![]() |
В России болота в естественном состоянии сохраняются на территории значительной
части заповедников и национальных парков, многих заказников федерального
и регионального уровня. Вне особо охраняемых природных территорий отдельные
аспекты использования болот регламентируются рядом законодательных актов
(Закон об охране окружающей среды, Водный, Лесной и Земельный Кодексы Российской
Федерации, Закон о недрах, Федеральные законы «О животном мире», «Об экологической
экспертизе» и др.).
Болота и их биологическое разнообразие являются объектом специальной охраны
в рамках «Международной конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное
значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц»,
обычно именуемой Рамсарской. Россия в составе СССР является Стороной конвенции
с 1975 г. Рамсарская конвенция предполагает создание водно-болотных угодий
международного значения и рекомендует создавать сети угодий федерального
(национального) и регионального значения, а также реализовывать принцип
разумного природопользования на всех водно-болотных угодьях без исключения.
Таким образом, все водно-болотные угодья охраняются под эгидой Рамсарской
конвенции.
Водно-болотное угодье международного значения представляет собой территорию
или акваторию особого природопользования, управление и охрана которой направлены
на сохранение водно-болотных экосистем путем регламентации различных видов
природопользования, в том числе существуют или организуются особо охраняемые
природные территории различного статуса, предусмотренные действующим законодательством.
Болота – один из ключевых типов водно-болотных угодий, как по площади,
так и по их функциональной роли. Долгое время они были вне фокуса Рамсарской
конвенции. Совместная работа ключевых организаций по болотам и торфу с
органами Конвенции привела к постепенному изменению ситуации. В 1996 году
была принята рекомендация, обращающая внимание стороны конвенции на необходимость
особого внимания к болотам. В 1999 году был принят проект плана действий
по торфяным болотам в формате рекомендации, а в 2002 году Резолюция VII.17
закрепила в качестве официального руководства для стран-участниц документ
«Глобальный план действий в области охраны и рационального использования
торфяных болот». В его поддержку Международное общество по торфу (INTERNATIONAL
PEAT SOCIETY – IPS) и Международная группа по охране болот (INTERNATIONAL
MIRE CONSERVATION GROUP – IMCG) выпустили совместное заявление по разумному
природопользованию на болотах на трех официальных языках Конвенции и дополнительно
на русском и финском языках. Кроме этого двумя организациями было
подготовлено и издано справочное пособие «Разумное использование болот
и торфяников» (WISE USE OF MIRES AND PEATLANDS, 2002), рекомендованное
Рамсарской конвенцией как информационная основа для принятия решений в
области природопользования на болотах для других конвенций, международных
организаций, правительств и хозяйствующих субъектов.
Согласно резолюции VIII.17 при органах конвенции создана постоянная Комиссия
по торфяным болотам, в которую входят представители и торфяной промышленности
и природоохранных организаций, и которая пытается найти баланс между необходимостью
использования ресурсов болот и сохранения среды обитания. Россия, как сторона
конвенции, принимает самое активное участие в работе Комиссии, во многом
определяя перспективные планы. Финансовым механизмом реализации деятельности
Комиссии является Глобальная инициатива по торфяным болотам (GLOBAL PEATLAND
INITIATIVE) – партнерство организаций и фондов направленное на поддержку
проектов и инициатив в области рационального природопользования и сохранения
торфяных болот мира (http://www.globalpeatlands.net/).
Одной из ключевых организаций, содействующих выполнению Рамсарсокй конвенции
на национальном уровне, является Международное бюро по сохранению водно-болотных
угодий (WETLANDS INTERNATIONAL) – крупнейшая международная организация
(58 стран членов, 11 000 добровольцев, офисы в 15 странах с постоянным
штатом 145 человек), работающая с 70-х годов прошлого века в области охраны
и изучения водно-болотных угодий. Российская программа WETLANDS INTERNATIONAL
и ее Московский офис работает с 1997 года. С 1999 года в рамках Российской
программы реализуется проект по сохранению торфяных болот (http://www.globalpeatlands.net/).
