Справка в бассейн

Банки, такси, вузы, экстренные телефоны и проч

spravka-v-basseyn.com

Газель перевозка

Разборка, сборка, упаковка, перевозка мебели с грузчиками

vezem98.ru

Легендарный квартал

Фотографии и открытки c легендарной актрисой

ЖКБЕРЕЗОВАЯАЛЛЕЯ.РФ

             Информационные ресурсы BioDat

2. Экосистемы лесов

2.3. Меры по сохранению лесных экосистем

            Лесное законодательство. В настоящее время в отношении проблем охраны растительного компонента биосистем существует Лесной Кодекс, принятый в 1997 г. в котором собственнику вменены обязанности охраны, воспроизводства и рационального использования принадлежащих объектов лесного фонда. В современном законодательстве практически отсутствуют какие-либо специальные положения в отношении охраны биоразнообразия при использовании лесных ресурсов. К разряду щадящих режимов относятся лишь ограничения рубок в лесах специального назначения (статья 114) , требования к воспроизводству лесов (статья 89) и повышению продуктивности (статья 91) с учетом сохранения ценных древесных пород (кедра, бука, дуба).
            Результатом активизации законотворческой деятельности в последние годы явилось принятие пакета законодательных актов – основ лесного законодательства Российской Федерации и ряда республиканских лесных кодексов и законов. Наиболее актуальными из них являются вопросы правового статуса лесов, механизма финансирования лесного хозяйства, организации государственного регулирования лесных отношений. Согласно действующим основам лесного законодательства весь лесной фонд страны находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов – областей, республик, автономных образований. Однако монополия государственной собственности на леса продолжает сохраняться – без ее разграничения на леса федеральные и региональные. Неопределенность правового статуса лесов, несогласованность республиканских законодательных актов с Основами лесного законодательства позволяют центральным, региональным и местным органам власти по-разному понимать право собственности на лесные ресурсы и формировать структуры управления лесами, обеспечивающие свои экономические интересы, часто в ущерб экологии территории и сохранения биоразнообразия лесов. Четкое определение правового статуса лесов, сохранение в обозримом будущем доминирующей роли государственной формы собственности является важной задачей совершенствования лесного законодательства. Ее решение должно осуществляться в тесной увязке с требованиями природоохранного и земельного законодательства.
            Катастрофические последствия для российских лесов может иметь принятие поправок к Лесному кодексу, облегчающих передачу лесных земель в нелесные категории.

            Система экологической экспертизы. Закон Российской Федерации "Об экологической экспертизе", принят в 1995 г., он требует проведения экологической экспертизы "проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов" (в том числе проектов организации и ведения лесного хозяйства, планов рубок). Однако, в нем отсутствую указания на учет проблем сохранения биоразнообразия экосистем.

            Экологическая сертификация. Развитие мировой практики сертификации природных ресурсов направлено на стимулирование экономического интереса в отношении неистощительного природопользования и сохранения биоразнообразия экосистем. Лесная сертификация имеет целью осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих жизнеспособность и устойчивость лесов, в том числе путем сохранения разнообразия животного и растительного мира.
            Цели сертификации – совершенствование лесоуправления, обеспечение доступа потребителя к сертифицируемым лесным продуктам. В России сертификация должна проводится на уровне лесхоза с учетом критерия устойчивого управления лесами. Существующие в России системы сертификации (техническая и радиоэкологическая сертификация древесины, лицензирование лесопользователей, сертификация управления производством, сертификация управления лесами) не учитывает признаков биоразнообразия.
            Экологическая сертификация, включающая режим поддержания биоразнообразия, предполагает, что лесная продукция заготовлена без ущерба природе и социальной сфере.

