Азотная кислота купить

В продаже - кислота азотная, цены ниже! Неликвидные остатки

tdhimlux.ru

Боксерские перчатки green hill tiger

Частный боксерский клуб. Боксерский портал

greenhill.fightclubs.ru

Фильтр для воды

Фильтры для очистки воды. Описание процесса очистки воды

shop.tvt.kz

           Экология и реклама 

Зачем нам нужна живая природа?

Е.Н. Букварева
биолог, автор художественных работ
«Красота форм в природе и цивилизации», «Природа России»
bukvareva@mail.ru  , www.art-nature.ru

            Наша основная задача - использовать рекламу для охраны природы, а не наоборот – природу для рекламы.
Сейчас выделяются два основных направления в экологической рекламе:

- эксплуатирование экологической символики и идеи чистоты природных компонентов для рекламы товаров и продвижения фирм (косметика на алтайских травах, напиток на березовых бруньках, элитный поселок в экологически чистом месте и т.п.);
- собственно экологическая природоохранная реклама социальной направленности (ролики  Greenpeace, WWF, Москомприроды);
            Первое направление, как мне кажется, в настоящее время находится далеко от желаемого состояния. Мало того, что заявления о природной чистоте продуктов часто не соответствуют действительности, более серьезным недостатком является то, что таким образом в сознание внедряется в первую очередь идея потребления природных благ, эксплуатации природы, а не ее сбережения.
            Что касается второго направления, то само его появление – это уже радостное для нас явление. Но подавляющее большинство примеров в этой области в России либо основаны на негативных и шоковых мотивах (как отмечается в обзоре экологической рекламы, подготовленном Л. Горлевской Ю. Тулеевой), либо имеют поучающий, наставительно-дидактический характер. Это не может не снижать эффективность природоохранных материалов в рекламе.
            Надо, чтобы эти два направления не отдалялись, а сближались друг с другом. Рекламируемые товары должны быть экологически безопасными и полезными не только для человека (этот мотив есть в нашей рекламе) но и для окружающей среды (этого в нашей рекламе сегодня практически нет).  Природоохранная реклама может быть более эффективной, если будет в первую очередь взывать не к чувствам стаха или стыда, а показывать людям, что сохранение природы – это полезно, выгодно, модно, респектабельно и т.п.

            На последнем аспекте и хотелось бы остановится. Действительно, зачем нам нужна природа, и в первую очередь – живая природа?
            Список «полезностей» живой природы для человека обширен и разнообразен. Тут и создание биологической продукции – продуктов питания и разнообразного сырья для многих отраслей экономики, и накопленная в результате длительной эволюции информация (включая генетическую), дающая уникальные возможности использования биоразнообразия в будущем, и благотворное влияние живой природы на развитие культуры и мировоззрения людей, формирование комфортного для человека облика окружающей среды, а самое главное - поддержание биосферных процессов на Земле и формирование благоприятных для жизни человека условий (чистый воздух, чистая вода, устойчивый климат и плодородие почв). Жизненно-важна для нас именно последняя функция, о которой в обычной жизни люди думают меньше всего.
Для подавляющего большинства людей ценность природных ресурсов выражается в их рыночной стоимости и утилитарной полезности: сколько ведер грибов удалось собрать, какие целебные травы есть в зубной пасте, за сколько можно продать лес, рыбу, пушнину и т.п. На самом же деле истинная ценность живой природы неизмеримо выше ее утилитарной цены.

            Живая природа (биосфера) - это СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – не больше и не меньше. Ученые-физики (В.Г. Горшков и др.), серъезные и уважаемые люди (не «зеленые» экологи, к алармистским призывам которых мало кто прислушивается) показали, что для нашей планеты физически устойчивы два состояния, близкие к тем, которые наблюдаются сегодня на Венере (1) и Марсе (2)  – состояние полного испарения воды и состояние ее полного превращения в лед.

             Современный земной климат поддерживается только работой живой природы (биосферы). Если эта работа прекратится, Земля перейдет в одно из двух физически устойчивых состояний – «Венеры» или «Марса». Только живая природа поддерживает параметры среды на Земле в диапазоне, приемлемом для жизни человека.
            Уповать на технологический прогресс тоже не следует. Никакие технические системы сегодня не способны даже приблизиться к решению этой задачи. Чтобы обеспечить компьютерную переработку объемов информации, которую сегодня осуществляют живые системы, надо ВСЮ поверхность планеты покрыть слоем суперкомпьютеров.
            Современные условия жизни на Земле – результат длительной эволюции и непрерывной работы живой природы на протяжении миллиардов лет. Например, современная кислородная атмосфера Земли создана деятельностью фотосинтезирующих организмов. И на это ушло не меньше 3 миллиардов лет.
            Именно живая природа  создает оптимальные условия для жизни людей на Земле. Человек же разрушает систему собственного жизнеобеспечения – уничтожаются виды живых организмов и целые экосистемы.
            Несмотря на то, что выше говорилось о неэффективности негативных и пугающих мотивов, считаю необходимым привести два  примера, которые, возможно, помогут рекламному сообществу оценить важность нашей задачи.
Первый пример – рост скорости вымирания видов из-за действий человека.  Обратите внимание на поразительное сходство этих двух кривых: одна их них – рост численности населения Земли, другая – скорость утраты видов животных.
            Второй пример касается природных экосистем. Это изображение покрова суши, составленное по материалам космических снимков (www.unep-wcmc.org, 2000 г.).
            Чтобы оценить состояние нашей жизнеобеспечивающей системы, уберем все непродуктивные экосистемы (пустыни, ледники, высокогорья) и территории, полностью преобразованные человеком.