В 1994 г. Постановлением Правительства Российской Федерации (№ 1050 от
13 сентября 1994 г.) в нашей стране было провозглашено 35 водно-болотных
угодий международного значения общей площадью 10,7 млн. га. На территории
19 из них сохраняются торфяные болота.
В 1999 г. в России подготовлен проект Стратегии сохранения водно-болотных
угодий Российской Федерации. Важным моментом при разработке Стратегии сохранения
биоразнообразия России должно быть использование основных положений Рамсарской
конвенции. В рамках настоящей стратегии сохранение водно-болотных угодий
должно рассматриваться как сохранение местообитаний живых организмов, обеспечивающее
сохранение популяций и видов водных, болотных и прибрежных экосистем, территориально-сопряженных
комплексов экосистем, как природных, так и «культурных». Во исполнение
Резолюции VII.17 Рамсарской конвенции «Глобальный план действий в области
охраны и рационального использования торфяных болот» в Российской Федерации
разработан и принят Министерством природных ресурсов документ «Основные
направления действий по сохранению и рациональному использованию торфяных
болот России», работа над которым велась совместно МПР и Проектом по сохранению
торфяных болот Российской программы WETLANDS INTERNATIONAL.
Для обеспечения сохранения и устойчивого использования болот требуется решение следующих задач:
· регламентация особого природоохранного статуса болот в рамках выполнения обязательств Российской Федерации по Рамсарской конвенции;Эффективная охрана и разумное экологически сбалансированное использование болот невозможно без активного участия людей, жизнь и хозяйственная деятельность которых непосредственно связаны с данным природным объектом. Этот подход является общепризнанным в мировой практике охраны природы и одобрен Рамсарской Конвенцией. В зарубежных странах управление водно-болотными угодьями, при котором государство и пользователи делят полномочия и ответственность за его экологическое состояние, получило название «совместного управления водно-болотными угодьями». Государственные службы и группы пользователей должны прийти к юридически оформленным соглашениям, определяющим систему прав и обязанностей участников, а также правила и формы их деятельности по использованию и сохранению природных ресурсов конкретных болот, что особенно важно для коренных малочисленных народов Севера и других этнических общностей, ведущих традиционное природопользование.
· научно-методическое и нормативное обеспечение реализации принципов устойчивого природопользования применительно к болотам: в том числе, оптимизация технологии использования ресурсов, совершенствование методов оценки воздействия, минимизации или устранения их последствий (включая рекультвацию), координация в сфере управления;
· стабильное информационное обеспечение принятия решений в сфере природопользования на болотах - создание системы инвентаризации, учета и мониторинга состояния болот;
· использование данных о социальной и экономической ценности болот при перспективном планировании;
· внедрение экономических механизмов в регулирование природопользования;
· совершенствование и экологизация налогового и финансового законодательства;
· совершенствование Федерального законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды;
· внедрение экосистемного подхода и бассейнового принципа в практику нормативно-правового регулирования и перспективного планирования охраны окружающей среды и устойчивого природопльзования;
· законодательное обеспечение участия населения в решении задач по сохранению и использованию болот, включая приоритетное право на природопользование коренных народов и этносов.
· болота, имеющие международный статус;В силу огромной протяженности территории, где расположены болотные экосистемы, разнообразия социально-экономических и природных условий, основные направления действий по их сохранению имеют также региональную специфику.
· болота, предлагаемые Россией для включения в список Рамсарской конвенции;
· болота, играющие важную экологическую роль и составляющие национальное достояние России;
· болота, имеющие региональное значение;
· прочие болота.