            Осуществление рациональной лесной политики. Разработка рациональной лесной политики, учитывающей сохранение биоразнообразия – достаточно сложная задача. Решающее значение приобретает выбор целей и методов лесопользования – их ресурсная или экологическая направленность. Доминирующая концепция лесного хозяйства Европы на протяжении двух последних столетий была нацелена на максимальное увеличение продуктивности лесов, что соответствовало чисто рыночному подходу. Это привело к полному исчезновению девственных хвойно-широколиственных лесов и замене на хвойные монокультуры. В экономическом отношении эти результаты оказались впечатляющими. Обратной стороной явилось коренное изменение ландшафтов, общее обеднение природной среды, сокращение биоразнообразия и резкое снижение экологической устойчивости лесов. Степень повреждения от вредителей и болезней, ущерб от ветровалов и снеговалов, гибель от загрязнения атмосферы стали достигать катастрофических размеров. Эти негативные аспекты не могли не волновать общественность, которая потребовала согласования лесной политики, при которой экономические, социальные, экологические и культурные цели были закреплены в законодательных актах. Важнейший элемент такой политики является сохранение биоразнообразия, как важнейший критерий устойчивого развития лесов.
            В мире широкое распространение получает программа Всемирного фонда дикой природы (WWF) «Леса ради жизни», которая включает два основных направления: спасти то, что имеем (т.е. сохранить не менее 10% лесов каждой категории в виде экологически репрезентативных охраняемых территорий) и перейти к неистощительному управлению лесными ресурсами вне охраняемых территорий (т.е. лесоуправление должно быть экологически устойчивым, социально направленным и экономически жизнеспособным). Инструментом контроля за этим должно служить Добровольная сертификация лесоуправления. Эта сертификация является индикатором правильного ведения лесного хозяйства и лесопользования. Устойчивое развитие лесов означает использование ресурсов на принципах неистощительности и поддержания на определенном уровне. Устойчивость лесоуправления оценивается на основе критериев и измеряемых индикаторов, которые были приняты Федеральной службой лесного хозяйства в 1998 г. Эти критерии и индикаторы служат основой системы сертификации, так называемой обязательной сертификации. Среди них одним из важнейших критериев является критерий сохранения и поддержания биоразнообразия и их вклада в глобальный углеродный цикл. . Разработка методик и инструментов критериев и индикаторов устойчивого лесного хозяйства уже ведется в нашей стране в модельных лесных проектах в Республике Коми, в Хабаровском крае, в Карелии и Псковской области.
             Переход России на рельсы устойчивого развития во многом определяется рациональным использованием лесов, играющих существенную роль в стабилизации природных процессов. Сохранение экологического и ресурсного потенциала, составной частью которого является биоразнообразие, является сложной проблемой. Ее успешное решение затруднено кризисным состоянием российской экономики, несовершенством лесного законодательства, отсутствием института собственности лесов, ослаблением системы управления лесным фондом, невостребованием научных знаний вследствие негативной социально-экономической ситуации, сложившейся в стране. Происходящие в России изменения открывают беспрецедентные возможности для развития производительных сил и, вместе с тем, представляют серьезную опасность для сохранения природной среды и лесного покрова. В этих условиях необходим пересмотр политики в лесном секторе, касающихся экологических, экономических и социальных аспектов, выбора рациональных стратегий использования лесных ресурсов. Результатом такого пересмотра должна явится хорошо структурированная программа освоения лесных ресурсов России и инвестирования лесного сектора, базирующаяся на поддержке процесса реформ, развития необходимой инфраструктуры, внедрения новых технологий.

            Система управления лесами. Рациональное использование лесных ресурсов прежде всего связано с проблемой управления лесами, т.е. планированием и осуществлением комплекса мероприятий, имеющих целью обеспечить жизнеспособность и устойчивость лесов (в т.ч. путем сохранения разнообразия растительного и животного мира), постоянство пользования и воспроизводства лесов, повышение их продуктивности и коммерческой ценности, получение стабильного и высокого дохода от отведенных в рубку древостоев, и проведение рубок промежуточного и главного пользования (лесопользование). Эта проблема актуальна для всех стран мира. Особое значение она имеет для России, осуществляющей переход к рыночным отношениям. Новая система управления лесами, основанная на сочетании рыночного механизма с мерами государственного регулирования еще только формируется. Создание новой системы управления лесами связано с формированием ее правовой, экономической и социальной базы, решением ряда научных и организационных проблем.

