![]() |
- отсутствие системы взимания платы за пользование ресурсами растительного и животного мира Крайнего Севера,Заповедники и другие виды охраняемых территорий - единственная форма сохранения биоразнообразия, которая на протяжении последних десятилетий весьма интенсивно развивалась на территории российского сектора Арктики (Табл.8). Однако крайнее ослабление соблюдения режима заповедности ставит под вопрос судьбу заповедников, организованных в последнее десятилетие. В настоящее время на территории российской Арктики и прилежащих районах Севера (Камчатка, Магаданская обл., Якутия) формально существует сеть из около 30 законодательно оформленных и планируемых охраняемых природных территорий. Из них 11 государственных заповедников и федеральный заказник "Земля Франца-Иосифа" отнесены к особо охраняемым природным территориям 1-й категории по классификации Международного Союза Охраны Природы. Их общая площадь равна 15 млн. га. Общая площадь северных, арктических и приарктических, ООПТ составляет около 30 млн. га. Это примерно 5% всей территории российской Арктики в широком смысле. Сеть организованных и планируемых ООПТ охватывает все основные ключевые, в том числе экотонные, типичные зональные, островные, материковые, горные, дельтовые и т.д. ландшафты Арктики. На территории ООПТ достаточно хорошо представлены компоненты биоразнообразия (редкие виды, гнездовые колонии таких видов, как белый гусь, различные варианты птичьих базаров, места массового отела и летовок диких северных оленей, берлоги белых медведей, уникальные сочетания флористических и фаунистических комплесов, отражающих своеобразное сочетание зональных и интразональных условий, а также эволюцию органического мира Арктики и т.д.). Однако плотность ООПТ в разных регионах весьма различна. Так, на Кольском п-ве их 6. В восточно-европейском, западно- и среднесибирском секторах существует 12 оформленных и организумеых заповедных территорий. А на всей огромной северной территории Восточной Сибири - всего 4 действующих и несколько планируемых и организуемых. Несмотря на весьма большое число заповедных территорий, их все же недостаточно с точки зрения современных задач сохранения биологического разнообразия. Так, на Американском континенте ООПТ составляют около 55% площади Арктических территорий. Б.А. Юрцев на территории Северо-востока Сибири к востоку от Колымы выделил 15 участков, нуждающихся в мерах охраны только с ботанической точки зрения. Ситуация в тундровой полосе Северо-востока Сибири, в т.ч. на Чукотке, рельефно демонстрирует, что заповедное дело в нашей Арктике по сути находится в зачаточном состоянии, и перспективы его не ясны. Этот обширный регион особенно богат различными территориями, озерами, островами, побережьями, горными хребтами с уникальными биологическими объектами, такими как лежбища моржей, места гнездования редких птиц, а также сосредоточения их повышенного видового богатства, узкоэндемичные формы млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, растений, уникальные растительные сообщества, в частности реликтовые тундростепи и т.д. Между тем в этой обширной области существует лишь один функционирующий крупный заповедник - Остров Врангеля, да еще несколько заказников областного значения и планируемые заповедные территории. Совершенно очевидно, что для успешного сохранения уникального разнообразия флоры и фауны этого региона необходима срочная организация нескольких крупных заповедников со строгим режимом охраны.
- отсутствие четких разграничений собственности на биоресурсы между государством и субъектами Федерации,
- неупорядоченность и бесконтрольность сбора коллекционных материалов в Арктике
Таблица 8. Сохранение биоразнообразия экосистем полярных пустынь, тундр и лесотундры на особо охраняемых природных территориях
|
|
тыс. га |
|
|
|
|
|
|
Большой Арктический |
4 169,2
|
1993 | 162 | 124 | 55 | 16 |
|
Гыданский |
878,1
|
1996 | 180 | 63 | 57 | 15 |
|
Кандалаксшский |
70,5
|
1932 | 363* | 240 | 134 | 26 |
|
Корякский |
327,2
|
1995 | 700 | 153 | 97 | 28 |
|
Кроноцкий биосферный |
1.142,1
|
1934 | 810 | 216 | 121 | 32 |
|
Лапландский биосферный |
278,4
|
1930 | 523 | 180 | 118 | 31 |
|
Магаданский |
883,8
|
1982 | 608 | 210 | 170 | 41 |
|
Ненецкий |
313,4
|
1997 | ||||
|
Остров Врангеля |
2,225,7
|
1976 | 370 | 148 | 51 | 8 |
|
Пасвик |
14,7
|
1992 | 122 | 75 | 23 | |
|
Путоранский |
1 887,3
|
1988 | 398 | 140 | 92 | 34 |
|
Таймырский биосферный |
1 781,9
|
1979 | 429 | 110 | 74 | 21 |
|
Усть-Ленский |
1 433,0
|
1985 | 402 | 109 | 60 | 27 |
|
|||||||
|
Земля Франца-Иосифа |
4 200,0
|
1994 | 60 | 38 | 17 | 2 |
*/Для участка – Остров Великий
Необходимы
как расширение сети государственных охраняемых природных территорий, так
и реорганизация, совершенствование их работы. На территории российской
Арктики весьма велики резервы расширения системы заповедников и других
форм ОПТ. Сейчас в основных регионах Арктики доля заповедных территорий
составляет от 2 до 8%. Даже на Кольском по-ве, где несколько заповедников,
они занимают всего 3% территории, на Таймыре -5%, в Путоранах - 8%, на
Колымском нагорье - всего 1,5%. Между тем в Арктике охраняемые территории
должны занимать 20 - 40%. Они должны быть репрезентативны в отношении всего
биологического разнообразия данной физико-географической области на всех
уровнях ее дифференциации.