Районы Арктики и Крайнего Севера
Основные региональные особенности:
· большие площади болот; доминирование широко распространенных репрезентативных типов;Средняя полоса Европейской части России
· преимущественно локальный и очаговый характер антропогенных нарушений болот, за исключением Кольского полуострова, района г. Норильска и районов нефте- и газодобычи; нарастание темпов использования ископаемых ресурсов региона;
· исключительно большая роль региона в воспроизводстве водоплавающих птиц, что придает болотам этих территорий особое значение;
· ключевая роль болот в традиционном природопользовании малых народов и русских субэтносов Севера; охота на водоплавающих птиц и рыбная ловля имеют важнейшее значение для жизнеобеспечения коренного населения;
· в структуре населения региона большую долю составляют люди, считающие себя временными жителями, с откровенно потребительским отношением к природе;
· высокий риск трансформации экосистем при изменении климата.
Основные направления региональных стратегий сохранения болотных угодий:
· инвентаризация болот с учетом их ценности для поддержания биологического разнообразия, и как территорий, играющих важную роль в формировании климата и водного режима, а также в традиционном природопользовании малых народов;
· создание сети особо ценных водно-болотных угодий, а также сети этно-экологических территорий как формы сохранения болот и традиционных форм природопользования;
· развитие законодательных инициатив по сохранению болот с учетом традиционных форм природопользования; принятие законодательных актов о традиционном природопользовании, оленеводстве, охоте;
· принятие законодательных актов о правах коренных народов в разделе прибыли, полученной от реализации полезных ископаемых, добываемых в недрах их территорий; гарантии сохранения естественной среды обитания коренных народов; привлечение внимания общественных природоохранных и других организаций к обеспечению прав малых народов
· разработка методов рационального природопользования и щадящих схем организации добычи полезных ископаемых на болотах, создание фискальных и общественных механизмов поощрения ответственных природопользователей в области нефте-газового комплекса;
· разработка методов учета болот как потенциальных источников парниковых газов и разработка адаптивных стратегий для различных сценариев изменения климата в районах Арктики.
Основные региональные особенности:
· значительная степень нарушенности болот; высокий уровень загрязнения промышленными, сельскохозяйственными и коммунальными стоками;Основные направления региональных стратегий сохранения болотных угодий:
· высокая плотность населения, густота дорожной сети, легкая доступность угодий; высокий уровень рекреационного использования болот населением, включая такие его виды как сбор клюквы и других ягод;
· относительно высокая степень изученности болот и наличие достаточно полных материалов по земле- и лесоустройству, а также квалифицированных специалистов,
· значительная концентрация нарушенных торфоразработками и осушенных болот на фоне умеренно континентального климата с участившимися засухами и связанная с этим высокая пожарная опасность;
· выраженная официально одобренная тенденция использования в удаленных районах средней России торфа в качестве альтернативного нефти и газу топлива для коммунальных нужд;
· максимальное в стране развитие общественных природоохранных организаций с обширным положительным опытом;
· охрана болот угодий должна производиться в максимально полном объеме с особым вниманием к наиболее ценным участкам;
· при развитии сети особо охраняемых территорий следует создавать особо охраняемые природные территории с включением хорошо сохранившихся болот, выбирая для этих целей периферийные части административных регионов; при их создании следует оставлять для целей сбора ягод, охоты и пр. другие менее ценные угодья, обеспечивая более комфортные рекреационные условия;
· разработка системы оценки потенциально пожароопасных торфяных болот, системы мониторинга и мер по предупреждению торфяных пожаров;
· введение строгого регламента обязательного вторичного обводнения выработанных торфяников;
· ведение строго контроля за состоянием гидролесомелиоративной сети и выведение не используемых площадей из мелиоративного фонда;
· разработка и внедрение региональных систем учета болот как источников и стоков парниковых газов, возникающих в связи с землепользованием.
· тесное взаимодействие администраций регионов с общественными природоохранными организациями.