            Формирование информационной базы и мониторинг биоразнообразия лесов. Эффективность управления лесами в значительной степени определяется наличием достаточно развитой информационной базы о состоянии и динамике лесного фонда, его экологическом и ресурсном, включая биоразнообразие, потенциале, а также знаний основных роста и развития насаждений.
            Необходимым условием повышения полноты и достоверности этих данных, а также осуществления оперативного контроля за состоянием лесного фонда, является создание национальной системы мониторинга лесов. Огромные размеры лесных территорий, различная степень ее хозяйственного освоения исключает возможность создания такой системы без широкого использования аэрокосмических методов слежения за лесами. Проводимая в России конверсия космической и оборонной промышленности в сочетании с широким международным сотрудничеством, создает необходимые предпосылки для успешного решения этой проблемы.
            С 1999 г. в России проводится ежегодный государственный учет лесного фонда, до этого он проводился один раз в пять лет. Это свидетельство возрастающего приоритета лесного хозяйства в экономической жизни страны.
            Наблюдающаяся в последние годы недооценка роли науки, в том числе и лесной, привела к резкому сокращению научно-исследовательских работ в области сохранения лесного биоразнообразия. Явная недооценка роли лесной науки, недостаточные размеры финансирования научно-исследовательских работ поставили научные коллективы и научные школы в крайне сложное положение. Сохранение и эффективное использование накопленного научного потенциала, создание нормальных условий для работы ученых, занятых лесными проблемами, входит в состав важнейших проблем совершенствования управления лесами России.

            Внедрение элементов экологически обоснованного лесопользования. Для восстановления биоразнообразия зональных широколиственных и хвойно-широколиственных лесов в центральной России разработаны и экспериментально проверены следующие приемы:

-       Восстановление структурного разнообразия - разновозрастной системы мозаик окон возобновления - путем проведения группово-выборочных рубок или имитации естественных вывалов. Размеры окон и их размещения по территории массива должны рассчитываться исходя из экологических потребностей древесных видов, радиуса эффективной репродуктивной активности древесных видов, а также с учетом максимального сохранения лесной среды. Имеющиеся расчеты и данные показывают, что оптимальные размеры окон составляют по диаметру 1.5-2 высоты окружающего полога леса (0.1-0.3 га).
-       Восстановление видового разнообразия должно базироваться на естественном возобновлении в сочетании с созданием лесных культур недостающих ценных древесных видов. Рубки ухода должны обеспечить оптимальное соотношение древесных видов и их успешное развитие.
-       В связи с сильным сокращением видового разнообразия широколиственных видов деревьев и особенно дуба, целесообразно создание лесных культур широколиственных видов методом разновидовых биогрупп, подбор видов должен осуществляться на основе экологических особенностей видов и в первую очередь, потребностей в свете.
-       В связи в активной инвазией ели в местообитания, которые до антропогенного преобразования лесов были заняты хвойно-широколиственными и широколиственными лесами, необходимо проводить рубки переформирования, сдерживающие инвазию ели и способствующие развитию сохранившихся широколиственных видов. При и отсутствии необходимо создание культур широколиственных и мелколиственных видов в хвойных лесах при соответствующей подготовке почвы.
-       Для целого ряда редких видов трав, как широколиственных, так и хвойных лесов, отличающихся малым радиусом репродуктивной активности, восстановление их популяций целесообразно проводить путем реинтродукции.
            Восстановление полидоминантных разновозрастных лесов зонального типа поможет обеспечить длительное неистощительное лесопользование, а также будет способствовать поддержанию высокого биоразнообразия лесных экосистем, сохранению и восстановлению почвенного плодородия, увеличению устойчивости лесных экосистем.