            Много ли осталось на Земле продуктивных природных экосистем, которые создают ту среду, в которой мы можем существовать? Огромные черные дыры, которые у нас получились, говорят об обратном - более трети поверхности суши уже выключено из этой работы.

            Вот так человек разрушает систему собственного жизнеобеспечения.

            И. П. Глупов-Глупцов оказался на борту МКС. Его взгляд остановился на красивых блестящих трубочках с шариками. «Пожалуй, их можно будет неплохо загнать на барахолке» - сверкнула коммерческая мысль. И.П. оторвал все блестящие трубочки с шариками, но сложить их в мешочек он не успел из-за разгерметизации корабля.

            Чтобы у нашей планеты было будущее необходимо сделать идею сохранения природы неотъемлемой частью общественного сознания. В понимании всех людей бережно относиться к природе, не мусорить, не ломать, не застраивать без особой нужды и т.п. – должно быть также естественно, как есть суп ложкой, а не лакать из тарелки. На человека, который гуляя по лесу, швырнул в траву бутылку (сигаретную пачку и т.п.) должны смотреть с недоумением. Сейчас все наоборот – на того, кто в лесу убирает мусор смотрят как на чудака, мешающего отдыхать.
            Экологическая реклама и экологизация рекламы – один из путей формирования норм массового поведения, адекватных остроте и значению проблемы сохранения живой природы.

            Добиться этого можно лишь «найдя ключ к сердцу каждого» - в зависимости от его миропонимания, целевых установок в жизни и даже характера. Что значит живая природа для людей? Каждый понимает это по своему.

            В Стратегии сохранения биоразнообразия России определено несколько аспектов мотивации бережного отношения к живому для разных групп населения.
            Прагматический аспект: живая природа – основа здоровой среды жизни, источник материальных благ, средств для существования; благополучие и здоровье членов семьи зависят от состояния живой природы. Этот аспект важен для большей части населения среднего и старшего возраста разных социальных групп.
            Патриотический аспект: Россия – великая держава, она играет ключевую роль в сохранении глобального биоразнообразия и поддержании функционирования биосферы; биоразнообразие – ценнейший компонент национального достояния и неотъемлемая основа национральной культуры (на региональном уровне – компонент уникальной природы региона, традиционного уклада жизни и национальной культуры коренных малочисленных народов). Этот аспект важен для патриотически настроенной части населения.
            Примеры использования природных образов и мотивов народного искусства: www.art-nature.ru  серия «Природа России»
            Экономический аспект: сохранение живой природы – способ получения дополнительной прибыли, повышения качества и конкурентоспособности товаров, формирования позитивного экологического облика компании. Наибольшую выгоду приносит долговременное устойчивое использование биоразнообразия, когда обеспечивается восстановление используемых биоресурсов, сохранение их биоразнообразия и сохранение окружающей среды. Этот аспект важен для бизнесменов.
            Аспект престижности: сохранять природу – это хороший тон, часть современного престижного и респектабельного стиля жизни. Этот аспект важен для наиболее активной и преуспевающей части населения.
            Аспект моды: сохранять живую природу – модно, потому, что так делают популярные артисты, спортсмены и лидеры молодежной субкультуры. Это важно для большей части молодежи.
            Морально-этический аспект: живые существа имеют такие же права на жизнь, что и человек; животные и растения страдают от плохого отношения к ним людей - важен для детей, эмоциональных и верующих людей.
            Системно-рационалистический аспект: живая природа – это подсистема биосферы, без которой она не может существовать, разрушение живой природы будет ухудшать параметры всей системы в целом. Этот аспект важен для людей рационалистического типа, технической и научной интеллигенции, преподавателей, учащихся.
            Эстетический аспект: живая природа красива, она дает возможность человеку наслаждаться, созерцая ее.
            Примеры использования природных образов: www.art-nature.ru серия «Красота форм в природе и цивилизации»
            Религиозный аспект:  долг всякого верующего заботиться о природе, как о Божьем творении. Большинство религиозных учений признает значение природы как свидетельства Божественной мудрости, посредством которой человек получает возможность общения с Богом. Этот аспект важен для религиозной части населения. (показан фрагмент картины Тициана, на котором изображено сотворение живых существ Богом)
 

 АВТОРСКИЕ ПОСТЕРЫ 
Букварева Елена
   Красота форм в природе и цивилизации   Экология   Природа России   Наука