуществлявшейся тогда процедуре
организации заповедных территорий, прописанной
в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной
среды" от 19.12.1991 г. (пункт 4 ст. 61). В соответствии со
своей компетенцией РСФСР тогда делегировала
свои права относительно выделения
земель природно-заповедного фонда дополнительно
и республикам в составе Федерации, в том числе и Республике
Адыгея. Заповедники, в соответствии со ст. 61 Закона РСФСР
"Об охране окружающей природной среды", образовывались как Правительством
Российской Федерации, так и Советами Министров
республик в составе Российской Федерации. Право
Правительства Республики Адыгея в период 1991-1995 г.г. самостоятельно
принимать подобные решения подтверждается прямым указанием в пункте 4 ст.
61 Закона РСФСР "Об охране окружающей
природной среды" на необходимость
представления проекта решения
специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации или республик
в составе Российской Федерации (в соответствии
с тем, на каком уровне принимается решение). Такой порядок
действовал очень короткий период, с 1991 года по 1995 год, пока не
вышел Федеральный Закон "Об особо охраняемых природных территориях",
которым устанавливалась в
этом вопросе исключительная компетенция Правительства
Российской Федерации.
Таким образом, начиная с 1995 года и по настоящее время органы исполнительной
власти Республики Адыгея утратили право на принятие самостоятельных
решений относительно дальнейшей судьбы земель Кавказского
государственного природного биосферного заповедника, даже тех
его участков, в отношении которых при передаче
их заповеднику в свое время были допущены какие-либо процессуальные
нарушения. Это касается, в первую очередь, тех правовых
актов, принятие которых формально находится
в пределах компетенции Кабинета Министров Республики Адыгея
(относительно отмены своих же предыдущих решений), но их вступление
в силу повлечет юридические последствия в форме противоречия части 1 ст.
8 действующего сейчас Федерального Закона "Об особо охраняемых природных
территориях".
Данной нормой предусмотрено лишь согласование
с субъектом Российской Федерации решения
об организации заповедника или расширении
его территории. Более того, Федеральным Законом
не предусмотрено уменьшение каким-либо
способом заповедной территории, в том числе и путем изъятия
отдельных его участков для нужд субъекта Российской Федерации.
Порядок разрешения конфликтов компетенций
такого рода предусмотрен частью 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации: "В случае противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон". Иными словами,
любой правовой акт, противоречащий федеральному
закону, признается незаконным.
Положения части 4 ст. 15 Конституции Российской
Федерации утверждают приоритет международных договоров
по отношению к федеральным законам.
Участки Кавказского государственного природного
биосферного заповедника, которые согласно оспариваемого постановления
Кабинета Министров Республики Адыгея переходят из федеральной
собственности в собственность Республики Адыгея
с понижением правового статуса и смягчением режима охраны,
с 1999 года являются территорией Всемирного
природного наследия по номинации "Западный
Кавказ" и находятся под международной
юрисдикцией Конвенции о Всемирном наследии. Российская Федерация
ратифицировала эту Конвенцию и обязалась соблюдать ее
условия. Кроме обязательств по обеспечению сохранности объектов Всемирного
наследия и поддержания их в удовлетворительном
состоянии, Российская Федерация в лице Правительства обязана заблаговременно
информировать Секретариат Комитета Всемирного наследия о характере и планах
деятельности на территориях объектов Всемирного наследия. При
подготовке оспариваемого постановления ничего
подобного сделано не было, следовательно, нарушены
процедурные нормы, заложенные в Конвенции
о Всемирном наследии, из-за превышения полномочий Кабинетом
Министров Республики Адыгея.
17.12.2003 г.