            Развитие системы особо охраняемых природных территорий.  Всего на 1 января 2004 г. в России было более 15 600 ООПТ разных категорий (Табл. 15). При оценках обеспеченности сохранения лесного биоразнообразия территориальными формами охраны привлекаются данные по федеральным заповедникам и национальным паркам, имеющим штат управления, охраны и научной и рекреационной деятельности. Суммарно они занимают около 2% площади страны. Прочие федеральные ООПТ – заказники и памятники природы дают еще около 1% территории. Остальные около 15 тысяч территорий – регионального и местного значения также несут функции охраны окружающей среды и биоразнообразия. К ним следует добавить 35 водно-болотных угодий международного значения, 6 объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Важным элементом системы территориальной охраны природы являются леса 1-й группы, не подлежащие рубкам главного пользования (водоохранные, расположенные на северном и южном пределе распространения, орехоплодные и пр.). Они занимают 271,1 млн. га (16,4% площади страны) и условно могут рассматриваться в качестве ООПТ. Суммарно все категории ООПТ следует рассматривать своего рода экологический каркас территории и  включать в систему планирования национальной и региональных экологических сетей.
            Биоразнообразие и экосистемы лесов сохраняются в более 60 заповедниках и национальных парках (Табл. 16), однако далеко не во всех из них проведена инвентаризация флоры и фауны.

Таблица 15. Структура системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации */

Категории особо охраняемых природных территорий Количество Площадь, млн. га Доля в общей площади страны, %
Государственные природные заповедники 100 33,7 1,6
Национальные парки 35 7,0 0,4
Федеральные заказники 68 12,5 0,7
Региональные заказники 3000 67,8 4,0
Федеральные памятники природы 28 0,19 -
Региональные и местные памятники природы (оценка) 10 000 2,6 0,2
Региональные природные парки 32 13,5 0,8
Прочие категории ООПТ 2 300 52,0 3,0
ИТОГО 15 562 198,2 10,58

*/ Согласно «Сводному списку особо охраняемых природных территорий Российской Федерации» (М, 2001) общее число ООПТ на 1 января  2001 г. составляло 15 471, в т.ч. 13 532 местные и региональные и 255 – федеральные.

            Система лесных ООПТ наиболее детально разработаны и реализованы на территории Европейской России. Для разработки мер по сохранению лесного биоразнообразия на локальном уровне необходимо классифицировать заповедные территории с учетом не только размеров, но и степень антропогенной нарушенности территории в прошлом и настоящем, естественные потенции самовосстановления нарушенных экосистем, а также состояние природных комплексов за их пределами. Существующая сеть охраняемых природных территорий включает объекты разной степени нарушенности:

-       малонарушенные природные комплексы в малоосвоенных районах и занимающие обширные площади;
-       экосистемы разной степени нарушенности в районах со средним уровнем хозяйственного освоения и занимающие небольшие (средние по размерам) площади;
-       малые островные территории с сильно нарушенными природными комплексами, расположенные в хорошо освоенных районах.
            Реализация программ по сохранению биоразнообразия на региональном уровне требует осуществления концепции повсеместности охраны его сочетания с экологически ориентированным природопользованием. Существующая сеть ООПТ должна органично встраиваться в региональные системы природопользования, в первую очередь, с целью сокращения фрагментированности лесного покрова, ликвидации крупных разрывов ареалов, нарушающих устойчивую популяционную структуру ключевых видов. Для этого необходимо разрабатывать эколого-экономические проекты и модели природопользования, в максимально возможной степени использующие природные закономерности популяционных и ценотических мозаик. Такие проекты, уже применяемые в лесоводственной практике разных стран, дают возможность повысить качество лесных ресурсов и обеспечить неистощительное лесопользование.

Таблица 16. Сохранение биоразнообразия экосистем темнохвойных, светлохвойных, хвойно-широколиственных и широколиственных равнинных лесов на некоторых особо охраняемых природных территориях Российской Федерации

NN Охраняемая территория Год 

создания

Пл-дь,

тыс. га

Флора Фауна 

амфи-

бий

Фауна 

репти-

лий 

Фауна 

птиц

В т.ч. 

