Интернет эквайринг

интернет банк альфа банка здесь

net2pay.ru

Откатные ворота цена

Ворота, автоматика. Производство и обслуживание! Всегда в наличии

stroyzabor-nn.ru

Сервис рвд

Для подачи нефти, газа, бетона и т,д. Китайские РВД. Низкие цены, Купите

ligarwd.ru

Для вас в нашей фирме обучение за рубежом недорого по низким ценам. Качественно.
             Информационные ресурсы BioDat

6. Экосистемы пресных водоемов

6.3. Меры по сохранению экосистем пресных водоемов

            Стратегия сохранения биологического разнообразия пресноводных водоемов России должна учитывать все основные типы экологического стресса и должна быть направлена на поддержание и восстановление естественной структурно-функциональной организации их экосистем. Методологической основой для природоохранных мероприятий должна служить концепция неистощимого развития природных ресурсов окружающей среды.
            Главный недостаток действующих нормативно-правовых документов по определению вреда, причиняемого водоемам, которые следует рассматривать как совокупность водных ресурсов и гидробионтов в них обитающих, - их ведомственная (отраслевая) принадлежность. В силу чего водохозяйственные ведомства при эксплуатации водоемов интересуют лишь затраты на водоподготовку, а в вододефицитных регионах и режим экономики водных ресурсов. Гибель рыб и других гидробионтов при водозаборах рассматривается ими как досадная помеха. Гигиенисты предъявляют требования к качеству питьевых вод и других форм водопотребления с точки зрения сохранения здоровья человека. Рыбное хозяйство, согласно действующим законодательным актам, может рассчитывать лишь на получение компенсации потерь рыбных запасов, которые определяются по недополученной прибыли или стоимости товарной рыбопродукции. Даже более совершенные методы экономической оценки биоресурсов водоемов, позволяющие определить цену кубокилометра Ћживой" воды, ограничиваются переводом первичной продукции в стоимость рыбопродуктов. Наиболее часто при оценке вреда, наносимого природным водным объектам, проектировщики ограничиваются расчетом ущерба рыбному хозяйству по стоимости товарной рыбной продукции, не принимая во внимание другие полезные свойства водоемов. Действовавшее госудаственное регулирование ценообразования и неразвитость рыночных отношений приводили к неэквивалентному обмену рыбопродуктов на продукты других водопользователей (энергетиков, химиков, машиностроителей и др.). Это обстоятельство существенно занижало при расчетах полезный эффект от эксплуатации рыбохозяйственных водоемов и давало неправильные выводы при расчетах сравнительного народнохозяйственного эффекта от использования водных ресурсов при разных видах деятельности и установлении приоритетов на пользование водными экосистемами, состоящими из неразрывных биотических и абиотических компонентов. Поэтому все методы экономической оценки ущерба природным комплексам в условиях рыночной экономики должны строиться на основе формирования цен на природные ресурсы в государственной системе исчисления. Для рыбохозяйственных водоемов, например, формирующими компонентами цены (стоимостной оценки) должны стать все полезные потребительские качества, которые поддаются денежной оценке. Цена водоема должна рассматриваться как сумма полезных эффектов, которые способна дать экосистема водоема при комплексном рациональном использовании в настоящее время и в перспективе.
            Существующие экономические механизмы охраны природы оказываются неэффективными в первую очередь потому, что не создают стимулов применения ресурсо- и энергосберегающих технологий и не обеспечивают достаточных средств от платежей за выбросы и сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности в требуемых масштабах. Стоимость природных ресурсов в России, в частности водных и рыбы оказывается искусственно заниженной. Реализуемые в России платежи за природопользование не базируются на реальной экономической оценке природных ресурсов, объектов и воздействий. В результате структура доходной части бюджета России оказывается искаженной: поступления от использования природных ресурсов могли бы составлять 30-40% доходов, а они составляют около 5%. Повышение стоимости природных ресурсов – основное стратегическое решение большинства экологических проблем.
            Оценка изменений экологического состояния водных систем России осуществляется Государственнуой службой наблюдений (ГСН). В настоящее время на пресных водоемах страны существует система мониторинга водных ресурсов в виде станций и пунктов Росгидромета, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, региональных отделений, отраслевых институтов (ВНИРО, ГосНИОРХ), биостанций и стационаров, которые могут вести мониторинг состояния пресноводных водоемов, давать оценку запасов биологических ресурсов, обосновывать  допустимую норму вылова и предлагать рекомендации по увеличению биологической продуктивности водоемов. Гидробиологический мониторинг включает оценку качества воды по гидрохимическим и гидробиологическим показателям, комплексный мониторинг бактерио-, фито- и зоопланктона, а также бентоса, рыб и других промысловых объектов. В качестве показателей используются число видов и экологических форм, численность и биомасса популяций, популяционные параметры доминирующих видов, трофическая структура сообщества, показатели первичной продукции и деструкции органического вещества.
            В 90-е г.г. из-за финансовых трудностей эта система была практически разрушена, что привело к прекращению работы постов наблюдения на большинстве водных объектов. Мониторинговые наблюдения велись крайне нерегулярно, прервался выпуск ежегодного издания «Экология и контроль состояния природной среды». В настоящее время оценку состояния водных экосистем можно найти в разрозненных научных работах или выпускаемых в отдельных регионах периодических изданиях, например таких как «Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
            В 1994 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» Отдельные положения Указа имеют прямое отношение к использованию водных объектов, в частности, определены направления деятельности по сохранению следующих приоритетных пресноводных экосистем:
- сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал
- осуществление программы «Возрождение Волги»;
- сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы;
- решение экологических проблем районов Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования.
            Озеро Байкал. В мировом научном сообществе общепризнанна уникальность этого водоема. В озере сосредоточено свыше 23 тыс. км3 чистой пресной воды, что составляет более 80% запасов поверхностных пресных вод России и около 20% мировых запасов. Значительную роль в формировании чистой байкальской воды играет зоопланктон, средняя биомасса которого составляет 46,2 тыс. т. На долю эпишуры приходится до 90% биомассы зоопланктона. В течение года эпишура пропускает через свой фильтрационный аппарат более 30% объема воды озера. Общая минерализация воды в Байкале составляет 120 мг/л.
            Проблема сохранения Байкала неоднократно обсуждалась как на государственном уровне, так и научной общественностью. Было принято несколько постановлений, создана Правительственная комиссия по Байкалу. За последние 7 лет было разработано несколько редакций закона об охране оз. Байкал. К сожалению, он был утвержден только в мае 1999г.
            6 сентября 2000 г. правительство Российской Федерации приняло постановление «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон».
            В соответствии с Федеральным законом "Об охране озера Байкал" экологические зоны Байкальской природной территории являются особо охраняемыми природными участками, которые утверждаются по представлению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды. Байкальская природная территория включает в себя 4 субъекта Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) и непосредственно озеро Байкал, находящееся в федеральной собственности.
            В свою очередь она состоит из трех экологических зон:
-           центральная экологическая зона - включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру водо-охранную зону, а также особо охраняемые природные территории рядом с Байкалом;
-           буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, в нее входит водосборная площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
-           экологическая зона атмосферного влияния - территория вневодосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации, шириной до 200 км на запад и северо-запад от озера, на которой расположены хозяйственные объекты, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
            Тем не менее, экономическое положение страны не позволяет оперативно решить проблему Байкала. Требуется реконструкция очистных сооружений, не решена судьба БЦБК, не разработана стратегия уменьшения загрязнения рек бассейна, не решена проблема регулирования уровня Байкала и др. Для реализации имеющихся разработок требуются крупные ассигнования, которых пока нет, поэтому следует искать новые экономические и финансовые источники сохранения уникальной экосистемы озера и его биоразнообразия (Рис. 41).
 
