Заповедники и национальные парки под угрозой!

в Майкопский городской суд
от гражданина Бриниха Валерия Александровича,
проживающего по адресу:
385060 ст. Ханская, ул. Полевая, 50
р.т. 7-04-04

на постановление Кабинета Министров
Республики Адыгея от 08.12.2003 г. # 343,
385000 г. Майкоп, ул. Пионерская, 199

 
 Ж А Л О Б А

                    8 декабря 2003 года Кабинет Министров Республики Адыгея принял постановление # 343 "О мерах по созданию на территории  Республики Адыгея природного парка", фактически отменив режим заповедника  на Лагонакском  нагорье,  включая  Фишт-Оштенский  массив  и   хребет Джигурсан.
                    Я, Бриних Валерий Александрович, в соответствии с Конституцией Российской Федерации имею право на благоприятную окружающую  среду (ст. 42), а согласно части 1 ст. 11 Федерального Закона "Об охране окружающей   среды"  –  также  и  на  ее  защиту  от   негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.  Одним из   основных   принципов,  зафиксированных  в   ст.   3   данного Федерального  Закона, является презумпция экологической  опасности планируемой   хозяйственной   и   иной   деятельности.   Признание утратившими  силу  указанных в оспариваемом постановлении  решений органов  исполнительной власти Республики Адыгея неизбежно понизит природоохранный статус всего в целом Лагонакского  нагорья  и  его иммунитет  от  интенсивной хозяйственной и  иной  деятельности,  а следовательно,   вызовет  нарушения  природного   баланса   данной местности и необратимые негативные изменения сложившихся природных комплексов  и  отдельных объектов. Кроме того,  Кабинет  Министров Республики  Адыгея,  приняв оспариваемое постановление,  вышел  за границы  своей  компетенции, приняв решение  по  предмету  ведения Российской Федерации, учитывая, что в настоящее время все  участки Лагонакского    нагорья    являются   частью    ФГУ    "Кавказский государственный  природный  биосферный  заповедник"  со   статусом территории Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

                    В связи с вышеизложенным прошу суд:
                   1.   Признать  полностью  незаконным  постановление   Кабинета Министров  Республики Адыгея от 08.12.2003 г. # 343  "О  мерах  по созданию на территории Республики Адыгея природного парка".
                    2.   Приостановить  действие  оспариваемого  постановления  до вступления в законную силу решения суда.
                    3.  Отнести на счет Кабинета Министров Республики  Адыгея  все судебные расходы и издержки по делу.