Несмотря на организационные и финансовые трудности, осуществляются некоторые
опытно-исследовательские и практические восстановительные мероприятия,
в том числе рекультивационные и реинтродукционные. Примерами могут служить
длительные полевые опыты и практические разработки с успешным внедрением
системы многоцелевой рекультивации нарушенных техногенных территорий в
южной тундре окрестностей Воркуты, проводимые Институтом Биологии Коми
НЦ РАН, а также успешное завершение создания двух популяций овцебыков на
острове Врангеля и на Таймыре (это мероприятие носит по существу реинтродукционый,
в определенной мере реакклиматизационный характер, т.к. овцебык обитал
на севере Азии, возможно, вплоть до средневековья). Широко известны пока
не столь успешные работы по поддержанию генофонда и восстановлению популяций
белого журавля, или стерха с помощью разведения в питомнике. Следует признать,
что подобные мероприятия, имеющие разовый и локальный характер, в большей
мере соответствуют современным финансово-экономическим, юридическим и политическим
условиям. Они могут успешно выполняться в форме специальных программ и
грантов со строго целевым и контролируемым финансированием. В частности,
целесообразны работы по реинтродукции в районах прежнего обитания, восстановлению
популяций и ареала, мест зимовок, поддержанию генофонда таких видов, как
гусь-белошей, белощекая казарка, краснозобая казарка, розовая чайка, некоторые
виды рыб, в частности отдельные формы гольцов, сигов и др.
Российский сектор Арктики играет совершенно особую роль в геополитической,
оборонной и ресурсной стратегии всей нашей страны, а также в обеспечении
устойчивого развития всего циркумполярного региона. Кроме того, Россия
ответственна за сохранение и нормальное развитие коренных народов Севера
Евразии. Север, в том числе Арктика представляет собой область особых национальных
интересов России. В связи с этим сохранение и восстановление, биоразнообразия
Арктики приобретает чрезвычайно важное не только хозяйственно-экономическое,
но и политическое значение как часть общей системы регуляции природопользования,
социально-этнического развития и отношений приполярных стран.
России необходима Арктическая доктрина и соответствующее принципиально
новое федеральное законодательство, сбалансированное с законами приарктических
субъектов Федерации. В этой доктрине должны быть сформулированы долгосрочные
и текущие задачи.
Ниже перечислены некоторые положения, которые необходимо учесть при разработке
федерального природоохранного законодательства и системы программ по сохранению
биологического разнообразия Арктики.
• Выделение Арктики в область с особым режимом природопользования. Для этого необходимо разработать и принять соответствующие законопроекты, дополнения и изменения в Основы лесного законодательства, в законы "Об охране окружающей среды", "О недрах", в новые Водный и Земельный кодексы.Вследствие особенностей географического положения, протяженности зональных ландшафтов, акваторий, равно как и видовых ареалов, структуры флоры и фауны эффективная реализация любых стратегий и программ сохранения биоразнообразия Арктики может быть осуществлена лишь при условии действий в панарктическом масштабе. Эту идею отчасти отражает Международная программа охраны арктической флоры и фауны (CAFF), которая была учреждена в рамках Стратегии сохранения арктической среды (AEPS) как инструмент сотрудничества ученых, коренного населения и специалистов по охране природы, деятельность которых затрагивает арктические области.