 

Рис. 41. Система мер по сохранению биоразнообразия озера Байкал

            Бассейн Ладожского озера. Проведенные в последние 10-15 лет водоохранные мероприятия и спад производства в регионе привели к улучшению ситуации в бассейне. В настоящее время действует «Программа первоочередных природоохранных мероприятий для Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Карелии и Эстонии», подготовленная совместно с Министерством окружающей среды Финляндии, разработан план мероприятий по сотрудничеству с восточно-европейскими странами на ближайшие годы. Центральное место в этом плане занимает сотрудничество по охране природы, в частности по охране водных экосистем. Разработаны проекты по охране водного бассейна. В пригородах Санкт-Петербурга предлагается строительство двух новых очистных сооружений и увеличение мощности двух ныне действующих сооружений. Проект планирует работы по расширению канализационной сети. В отличие от программ по охране Волжского бассейна или оз. Байкал, принятых правительством России, данная программа носит региональный характер и не охватывает всех сфер природоохранных мероприятий. До последнего времени к ООПТ этого региона относились лишь незначительные участки акваторий Ладожского озера и Финского залива, включенные в территории государственных и региональных комплексных заповедников: Нижнесвирский, Приграничный и Ингерманландский, и заказников: Березовый, Выборгский, – на Финском заливе и заказников, памятников природы и водно-болотных угодий международного значения: Кузнечное, Зеленцы, Свирская губа Ладожского озера – на оз.Ладога.

