Информационные ресурсы BioDat

1.  Экосистемы полярных пустынь, тундр и лесотундр

 

1.3. Меры по сохранению арктических экосистем

            Общее состояние существующих специальных активных мер сохранения биоразнообразия в Арктике российского сектора находится на очень низком уровне. Оно не соответствуют современным критериям и требованиям, исходящим из основных природоохранных принципов, положений Международной Конвенции по биоразнообразию и конкретных условий, складывающихся в настоящее время в этом регионе. Оно не соотвествует также важности, уникальной ценности многих компонентов арктического биоразнообразия (популяций, видов, сообществ, экосистем, социально-коммуникативных комплексов и т.д.), находящихся под угрозой резкого сокращения или полного уничтожения.
            Чрезвычайно опасные последствия для биоразнообразия Арктики имеет крайнее ослабление в последние годы государственного контроля в сфере природопользования и охраны природы, безнаказанность лиц и организаций, хищнически истребляющих биоресурсы и разрушающих природные экосистемы.
            В частности, не ведется борьба даже с такими простейшими формами разрушения живого покрова тундры, как летнее неупорядоченное движение вездеходного транспорта или мощные выбросы металлургических производств. Неудовлетворительно решаются также многие вопросы охраны промышляемых популяций, соблюдения квот, или уничтожающихся в форме "прилова", видов, традиционно используемых коренным населением и т.д. Все формально оформленные меры в настоящее время действуют крайне слабо вследствие отсутствия необходимого контроля, местного противодействия федеральному законодательству или деградации производственной и социально-демографической инфраструктуры.
            Существенным препятствием для эффективных мер по сохранению биоразнообразия является несовершенство законодательной  базы. Важнейшими пробелами являются следующие:
-       отсутствие системы взимания платы за пользование ресурсами растительного и животного мира Крайнего Севера,
-       отсутствие четких разграничений собственности на биоресурсы между государством и субъектами Федерации,
-       неупорядоченность и бесконтрольность сбора коллекционных материалов в Арктике
            Заповедники и другие виды охраняемых территорий - единственная форма сохранения биоразнообразия, которая на протяжении последних десятилетий весьма интенсивно развивалась на территории российского сектора Арктики (Табл.8). Однако крайнее ослабление соблюдения режима заповедности ставит под вопрос судьбу заповедников, организованных в последнее десятилетие. В настоящее время на территории российской Арктики и прилежащих районах Севера (Камчатка, Магаданская обл., Якутия) формально существует сеть из около 30 законодательно оформленных и планируемых охраняемых природных территорий. Из них 11 государственных заповедников и федеральный заказник "Земля Франца-Иосифа" отнесены к особо охраняемым природным территориям 1-й категории по классификации Международного Союза Охраны Природы. Их общая площадь равна 15 млн. га. Общая площадь северных, арктических и приарктических, ООПТ составляет около 30 млн. га. Это примерно 5% всей территории российской Арктики в широком смысле. Сеть организованных и планируемых ООПТ охватывает все основные ключевые, в том числе экотонные, типичные зональные, островные, материковые, горные, дельтовые и т.д. ландшафты Арктики. На территории ООПТ достаточно хорошо представлены компоненты биоразнообразия (редкие виды, гнездовые колонии таких видов, как белый гусь, различные варианты птичьих базаров, места массового отела и летовок диких северных оленей, берлоги белых медведей, уникальные сочетания флористических и фаунистических комплесов, отражающих своеобразное сочетание зональных и интразональных условий, а также эволюцию органического мира Арктики и т.д.). Однако плотность ООПТ в разных регионах весьма различна. Так, на Кольском п-ве их 6. В восточно-европейском, западно- и среднесибирском секторах существует 12 оформленных и организумеых заповедных территорий. А на всей огромной северной территории Восточной Сибири - всего 4 действующих и несколько планируемых и организуемых. Несмотря на весьма большое число заповедных территорий, их все же недостаточно с точки зрения современных задач сохранения биологического разнообразия. Так, на Американском континенте ООПТ составляют около 55% площади Арктических территорий. Б.А. Юрцев на территории Северо-востока Сибири к востоку от Колымы выделил 15 участков, нуждающихся в мерах охраны только с ботанической точки зрения. Ситуация в тундровой полосе Северо-востока Сибири, в т.ч. на Чукотке, рельефно демонстрирует, что заповедное дело в нашей Арктике по сути находится в зачаточном состоянии, и перспективы его не ясны. Этот обширный регион особенно богат различными территориями, озерами, островами, побережьями, горными хребтами с уникальными биологическими объектами, такими как лежбища моржей, места гнездования редких птиц, а также сосредоточения их повышенного видового богатства, узкоэндемичные формы млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, растений, уникальные растительные сообщества, в частности реликтовые тундростепи и т.д. Между тем в этой обширной области существует лишь один функционирующий крупный заповедник - Остров Врангеля, да еще несколько заказников областного значения и планируемые заповедные территории. Совершенно очевидно, что для успешного сохранения уникального разнообразия флоры и фауны этого региона необходима срочная организация нескольких крупных заповедников со строгим режимом охраны.

