Печать на пленке

Любая печать на жестких материалах, пленке, холсте собственное производство

mrrk.ru

Ремонт приборной панели ауди 80 б4

Дизайн интерьеров и ремонт помещений. Журнал о ремонте и дизайне

ПРИБОРНАЯ-ПАНЕЛЬ.РФ

В нашей фирме тренинги продаж по низкой цене.
           Экология и реклама 

Зачем нам нужна живая природа?

Е.Н. Букварева
биолог, автор художественных работ
«Красота форм в природе и цивилизации», «Природа России»
bukvareva@mail.ru  , www.art-nature.ru

            Наша основная задача - использовать рекламу для охраны природы, а не наоборот – природу для рекламы.
Сейчас выделяются два основных направления в экологической рекламе:

- эксплуатирование экологической символики и идеи чистоты природных компонентов для рекламы товаров и продвижения фирм (косметика на алтайских травах, напиток на березовых бруньках, элитный поселок в экологически чистом месте и т.п.);
- собственно экологическая природоохранная реклама социальной направленности (ролики  Greenpeace, WWF, Москомприроды);
            Первое направление, как мне кажется, в настоящее время находится далеко от желаемого состояния. Мало того, что заявления о природной чистоте продуктов часто не соответствуют действительности, более серьезным недостатком является то, что таким образом в сознание внедряется в первую очередь идея потребления природных благ, эксплуатации природы, а не ее сбережения.
            Что касается второго направления, то само его появление – это уже радостное для нас явление. Но подавляющее большинство примеров в этой области в России либо основаны на негативных и шоковых мотивах (как отмечается в обзоре экологической рекламы, подготовленном Л. Горлевской Ю. Тулеевой), либо имеют поучающий, наставительно-дидактический характер. Это не может не снижать эффективность природоохранных материалов в рекламе.
            Надо, чтобы эти два направления не отдалялись, а сближались друг с другом. Рекламируемые товары должны быть экологически безопасными и полезными не только для человека (этот мотив есть в нашей рекламе) но и для окружающей среды (этого в нашей рекламе сегодня практически нет).  Природоохранная реклама может быть более эффективной, если будет в первую очередь взывать не к чувствам стаха или стыда, а показывать людям, что сохранение природы – это полезно, выгодно, модно, респектабельно и т.п.

            На последнем аспекте и хотелось бы остановится. Действительно, зачем нам нужна природа, и в первую очередь – живая природа?
            Список «полезностей» живой природы для человека обширен и разнообразен. Тут и создание биологической продукции – продуктов питания и разнообразного сырья для многих отраслей экономики, и накопленная в результате длительной эволюции информация (включая генетическую), дающая уникальные возможности использования биоразнообразия в будущем, и благотворное влияние живой природы на развитие культуры и мировоззрения людей, формирование комфортного для человека облика окружающей среды, а самое главное - поддержание биосферных процессов на Земле и формирование благоприятных для жизни человека условий (чистый воздух, чистая вода, устойчивый климат и плодородие почв). Жизненно-важна для нас именно последняя функция, о которой в обычной жизни люди думают меньше всего.
Для подавляющего большинства людей ценность природных ресурсов выражается в их рыночной стоимости и утилитарной полезности: сколько ведер грибов удалось собрать, какие целебные травы есть в зубной пасте, за сколько можно продать лес, рыбу, пушнину и т.п. На самом же деле истинная ценность живой природы неизмеримо выше ее утилитарной цены.

            Живая природа (биосфера) - это СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – не больше и не меньше. Ученые-физики (В.Г. Горшков и др.), серъезные и уважаемые люди (не «зеленые» экологи, к алармистским призывам которых мало кто прислушивается) показали, что для нашей планеты физически устойчивы два состояния, близкие к тем, которые наблюдаются сегодня на Венере (1) и Марсе (2)  – состояние полного испарения воды и состояние ее полного превращения в лед.

             Современный земной климат поддерживается только работой живой природы (биосферы). Если эта работа прекратится, Земля перейдет в одно из двух физически устойчивых состояний – «Венеры» или «Марса». Только живая природа поддерживает параметры среды на Земле в диапазоне, приемлемом для жизни человека.
            Уповать на технологический прогресс тоже не следует. Никакие технические системы сегодня не способны даже приблизиться к решению этой задачи. Чтобы обеспечить компьютерную переработку объемов информации, которую сегодня осуществляют живые системы, надо ВСЮ поверхность планеты покрыть слоем суперкомпьютеров.
            Современные условия жизни на Земле – результат длительной эволюции и непрерывной работы живой природы на протяжении миллиардов лет. Например, современная кислородная атмосфера Земли создана деятельностью фотосинтезирующих организмов. И на это ушло не меньше 3 миллиардов лет.
            Именно живая природа  создает оптимальные условия для жизни людей на Земле. Человек же разрушает систему собственного жизнеобеспечения – уничтожаются виды живых организмов и целые экосистемы.
            Несмотря на то, что выше говорилось о неэффективности негативных и пугающих мотивов, считаю необходимым привести два  примера, которые, возможно, помогут рекламному сообществу оценить важность нашей задачи.
Первый пример – рост скорости вымирания видов из-за действий человека.  Обратите внимание на поразительное сходство этих двух кривых: одна их них – рост численности населения Земли, другая – скорость утраты видов животных.
            Второй пример касается природных экосистем. Это изображение покрова суши, составленное по материалам космических снимков (www.unep-wcmc.org, 2000 г.).
            Чтобы оценить состояние нашей жизнеобеспечивающей системы, уберем все непродуктивные экосистемы (пустыни, ледники, высокогорья) и территории, полностью преобразованные человеком.