            Волжский бассейн. В 1995 г. была разработана Федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна» ("Возрождение Волги"). Во всех 32 областях и республиках бассейна Волги существуют региональные программы. Обеспечена взаимосвязь программы с другими программами России, такими как "Глобальные изменения природной среды и климата", "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф", "Ресурсосберегающие и экологически чистые процессы металлургии и химии", "Комплексная переработка сырья", "Новейшие технологии и материалы", "Высокоэффективные процессы производства продовольствия", "Здоровье населения России", "Народы России", "Экологическая безопасность России". В рамках программы, во взаимосвязи с другими программами, выполнен комплексный анализ состояния окружающей среды и использования природных ресурсов в бассейне Волги, дана характеристика социально-экономических условий проживания населения. Для выяснения причин динамики количественных показателей загрязнения водных ресурсов потребовалось выявить основные источники загрязнения. Установлены причины зависимости заболеваемости, продолжительности жизни населения, детской смертности от уровня загрязненности среды, от характера размещения городов, условий работы городского транспорта. Проведена сравнительная оценка уровня технологий промышленных объектов - основных источников загрязнения окружающей среды бассейна Волги - с технологиями аналогичных предприятий США, Японии, ФРГ. Главное внимание при этом обращалось на малоотходные технологические процессы, на наличие и эффективность переработки промышленных и бытовых отходов.
            Для составления баланса загрязнений пришлось проанализировать системы водоснабжения и подготовки воды, водоотведения и очистки сточных вод - хозяйственно-бытовых, производственных, ливневых. С последней системой связаны многие отрасли хозяйства: энергетики (гидравлические, тепловые и атомные электростанции, котельные на твердом, жидком и газообразном топливе), лесного комплекса, сельского хозяйства и другие. Как они работают? Эффективно ли осуществляется в них управление природопользованием? Какие виды загрязнений содержат их стоки? На все эти вопросы в программе также даются ответы. Ряд включенных в программу вопросов касается оценки уровня экологической культуры населения, эффективности воспитания и образования молодого поколения, подготовки специалистов в области охраны бассейна Волги.
            В выполнении этой работы можно наметить четыре главных этапа. На первом этапе определяются приоритеты в решении экологических задач, в составлении подробного по объектного перечня природоохранных научно-технических решений с указанием объемов материальных затрат, последовательности и содержания социальных, экологических и гуманитарных мер по повышению культуры природопользования. На основе анализа отечественной и мировой практики формируется перечень малоотходных и безотходных технологий (с указанием их стоимости, разработчиков, изготовителей и поставщиков оборудования, технологических линий и комплексов), реализуются практические меры по ликвидации наиболее опасных загрязнений, а также загрязнений, не требующих крупных материальных ресурсов. Цели второго уровня связаны с созданием единой системы экологического мониторинга бассейна Волги с использованием существующих и вновь создаваемых средств и методов контроля параметров окружающей среды, включая биологические. Важно обеспечить автоматизированный сбор информации и одновременный контроль природной среды, установление негативных последствий с помощью управляющих воздействий. Вместе с тем, определяется потребность в природоохранной технике и технологиях, во внедрении малоотходных и безотходных технологических процессов, замкнутых и оборотных систем водопользования, систем глубокой очистки газовых выбросов, переработки отходов производственных процессов. Одновременно намечаются мероприятия по восстановлению гидрологических параметров малых рек, прудов и озер, строительству систем очистки бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
            Основная цель третьего этапа состоит в обеспечении комплексного подхода к решению проблем рационального природопользования. Важнейшими его составляющими являются следующие мероприятия:

-           внедрение непрерывного экологического воспитания и образования в школе. вузе, на производстве, "экологизация" хозяйства;
-           создание автоматизированной системы экологического мониторинга. контроль состояния воды, воздуха, почвы;
-           переход на экологически безопасные производства с замкнутыми и оборотными системами водного хозяйства, с комплексной переработкой отходов;
-           полное прекращение сброса неочищенных хозяйственно-бытовых производственных сточных вод, обеспечение сброса, транспортировки и очистки ливневых сточных вод крупных городов;
-           ликвидация поступления в атмосферу неочищенных газовых выбросов;
-           рационализация размещения промышленных предприятий, благоустройство, озеленение населенных пунктов, переход на экологически безопасный транспорт;
-           создание национальных парков, заповедников и заказников, восстановление флоры и фауны;
-           возрождение плодородия почв, борьба с затоплением, подтоплением, эрозией, опустыниванием;
-           рациональное ведение всех отраслей хозяйства, воспроизводство ресурсов;
-           перевод Волжско-Камского энергетического каскада в экологически безопасный режим работы;
-           обеспечение долевого участия областей и республик в комплексном решении проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
            Наконец, четвертый этап направлен на обеспечение основных условий экологического равновесия природы и общества в условиях рыночной экономики, что предъявляет принципиально новые требования к выработке и функционированию правового механизма.
            С учетом названных целевых установок должны быть предприняты неотложные меры по обеспечению экологической безопасности в регионе. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, необходим постоянный контроль технического состояния и уровня эксплуатации объектов, имеющих повышенную экологическую опасность. Как правило, аварии возникают из-за недостатков инженерно-технических решений при создании конструкции аппаратов и сооружений, некомпетентности руководителей, инженерно-технических работников и рабочих, а также из-за безответственности и низкой производственной и общей культуры персонала. Происшедшие у нас экологические катастрофы показали неподготовленность обслуживающего персонала к осуществлению оперативных мер по их ликвидации, что существенно усугубляло последствия для населения и окружающей среды. В каждой области и в каждой республике должны быть службы экологической безопасности в бассейне Волги.
            Первоочередные меры по предотвращению экологических бед направляются на улучшение качества подготовки питьевой воды для населенных пунктов, на сокращение токсичных газовых выбросов автомобильного транспорта, технологических процессов нефтехимических, целлюлозно-бумажных, металлургических, химических и других производств. Практическая реализация задачи улучшения качества питьевой воды связана с необходимостью ликвидации органических загрязнений ионов тяжелых металлов, СПАВ. Для этих целей рекомендуется резко сократить сброс неочищенных сточных вод, применять на станциях подготовки питьевой воды озонирование и сорбенты. Радикальной мерой сокращения токсичных газовых выбросов автомобильного транспорта является применение каталитических дожигателей, а сокращения выбросов промышленных предприятий - создание технологии углубления переработки отходов и очистки отходящих газов. В составе единой системы автоматизированного экологического мониторинга, о котором выше уже говорилось, формируется разветвленная сеть специализированных лабораторий, принадлежащих научно-исследовательским институтам, высшим учебным заведениям, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Это позволит значительно расширить перечень объектов систематических наблюдений и сократить временные интервалы между замерами. Затем на предприятиях Поволжья намечается обеспечить серийное производство автоматизированных станций и устройств, размещаемых на стационарных и мобильных экологических постах. Первые располагаются в специальных зданиях на водозаборных сооружениях и насосных станциях, вторые монтируются на автотранспорте, судах, вертолетах и самолетах.
            В основу создания эколого-экономического механизма управления природопользованием кладутся региональные нормативы платы за природные ресурсы и возмещение ущерба за загрязнение окружающей среды. Предусмотрено взимание платы за так называемый транстерриториальный перенос (из одной области или республики в другую) загрязнений. В зависимости от фактического влияния на состояние окружающей среды, включая водопотребление и сбросы сточных вод, газовые выбросы в атмосферу, рациональное загрязнение окружающей среды и т.п., каждая область или республика вносит свою долю в формирование фонда "Возрождение Волги". Реализация экологических программ на территории административно-территориальных единиц бассейна Волги осуществляется за счет местного бюджета, включая средства промышленных предприятий, объектов агропромышленного комплекса, областных и республиканских комитетов по охране природы.

            Приоритетные меры по сохранению пресноводных экосистем

• Предупреждение негативных последствий гидростроительства: согласование с рыбохозяйственными, научными организациями режимов расхода воды через плотины ГЭС в нерестовый период; улучшение санитарного и технического состояния водохранилищ; берегоукрепительные работы; стрительство рыбопропускных сооружений на плотинах.
• Опережающее развитие систем предотвращения сбросов в водные объекты всех видов загрязнений, внедрение в производственные процессы ресурсосберегающих и безотходных технологий, совершенствование технологии очистки сточных вод, ликвидация возникших ранее загрязнений.
• Использование экологически безопасных технологий в сельском и лесном хозяйстве.
• Снижение водопотребления промышленными, сельскохозяйственными и коммунальными предприятиями, развитие оборотного водопользования. Применение рыбозащитных устройств на водозаборных сооружениях.
• Контроль за квотами и сроками вылова промысловых гидробионтов. Обеспечение сохранения естественного комплекса биоразнообразия видов и экосистем при организации многовидового промысла гидробионтов.
• Восстановление наиболее важных естественных нерестилищ.
• Развитие специальных программ направленных на поддержание и восстановление исчезающих видов гидробионтов.
• Дальнейшее развитие системы ООПТ;
• Предотвращение инвазий чужеродных видов и борьба с негативными последствиями их расселения.
• Совершенствование законодательной базы, регулирующей использование пресноводных экологических систем и контроль за их состоянием; совершенствования методов оценки экологического состояния водоемов и методов экологического нормирования, учитывающих системный характер связей в экосистемах, разработка методов; совершенствование методов экономической оценки пресноводных экосистем с учетом всех компонентов и средообразующих функций.
• Восстановление системы мониторинга пресноводных экосистем; разработка и внедрение новых методов сбора и обработки информации о биоразнообразии, структурно-функциональной организации и основных видах антропогенного воздействия на экосистемы водоемов; внедрение современных ГИС технологий; создание региональных кадастров гидробионтов.