Заповедники и национальные парки
О ситуации с управлением системой государственных природных заповедников
и национальных парков
Приказом МПР России от 02.02.2004 № 77 ранее существующий
Департамент особо охраняемых природных территорий, объектов и сохранения
биоразнообразия реорганизован и создан самостоятельный Департамент особо
охраняемых природных территорий. Организационное руководство работой Департамента
возложено на первого заместителя Министра – руководителя Государственной
лесной службы Рощупкина В.П.
На сегодняшний день ситуация складывается следующим образом:
-
в новый Департамент в полном составе перешла команда специалистов
во главе со Степаницким В.Б., кроме того она пополнилась рядом специалистов
из других подразделений, включая В.А. Соловьева, долгие годы работавшего
в сфере национальных парков;
-
должность руководителя Департамента в данный момент вакантна, фактическое
руководство осуществляет заместитель руководителя Степаницкий В.Б.;
-
удалось добиться утверждения 26 индивидуальных положений о
государственных природных заповедников и национальных парков (основополагающих
документов, без которого невозможно полноценное функционирование этих федеральных
учреждений, вопрос об их утверждении не решался в течении последних 9 месяцев);
-
начался процесс утверждения внебюджетных смет расходов для заповедников
и национальных парков (уже утверждено 25, вопрос это также не решался в
течение нескольких месяцев);
-
в проекте нового Лесного кодекса сохранен запрет на проведение
рубок промежуточного пользования на территории заповедников (как и раньше
разрешены только прочие рубки);
-
18-20 марта с.г. Департамент совместно с Российском представительством
WWF и Гринпис России провел обучающий семинар для работников служб охраны
заповедников, национальных парков и природных парков Республики Башкортостан
и Челябинской области;
-
с 26 марта в г. Калуге Департамент проводит масштабный 4-х дневный
семинар-совещание для руководителей заповедников и национальных парков
Центрального и Приволжского регионов;
-
работник Департамента приняли участие в заседание Ассоциации заповедников
и национальных парков Северного Кавказа;
-
как и в прежние годы Департамент подготовил и направил на места аналитические
обзоры по итогам основной деятельности заповедников и национальных парков
за 2003 год;
-
вопреки имевшим место опасениям не было никаких попыток увеличить
объемы рубок в заповедниках и национальных парках, порядок и принципы утверждения
ежегодных планов лесохозяйственных работ в заповедниках остался прежним
(введенным еще Госкомэкологией России по согласованию с Рослесхозом в 1998
году), руководство Государственной лесной службы полностью разделяет и
подход Департамента к постепенному снижению объемов рубок промежуточного
пользования в национальных парках;
-
Департамент не прекращал работа по организации новых федеральных
ООПТ, за последние два месяца проект постановления Правительства об организации
государственного природного заповедника «Кологривский лес» был согласован
с Минфином России, Минимуществом России, Росземкадастром и представлен
в Минюст России.
Хочется надеяться,
что в ходе проводимого реформирования структуры государственного управления
в сфере экологии и природопользования будет:
-
принято взвешенное решение о том, какой именно орган «природно-ресурсного»
блока будет осуществлять государственное управление в области организации
и функционирования государственных природных заповедников, национальных
парков и государственных природных заказников федерального значения, ранее
находившихся в ведение МПР России;
-
сформировано в структуре этого органа соответствующее подразделение
(аналогичное ныне действующему Департаменту особо охраняемых природных
территорий МПР России) со всеми необходимыми полномочиями и укомплектовано
достаточным количеством квалифицированных специалистов, имеющих практический
опыт работы в данной сфере;
-
сохранены преемственность и традиции управленческой работы этого
подразделения.
Следует
отметить, что оптимальным вариантом было бы решение в установленном
порядке вопроса о создании еще одного федерального агентства, специально
уполномоченного осуществлять государственное управление в данной сфере
(что в полной мере отвечает апробированному десятилетиями зарубежному опыту).
До решения такого вопроса функцию государственного управления заповедниками
и национальными парками следовало бы сохранить непосредственно за МПР России.