Таблица 8. Сохранение биоразнообразия экосистем полярных пустынь, тундр и лесотундры на особо охраняемых природных территориях

№№
Охраняемая территория
Пл-дь,

тыс. га

Год создания
Флора
Фауна птиц
В т.ч. гнездя-щихся
Фауна млекопи-тающих
  •  
  • Большой Арктический
    4 169,2
    1993 162 124 55 16
  •  
  • Гыданский
    878,1
    1996 180 63 57 15
  •  
  • Кандалаксшский
    70,5
    1932 363* 240 134 26
  •  
  • Корякский
    327,2
    1995 700 153 97 28
  •  
  • Кроноцкий биосферный
    1.142,1
    1934 810 216 121 32
  •  
  • Лапландский биосферный
    278,4
    1930 523 180 118 31
  •  
  • Магаданский
    883,8
    1982 608 210 170 41
  •  
  • Ненецкий
    313,4
    1997        
  •  
  • Остров Врангеля
    2,225,7
    1976 370 148 51 8
  •  
  • Пасвик
    14,7
    1992   122 75 23
  •  
  • Путоранский
    1 887,3
    1988 398 140 92 34
  •  
  • Таймырский биосферный
    1 781,9
    1979 429 110 74 21
  •  
  • Усть-Ленский
    1 433,0
    1985 402 109 60 27
    Федеральные заказники
  •  
  • Земля Франца-Иосифа
    4 200,0
    1994 60 38 17 2

    */Для участка – Остров Великий

                Необходимы как расширение сети государственных охраняемых природных территорий, так и реорганизация, совершенствование их работы. На территории российской Арктики весьма велики резервы расширения системы заповедников и других форм ОПТ. Сейчас в основных регионах Арктики доля заповедных территорий составляет от 2 до 8%. Даже на Кольском по-ве, где несколько заповедников, они занимают всего 3% территории, на Таймыре -5%, в Путоранах - 8%, на Колымском нагорье - всего 1,5%. Между тем в Арктике охраняемые территории должны занимать 20 - 40%. Они должны быть репрезентативны в отношении всего биологического разнообразия данной физико-географической области на всех уровнях ее дифференциации.
                Несмотря на организационные и финансовые трудности, осуществляются некоторые опытно-исследовательские и практические восстановительные мероприятия, в том числе рекультивационные и реинтродукционные. Примерами могут служить длительные полевые опыты и практические разработки с успешным внедрением системы многоцелевой рекультивации нарушенных техногенных территорий в южной тундре окрестностей Воркуты, проводимые Институтом Биологии Коми НЦ РАН, а также успешное завершение создания двух популяций овцебыков на острове Врангеля и на Таймыре (это мероприятие носит по существу реинтродукционый, в определенной мере реакклиматизационный характер, т.к. овцебык обитал на севере Азии, возможно, вплоть до средневековья). Широко известны пока не столь успешные работы по поддержанию генофонда и восстановлению популяций белого журавля, или стерха с помощью разведения в питомнике. Следует признать, что подобные мероприятия, имеющие разовый и локальный характер, в большей мере соответствуют современным финансово-экономическим, юридическим и политическим условиям. Они могут успешно выполняться в форме специальных программ и грантов со строго целевым и контролируемым финансированием. В частности, целесообразны работы по реинтродукции в районах прежнего обитания, восстановлению популяций и ареала, мест зимовок, поддержанию генофонда таких видов, как гусь-белошей, белощекая казарка, краснозобая казарка, розовая чайка, некоторые виды рыб, в частности отдельные формы гольцов, сигов и др.
                Российский сектор Арктики играет совершенно особую роль в геополитической, оборонной и ресурсной стратегии всей нашей страны, а также в обеспечении устойчивого развития всего циркумполярного региона. Кроме того, Россия ответственна за сохранение и нормальное развитие коренных народов Севера Евразии. Север, в том числе Арктика представляет собой область особых национальных интересов России. В связи с этим сохранение и восстановление, биоразнообразия Арктики приобретает чрезвычайно важное не только хозяйственно-экономическое, но и политическое значение как часть общей системы регуляции природопользования, социально-этнического развития и отношений приполярных стран.
                России необходима Арктическая доктрина и соответствующее принципиально новое федеральное законодательство, сбалансированное с законами приарктических субъектов Федерации. В этой доктрине должны быть сформулированы долгосрочные и текущие задачи.
                Ниже перечислены некоторые положения, которые необходимо учесть при разработке федерального природоохранного законодательства и системы программ по сохранению биологического разнообразия Арктики.