            Много ли осталось на Земле продуктивных природных экосистем, которые создают ту среду, в которой мы можем существовать? Огромные черные дыры, которые у нас получились, говорят об обратном - более трети поверхности суши уже выключено из этой работы.

            Вот так человек разрушает систему собственного жизнеобеспечения.

            И. П. Глупов-Глупцов оказался на борту МКС. Его взгляд остановился на красивых блестящих трубочках с шариками. «Пожалуй, их можно будет неплохо загнать на барахолке» - сверкнула коммерческая мысль. И.П. оторвал все блестящие трубочки с шариками, но сложить их в мешочек он не успел из-за разгерметизации корабля.

            Чтобы у нашей планеты было будущее необходимо сделать идею сохранения природы неотъемлемой частью общественного сознания. В понимании всех людей бережно относиться к природе, не мусорить, не ломать, не застраивать без особой нужды и т.п. – должно быть также естественно, как есть суп ложкой, а не лакать из тарелки. На человека, который гуляя по лесу, швырнул в траву бутылку (сигаретную пачку и т.п.) должны смотреть с недоумением. Сейчас все наоборот – на того, кто в лесу убирает мусор смотрят как на чудака, мешающего отдыхать.
            Экологическая реклама и экологизация рекламы – один из путей формирования норм массового поведения, адекватных остроте и значению проблемы сохранения живой природы.

            Добиться этого можно лишь «найдя ключ к сердцу каждого» - в зависимости от его миропонимания, целевых установок в жизни и даже характера. Что значит живая природа для людей? Каждый понимает это по своему.

            В Стратегии сохранения биоразнообразия России определено несколько аспектов мотивации бережного отношения к живому для разных групп населения.
            Прагматический аспект: живая природа – основа здоровой среды жизни, источник материальных благ, средств для существования; благополучие и здоровье членов семьи зависят от состояния живой природы. Этот аспект важен для большей части населения среднего и старшего возраста разных социальных групп.
            Патриотический аспект: Россия – великая держава, она играет ключевую роль в сохранении глобального биоразнообразия и поддержании функционирования биосферы; биоразнообразие – ценнейший компонент национального достояния и неотъемлемая основа национральной культуры (на региональном уровне – компонент уникальной природы региона, традиционного уклада жизни и национальной культуры коренных малочисленных народов). Этот аспект важен для патриотически настроенной части населения.
            Примеры использования природных образов и мотивов народного искусства: www.art-nature.ru  серия «Природа России»
            Экономический аспект: сохранение живой природы – способ получения дополнительной прибыли, повышения качества и конкурентоспособности товаров, формирования позитивного экологического облика компании. Наибольшую выгоду приносит долговременное устойчивое использование биоразнообразия, когда обеспечивается восстановление используемых биоресурсов, сохранение их биоразнообразия и сохранение окружающей среды. Этот аспект важен для бизнесменов.
            Аспект престижности: сохранять природу – это хороший тон, часть современного престижного и респектабельного стиля жизни. Этот аспект важен для наиболее активной и преуспевающей части населения.
            Аспект моды: сохранять живую природу – модно, потому, что так делают популярные артисты, спортсмены и лидеры молодежной субкультуры. Это важно для большей части молодежи.
            Морально-этический аспект: живые существа имеют такие же права на жизнь, что и человек; животные и растения страдают от плохого отношения к ним людей - важен для детей, эмоциональных и верующих людей.
            Системно-рационалистический аспект: живая природа – это подсистема биосферы, без которой она не может существовать, разрушение живой природы будет ухудшать параметры всей системы в целом. Этот аспект важен для людей рационалистического типа, технической и научной интеллигенции, преподавателей, учащихся.
            Эстетический аспект: живая природа красива, она дает возможность человеку наслаждаться, созерцая ее.
            Примеры использования природных образов: www.art-nature.ru серия «Красота форм в природе и цивилизации»
            Религиозный аспект:  долг всякого верующего заботиться о природе, как о Божьем творении. Большинство религиозных учений признает значение природы как свидетельства Божественной мудрости, посредством которой человек получает возможность общения с Богом. Этот аспект важен для религиозной части населения. (показан фрагмент картины Тициана, на котором изображено сотворение живых существ Богом)
 

 АВТОРСКИЕ ПОСТЕРЫ 
Букварева Елена
   Красота форм в природе и цивилизации   Экология   Природа России   Наука