                    В    подтверждение    своей    позиции    привожу    следующие доказательства:
                    1. Относительно нарушения моих прав на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия:
                    Согласно   части  1  ст.  9  Федерального  Закона  "Об   особо охраняемых  природных территориях" на территории  государственного природного    заповедника    запрещается    любая    деятельность, противоречащая  задачам  государственного природного  заповедника, режиму особой охраны его территории, установленному в положении  о данном   государственном   природном   заповеднике.   Ограниченная хозяйственная деятельность, в т.ч. и рекреационная, допускается  в исключительных  случаях лишь в целях обеспечения  функционирования самого  заповедника. В отличие от заповедников, одной из  основных задач  природных  парков,  в  соответствии  с  частью  3  ст.   18 Федерального  Закона "Об особо охраняемых природных  территориях", является создание условий для отдыха (в т.ч. массового) населения. Важным  аспектом правового положения заповедников является  полное изъятие  их  земель из хозяйственного использования. В отличие  от
заповедников,  режим  природных парков может  распространяться  на территории  без изъятия их у пользователей и собственников.  Кроме того,  перевод  земель  из состава ООПТ федерального  значения  на региональный    уровень    автоматически   снимает    существенные ограничения  на хозяйственное освоение территории, предусмотренные Земельным  кодексом  Российской Федерации. В частности,  снимается запрет на строительство автомобильных дорог федерального значения, строительство объектов недвижимости и пр.
                    Таким     образом,    юридические    последствия    выполнения оспариваемого  постановления Кабинета Министров Республики  Адыгея от 08.12.2003 г. # 343 в виде понижения природоохранного статуса и уровня   подчиненности   создают  реальную   угрозу   интенсивного хозяйственного использования земель Лагонакского нагорья,  включая Фишт-Оштенский массив и хребет Джигурсан, а следовательно,  угрозу неизбежного существенного ухудшения состояния окружающей среды  по сравнению с нынешним положением. В частности, нарушение природного баланса  Лагонакского  нагорья негативно  отразится  на  состоянии основных  рек  Адыгеи (Белая, Курджипс, Цыца, Пшеха  и  Пшехашха), истоки   которых  располагаются  на  Лагонакском   нагорье.   Воды Лагонакского нагорья питают также и Майкопский водозабор.  Поэтому ухудшение  природной среды этого горного массива прямо и  косвенно отразится  на  качестве жизни жителей горной  и  предгорной  части Республики   Адыгея,   включая  жителей  Майкопа   и   прилегающих населенных пунктов.
                    2.  Относительно незаконности принятого постановления Кабинета Министров  Республики Адыгея от 08.12.2003 г. # 343  "О  мерах  по созданию на территории Республики Адыгея природного парка".
                    Решение   исполкома   Совета  народных  депутатов   Адыгейской автономной  области от 26.01.1990 г. # 20 "О передаче  Кавказскому государственному биосферному заповеднику Фишт-Оштенского массива и хребта  Джигурсан" действительно не было оформлено  в  свое  время надлежащим  образом.  Но  на протяжении  более  чем  десятилетнего периода  никто  не  оспаривал факт передачи  указанных  в  решении облисполкома  участков Кавказскому заповеднику,  более  того,  при решении  вопроса  в 1999 году о придании этим территориям  статуса Всемирного природного наследия ЮНЕСКО высшие органы исполнительной власти   Республики  Адыгея  гарантировали  сохранение  заповедных экосистем  и  неприкосновенность данной территории от интенсивного хозяйственного воздействия. Кроме того, в 1993 году на  переданные заповеднику  участки  земельным  комитетом  Майкопского  района  в установленном  порядке было оформлено временное  свидетельство  на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
                    Просрочка  исковой  давности была  подтверждена  в  2001  году соответствующим решением Северо-Кавказского окружного арбитражного суда.
                    Постановление Правительства Республики Адыгея от 13.08.1992 г. #   234   "О  передаче  Кавказскому  государственному  биосферному заповеднику высокогорного пастбища Лагонаки" было принято согласно осуществлявшейся    тогда    процедуре   организации    заповедных территорий,  прописанной  в  Законе РСФСР  "Об  охране  окружающей природной среды" от 19.12.1991 г. (пункт 4 ст. 61). В соответствии со   своей  компетенцией  РСФСР  тогда  делегировала  свои   права относительно    выделения   земель   природно-заповедного    фонда дополнительно  и республикам в составе Федерации, в  том  числе  и Республике  Адыгея. Заповедники, в соответствии со ст.  61  Закона РСФСР  "Об охране окружающей природной среды", образовывались  как Правительством  Российской Федерации,  так  и  Советами  Министров республик  в  составе  Российской Федерации.  Право  Правительства Республики Адыгея в период 1991-1995 г.г. самостоятельно принимать подобные решения подтверждается прямым указанием в пункте 4 ст. 61 Закона   РСФСР   "Об   охране  окружающей  природной   среды"   на необходимость    представления    проекта    решения    специально уполномоченными   на   то  государственными  органами   Российской Федерации   или  республик  в  составе  Российской  Федерации   (в соответствии  с  тем, на каком уровне принимается решение).  Такой порядок действовал очень короткий период, с 1991 года по 1995 год, пока  не  вышел  Федеральный Закон "Об особо охраняемых  природных территориях",    которым   устанавливалась    в    этом    вопросе исключительная компетенция Правительства Российской Федерации.
                    Таким образом, начиная с 1995 года и по настоящее время органы исполнительной власти Республики Адыгея утратили право на принятие самостоятельных  решений  относительно  дальнейшей  судьбы  земель Кавказского  государственного природного биосферного  заповедника, даже  тех  его  участков,  в отношении  которых  при  передаче  их заповеднику  в  свое время были допущены какие-либо процессуальные нарушения.  Это  касается, в первую очередь, тех  правовых  актов, принятие   которых  формально  находится  в  пределах  компетенции Кабинета Министров Республики Адыгея (относительно отмены своих же предыдущих  решений), но их вступление в силу повлечет юридические последствия в форме противоречия части 1 ст. 8 действующего сейчас Федерального  Закона "Об особо охраняемых природных  территориях".
                Данной   нормой  предусмотрено  лишь  согласование   с   субъектом Российской  Федерации  решения  об  организации  заповедника   или расширении  его  территории. Более того,  Федеральным  Законом  не предусмотрено    уменьшение   каким-либо    способом    заповедной территории, в том числе и путем изъятия отдельных его участков для нужд субъекта Российской Федерации.
                    Порядок   разрешения   конфликтов  компетенций   такого   рода предусмотрен частью 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации:  "В случае  противоречия  между  федеральным  законом  и  иным  актом, изданным  в  Российской Федерации, действует  федеральный  закон". Иными  словами,  любой  правовой акт, противоречащий  федеральному
закону, признается незаконным.
                    Положения  части  4  ст. 15 Конституции  Российской  Федерации утверждают  приоритет  международных  договоров  по  отношению   к федеральным    законам.   Участки   Кавказского   государственного природного биосферного заповедника, которые согласно оспариваемого постановления  Кабинета Министров Республики Адыгея  переходят  из федеральной  собственности  в собственность  Республики  Адыгея  с понижением  правового статуса и смягчением режима охраны,  с  1999 года  являются  территорией  Всемирного  природного  наследия   по номинации   "Западный  Кавказ"  и  находятся   под   международной юрисдикцией  Конвенции о Всемирном наследии. Российская  Федерация ратифицировала  эту  Конвенцию и обязалась соблюдать  ее  условия. Кроме  обязательств по обеспечению сохранности объектов Всемирного наследия   и   поддержания  их  в  удовлетворительном   состоянии, Российская  Федерация в лице Правительства обязана заблаговременно информировать Секретариат Комитета Всемирного наследия о характере и планах деятельности на территориях объектов Всемирного наследия. При   подготовке  оспариваемого  постановления  ничего   подобного сделано  не  было,  следовательно,  нарушены  процедурные   нормы, заложенные  в  Конвенции  о Всемирном наследии,  из-за  превышения полномочий Кабинетом Министров Республики Адыгея.

17.12.2003 г.

Заявитель жалобы гр. Бриних В.А.