Юг Европейской части России
Основные региональные особенности:
· высокий уровень сельскохозяйственной трансформации большинства болотных комплексов;
· локально-компактное распространение болот, создающее предпосылки для их сплошной инвентаризации;
· четкая дифференцированность использования болот – интенсивное развитие охотничьего хозяйства и рыболовства в низовьях и дельтах рек и преобладание рекреационного использования на остальной территории;
· повышенная роль болот как влажных местообитаний и для регулирования водного режима территорий;
· потенциальное значение болот как убежищ видов при определенных сценариях изменения климата.
Приоритетные задачи по сохранению болот региона:
· сплошная инвентаризация болот;
· объявление всех сохранившихся в естественном состоянии болот водно-болотными угодьями особого значения, создание особо охраняемых природных территорий;
· интеграция болот в качестве ключевых территорий в проектируемые региональные экологические сети;
· осуществление межрегиональной координации деятельности основных землепользователей для сохранения биологического разнообразия болот;
· разработка проектов по поддержанию смягчающей роли болот при адаптации экосистем для различных сценариев изменения климата;
· введение в практику методов восстановления ранее трансформированных болот;
· разработка и реализация программ сохранения малых рек и их пойм;
· привлечение общественных организаций к работе по пропаганде охраны болот.
Лесостепи и степи Сибири
Основные региональные особенности:
· крайняя динамичность водного режима болот в связи с резкими амплитудами тепла и влаги в процессе смены гидроклиматических циклов;
· ведущая роль сельского хозяйства в антропогенной трансформации болотных угодий;
· особая роль болот в обеспечении стабильного водного режима на уровне водосборов.
Приоритетные задачи по сохранению болот региона:
· инвентаризация особо ценных
болотных угодий на основе районирования территории региона;
· регламентация видов сельскохозяйственной
и другой хозяйственной деятельности, воздействующей на болотные экосистемы;
· расширение сети водно-болотных
угодий международного, федерального и регионального значения;
· реализация принципа сохранения
крупных комплексов болот, их водосборов и прилегающих территорий как единых
природных образований;
· концентрация мер по поддержанию
естественного гидрологического режима, особенно подача дополнительной
воды в сухие периоды климатических циклов;
· организация широкой пропаганды
среди населения и хозяйствующих субъектов особой средообразующей ценности
болот, их значения для сохранения биоразнообразия региона
Юг Дальнего Востока
Основные региональные особенности:
· своеобразные, не характерные для других регионов России, типы болот со специфичной флорой и фауной, уровень биологического разнообразия которого может представлять высокую экономическую ценность при правильной организации природопользования;;Приоритетные задачи по сохранению болот региона:
· относительно невысокий и локальный уровень антропогенной трансформации болот при высоких темпах развития и освоения региона
· массовое явление нелегального природопользования;
· остро стоящие проблемы трансграничного использования водных ресурсов и загрязнения;
· высокая частота лесных пожаров;
· высокая степень интеграции использования ресурсов болот в схемы традиционного уклада жизни.
· инвентаризация наиболее важных территорий, в первую очередь пойменных ландшафтов долин Амура и Уссури, заболоченных приморских низин, а также болот в горах и межгорных понижениях;Указанные основные направления действий и региональные стратегии предлагаются как основа для планирования отраслевых и межсекторальных региональных комплексных программ, для развития инициатив неправительственных организаций и отдельных инициативных групп. Предлагаемые направления действий затрагивают интересы многих субъектов и могут быть основой для координированных действий в области сохранения и рационального использования ресурсов болот.
· разработка и внедрение схем мониторинга баоразнообразия и экономической оценки его потерь;
· создание обширной сети угодий особого значения разного уровня значимости;
· интеграция болот в планируемые схемы экологических сетей
· разработка схем рационального и устойчивого природопользования на болотах для местных общин и на уровне региона, введение практики восстановления болот после их использования
· развитие трансграничных природоохранных инициатив
· разработка и внедрение схем противопожарного мониторинга
· установление тесного сотрудничества природоохранных органов с армией, военно-морским флотом и пограничной службой по проблемам охраны водно-болотных угодий.
![]() |