    • Выделение Арктики в область с особым режимом природопользования. Для этого необходимо разработать и принять соответствующие законопроекты, дополнения и изменения в Основы лесного законодательства, в законы "Об охране окружающей среды", "О недрах", в новые Водный и Земельный кодексы.
    • Создание государственных органов, регулирующих систему природопользования в условиях Крайнего Севера и Арктики. Разделение функций государственного контроля использования  природных ресурсов и охраной природы.
    • Инвентаризация и создание кадастров приоритетных (редких, уникальных, находящихся под угрозой, подлежащих сохранению или восстановлению, реинтродукции) объектов биоразнообразия (популяций, видов, зональных и интразональных сообществ, фитоценозов, гнездовий, лежбищ, экосистем), с контролем и утверждением их статуса на федеральном уровне.
    • Пересмотр и усовершенствование системы и статуса охраняемых территорий и акваторий Арктики в соответствии со сложившейся в последние годы социально-экономической ситуацией, перспективами ее развития и усилением приоритетов в сфере сохранения биологического разнообразия. В частности, наряду с ООПТ большее внимание должно уделяться малым формам заповедания, охраны и восстановления - памятникам природы, "микрозаповедникам", заказникам уникальных урочищ, мест обитания узкоареальных эндемичных видов, подвидов, популяций и т.д. Совершенствование сети и создание новых заповедников разного профиля не только на суше, но и на море. В частности, необходимы новые заповедники на Новой Земле, о-ве Вайгач, в Большеземельской тундре, на Ямале, Гыдане, Чукотке. Некоторые из них уже находятся в стадии планирования. Кроме того, следует начинать организацию заповедных акваторий, в первую очередь на Баренцевом море. При этом необходимо рассмотреть основные принципы их выбора. В баренцевоморском секторе  в первую очередь должна быть организована система морских заказников, на которых будут осуществляться меры охраны нереста промысловых рыб, мест линьки и лежки тюленей и т.д. при строго контролируемой хозяйственной деятельности с ограниченным использованием биоресурсов, а также заповедный участок Дальнезеленецкий - между реками Воронья и Восточная Лица. Необходимо добиться повышение финансирования заповедников, в т.ч. отдельной позицией в смете определить расходы на мониторинг биоразнообразия и проведение научных исследований. Существенным положительным фактором развития заповедного дела может стать как можно более широкое привлечение к работе в заповедниках коренных жителей.
    • Срочный пересмотр и совершенствование юридических норм, регулирующих права и обязанности постоянного и временного населения в отношении биоресурсов, животного и растительного мира.
    • Регламентация и контроль за сбором коллекционных биологических материалов, в том числе иностранными учеными.
    • Восстановление сети и реорганизация работы полярных станций с расширением их функций, в числе которых наряду с метеорологическими и геофизическими наблюдениями должны быть элементы экологического мониторинга, в частности, фенологические наблюдения. Совмещение деятельности некоторых из них, находящихся в наиболее репрезентативных точках, с задачами биологических станций, создание условий для работ в области полевой экспериментальной экологии.
    • Срочное обновление и расширение задач научно-исследовательского и разведовательно-патрульного флота в системе Академии наук РАН и других ведомств с целью повышения возможности и усиления активности отечественных исследователей и практических работников, сокращения их зависимости от международной "помощи", повышения прав и статуса в международной кооперации ученых, изучающих Арктику.
    • Возобновление и расширение курсов тундроведения и североведения на биологических и географических факультетах университетов и педагогических вузов. Изменение стиля, повышение достоверности, познавательной и воспитательной ценности информации по Арктике в СМИ, возрождение духа романтики и престижности жизни и работы в условиях Севера. Осознание того, что Россия в современных границах не может успешно развиваться как суверенное государство без коренного изменения отношения к Северу, которое сложилось в годы проведения так называемых либеральных реформ.
                Вследствие особенностей географического положения, протяженности зональных ландшафтов, акваторий, равно как и видовых ареалов, структуры флоры и фауны эффективная реализация любых стратегий и программ сохранения биоразнообразия Арктики может быть осуществлена лишь при условии действий в панарктическом масштабе. Эту идею отчасти отражает Международная программа охраны арктической флоры и фауны (CAFF), которая была учреждена в рамках Стратегии сохранения арктической среды (AEPS) как инструмент сотрудничества ученых, коренного населения и специалистов по охране природы, деятельность которых затрагивает арктические области.
     

                Приоритетные меры по сохранению арктических экосистем

    •  Выделение Арктики в область с особым режимом природопользования. Разработка Арктической доктрины и принципиально нового федерального законодательства в отношении арктических регионов.
    •  Повышение эффективности работы охраняемых территорий и акваторий Арктики. Больше внимания необходимо уделять малым формам территориальной охраны (памятникам природы, «микрозаповедникам», заказникам) в целях сохранения отдельных уникальных урочищ и мест обитания узкоареальных эндемичных видов, подвидов, популяций. Важным фактором повышения эффективности системы особо охраняемых природных территорий является широкое привлечение к их работе коренных народов Севера.
    •  Восстановление сети и реорганизация работы полярных станций, включение в их функции элементов биомониторинга, обновление и расширение научно-исследовательского и разведывательно-патрульного флота в целях слежения за состоянием и исследования биоразнообразия Арктики.