гнездя-

щихся

Фауна

млеко

питаю

щих

1 Басеги 1982 37,9 478 4 2 150 83 44
2 Бастак 1997 91,0   7 8 136   47
3 Бочинский 1994 267,4   3 2 219 116 43
4 Брянский Лес 1987 12,2 644 11 6 156 128 42
5 Буреинский 1987 358,4 484 3 5      
6 Вишерский 1990 241,2 430 4 1 136   46
7 Волжско-

Камский

1960 8,0 844 10 6 195 124 55
8 Воронежский  1927 31,1 996 8 7 194 137 58
9 Дарвинский 1945 112,6 589 7 5 194 140 39
10 Зейский 1963 99,4 621 3 2 238 79 46
11 Ильменский 1920 34,4 815 3 6 163 129 48
12 Калужские 

засеки

1992 18,5 330 5 4   112 35
13 Кедровая Падь 1925 17,9 903 8 9 178 95 54
14 Кивач 1931 10,9 567 5 4 201 127 43
15 Комсомольский 1963 64,3 635 6 6 233 153 46
16 Лазовский 1957 120,0 1070 8 9 293 137 57
17 Малая Сосьва 1976 222,6 368 3 3     37
18 Мордовский 1936 32,2 832 10 7 214 149 60
19 Нижнесвирский 1980 41,6 503 5 5 256 173 42
20 Нургуш 1994 5,9         110 36
21 Окский  1935 55,7 825 10 6 243 162 56
22 Олекминский 1984 847,1 654 3 2 180 115 40
23 Печоро-Илычский  1930 721,3 659 4 1 215 133 47
24 Пинежский 1974 51,5 476 4 1 126 97 34
25 Поронайский 1988 56,7   3 2 192 92 34
26 Приокско-

Террасный 

1935 4,9 955 10 5 134 105 55
27 Присурский 1995 9,0   9 6 104   31
28 Уссурийский 1932 40,4 870 6 7 160 86 53
29 Хинганский 1963 94,6 934 6 7 300 100 47
30 Хоперский 1935 16,2 1061 8 7 215 168 55
31 Центрально-Лесной  1931 24,5 552 6 5 204 141 50
32 Центрально-Сибирский  1985 972,0 650 3 1 239 126 46
33 Валдайский 1990 158,5 750 7 5 180 148 50
34 Водлозерский 1991 468,3 450     177 129 38
35 Кенозерский 1991 139,7 534 4 2 193   49
36 Лосиный Остров 1983 11,8 505 8 4 185 139 45
37 Мещера 1992 118,9 850 10 5   170 50
38 Орловское Полесье 1994 84,2   10 5   130  
39 Паанаярви 1992 103,4 570     119 109 36
40 Переславский 1988 23,7 710   5 210 170  
41 Русский Север 1992 166,4 500 4 3 161   48
42 Самарская Лука 1984 134,0 1044 8 9 212   54
43 Смоленское Поозерье 1992 146,2   10 5 190   57
44 Таганай 1991 56,4 687 3 6   145 46
45 Шушенский Бор 1995 39,2   4 5 200   45

            Приоритетные меры по сохранению лесных экосистем

•  Разработка долгосрочной национальной государственной лесной политики, понятной и выгодной обществу. Ее главной целью должно быть обеспечение устойчивого лесоуправления для достижения баланса экологических, социальных и экономических выгод.
•  Разработка стратегии лесоуправления, ориентированной на сохранение биоразнообразия; разработка и внедрение адаптированных к региональным особенностям систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих сохранение и воспроизводство биоразнообразия.
•  Развитие экономических механизмов (в том числе международных), делающих выгодными улучшение экологических характеристик лесных экосистем и сохранение биоразнообразия.
•  Развитие сети особо охраняемых природных территорий, обеспечивающей сохранение разнообразия лесных ландшафтов, экосистем, видов.
•  Завершение полной инвентаризации старовозрастных лесов (Рис. 22) и законодательное закрепление за ними особого природоохранного статуса.

Рис. 22. Старовозрастные леса сохранились в основном на Севере и Северо-западе Европейской России