• Создание государственных органов, регулирующих систему природопользования в условиях Крайнего Севера и Арктики. Разделение функций государственного контроля использования природных ресурсов и охраной природы.
• Инвентаризация и создание кадастров приоритетных (редких, уникальных, находящихся под угрозой, подлежащих сохранению или восстановлению, реинтродукции) объектов биоразнообразия (популяций, видов, зональных и интразональных сообществ, фитоценозов, гнездовий, лежбищ, экосистем), с контролем и утверждением их статуса на федеральном уровне.
• Пересмотр и усовершенствование системы и статуса охраняемых территорий и акваторий Арктики в соответствии со сложившейся в последние годы социально-экономической ситуацией, перспективами ее развития и усилением приоритетов в сфере сохранения биологического разнообразия. В частности, наряду с ООПТ большее внимание должно уделяться малым формам заповедания, охраны и восстановления - памятникам природы, "микрозаповедникам", заказникам уникальных урочищ, мест обитания узкоареальных эндемичных видов, подвидов, популяций и т.д. Совершенствование сети и создание новых заповедников разного профиля не только на суше, но и на море. В частности, необходимы новые заповедники на Новой Земле, о-ве Вайгач, в Большеземельской тундре, на Ямале, Гыдане, Чукотке. Некоторые из них уже находятся в стадии планирования. Кроме того, следует начинать организацию заповедных акваторий, в первую очередь на Баренцевом море. При этом необходимо рассмотреть основные принципы их выбора. В баренцевоморском секторе в первую очередь должна быть организована система морских заказников, на которых будут осуществляться меры охраны нереста промысловых рыб, мест линьки и лежки тюленей и т.д. при строго контролируемой хозяйственной деятельности с ограниченным использованием биоресурсов, а также заповедный участок Дальнезеленецкий - между реками Воронья и Восточная Лица. Необходимо добиться повышение финансирования заповедников, в т.ч. отдельной позицией в смете определить расходы на мониторинг биоразнообразия и проведение научных исследований. Существенным положительным фактором развития заповедного дела может стать как можно более широкое привлечение к работе в заповедниках коренных жителей.
• Срочный пересмотр и совершенствование юридических норм, регулирующих права и обязанности постоянного и временного населения в отношении биоресурсов, животного и растительного мира.
• Регламентация и контроль за сбором коллекционных биологических материалов, в том числе иностранными учеными.
• Восстановление сети и реорганизация работы полярных станций с расширением их функций, в числе которых наряду с метеорологическими и геофизическими наблюдениями должны быть элементы экологического мониторинга, в частности, фенологические наблюдения. Совмещение деятельности некоторых из них, находящихся в наиболее репрезентативных точках, с задачами биологических станций, создание условий для работ в области полевой экспериментальной экологии.
• Срочное обновление и расширение задач научно-исследовательского и разведовательно-патрульного флота в системе Академии наук РАН и других ведомств с целью повышения возможности и усиления активности отечественных исследователей и практических работников, сокращения их зависимости от международной "помощи", повышения прав и статуса в международной кооперации ученых, изучающих Арктику.
• Возобновление и расширение курсов тундроведения и североведения на биологических и географических факультетах университетов и педагогических вузов. Изменение стиля, повышение достоверности, познавательной и воспитательной ценности информации по Арктике в СМИ, возрождение духа романтики и престижности жизни и работы в условиях Севера. Осознание того, что Россия в современных границах не может успешно развиваться как суверенное государство без коренного изменения отношения к Северу, которое сложилось в годы проведения так называемых либеральных реформ.
Приоритетные меры по сохранению арктических экосистем
• Выделение Арктики в область с особым режимом природопользования. Разработка Арктической доктрины и принципиально нового федерального законодательства в отношении арктических регионов.
• Повышение эффективности работы охраняемых территорий и акваторий Арктики. Больше внимания необходимо уделять малым формам территориальной охраны (памятникам природы, «микрозаповедникам», заказникам) в целях сохранения отдельных уникальных урочищ и мест обитания узкоареальных эндемичных видов, подвидов, популяций. Важным фактором повышения эффективности системы особо охраняемых природных территорий является широкое привлечение к их работе коренных народов Севера.
• Восстановление сети и реорганизация работы полярных станций, включение в их функции элементов биомониторинга, обновление и расширение научно-исследовательского и разведывательно-патрульного флота в целях слежения за состоянием и исследования биоразнообразия Арктики.
![]() |