нотариус в выходные, нотариусы без выходных юго запад.С реальной скидкой openstage 40 по низким ценам.
             Электронный журнал BioDat

Состояние и перспективы развития ООПТ в давно освоенном регионе России

А. Благовидов

Представительство МСОП для России и СНГ

                Сохранить экологическое равновесие означает сохранить оптимальную для жизни среду обитания. В настоящее время достичь этого можно только одним путем – используя способность природных сообществ к самовосстановлению. Для этого необходимо, чтобы такие сообщества занимали значительную часть площади и, самое главное, не были разобщены между собой – сохраняли экологические связи: птицы имели бы места для безопасных остановок на пути своих миграций, животные – могли постепенно перемещаться в пределах всего своего ареала, дикие растения – распространять семена возможно более широко за пределы мест, где они растут.
                Хозяйственная деятельность человека почти во всех случаях входит с этой необходимостью в противоречие, и компромисс может быть достигнут, если природные сообщества будут располагаться среди обжитого людьми пространства в виде своеобразной сетки из участков, пусть небольших по площади, но непрерывно перетекающих друг в друга. Такая вязь природных сообществ носит название экосети или экологического каркаса территории.
                Практически все части ландшафта, используемые для ведения сельского, лесного хозяйства, отдыха людей, выполняют также функцию по поддержанию экологической стабильности. При этом соотношение ценности разных видов ресурсов для каждого элемента местности может быть свое, и необходимо стремиться к тому, чтобы каждый участок территории использовался в соответствии с этим соотношением. Участки с большой экологической значимостью становятся заповедниками, в местах, оптимальных для концентрации коммуникаций, строятся дома.
                Такой подход означает, что подбирать технологию рубки леса или размещать сельскохозяйственные культуры необходимо с учетом того, какие экологические последствия будут иметь принятые решения.
Для того чтобы наиболее важные с природоохранной точки зрения места могли эффективно выполнять свою главную функцию, на них организуются ООПТ. Эти территории должны быть объединены в единую систему, и представлять, по возможности, все ключевые природные сообщества и ландшафты, свойственные данной местности – быть репрезентативными. Над этими территориями должно быть установлено эффективное управление. Это означает, что состояние охраняемых природных комплексов должно регулярно оцениваться, и в соответствии с ним выполняться меры по предотвращению и компенсации неблагоприятных воздействий. При этом, с одной стороны, не должно существовать необоснованных запретов на виды хозяйственной деятельности, безвредной для природных комплексов, с другой – все разрушительные воздействия должны предотвращаться или компенсироваться.
                В давно освоенных земледельческих регионах с высокой плотностью населения такие системы охраняемых природных территорий особенно необходимы. Но их создание в условиях мощного воздействия на окружающую среду представляет собой весьма сложную задачу.
                В пределах Российской Федерации примером такого региона может служить юг Русской равнины. Здесь проходит граница между лесной и степной растительными зонами. Местность на протяжении всего исторического времени была относительно плотно населена, поскольку имеет благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Имеется развитая сеть дорог, многочисленное городское население и обширные промышленно – индустриальные зоны. Регион разделен на 11 областей: Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Калужскую, Курскую, Липецкую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую и Тульскую.
                В экологическом отношении, эта территория является своеобразным мостом между сильно трансформированными человеком ландшафтами Западной Европы и менее нарушенными природными комплексами Урала и Западной Сибири, а также между южно-таежными формациями и предгорьями Кавказа (мощного) очага биоразнообразия. Благодаря сохранившимся здесь экосистемам в Европе обеспечивается непрерывность природных ландшафтов в меридиональном и широтном направлениях.
                Система ООПТ в регионе развивается довольно давно (Центрально-Черноземный заповедник был создан в 1935 году). В последние годы здесь выполнен ряд проектов для объединения природных территорий в экологическую сеть: «Зеленая стена России» в Орловской, Рязанской, Тульской, Калужской области; «Сердце России» в Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской области, «Развитие Орловско – Брянско - Калужской экологической сети» и др. Однако сделанного не достаточно (см. статью Н.А. Соболева)..
                Ни в одной из областей региона особо охраняемые природные территории не занимают более 8 %. Там, где сохранилось достаточно много лесов (лесистость более 25%: Брянская, Калужская, Рязанская, Смоленская обл.), ООПТ в целом занимают 6% территории, а в остальных областях (лесистость в которых не превышает 15%) - 3% (Табл. 1).

  Таблица 1 .Представленность в регионе ООПТ различных категорий (по классификации МСОП 1997 г.)

Область

Категория ООПТ

Абсолютные значения, га

Доля от территории областей, %

Доля от общей площади ООПТ, %

Площадь

В т.ч. федеральных ООПТ

По категориям

В т.ч. федеральных ООПТ

По категориям

В т.ч. федеральных ООПТ

Малолесные области (лесистость менее 15%)

Белгородская

(площадь27100 кв.км, лесистость 9%)  

Ia

2131

 

0,1

 

6,3

III, IV

92

 

0,003

 

0,3

IV, III

23612

 

0,9

 

69,4

VI

8184

 

0,3

 

24,1

Всего

34019

2131

1,3

0,1

100,0

6,3

Воронежская

 (площадь 52400 кв.км, лесистость 8%)

Ia

34572

 

0,7

 

52,0

Ib, IV

28232

 

0,5

 

42,4

III, IV

3499

 

0,1

 

5,3

IV, III

235

 

0,004

 

0,4

Всего

66538

62804

1,3

1,2

100,0

94,4

Курская

 (площадь 29800 кв.км, лесистость 8%)

 

 

Ia

5284

 

0,2

 

5,4

III, IV

15382

 

0,5

 

15,6

IV, III

77931

 

2,6

 

79,0

Всего

98597

5284

3,3

0,2

100,0

5,4

Липецкая

 (площадь 24100 кв.км, лесистость 8%)

Ia

12890

 

0,5

 

7,8

III, IV

13297

 

0,6

 

8,1

IV, III

138135

 

5,7

 

84,1

Всего

164323

12890

6,8

0,5

100,0

7,8

Орловская

 (площадь 24700 кв.км, лесистость 8%)

II

84200

 

3,4

 

87,0

III, IV

12570

 

0,5

 

13,0

Всего

96770

84200

3,9

3,4

100,0

87,0

Тамбовская

 (площадь 34300 кв.км, лесистость 10%)

Ia

10819

 

0,3

 

68,3

III, IV

5024

 

0,1

 

31,7

Всего

15843

10819

0,5

0,3

100,0

68,3

Тульская

 (площадь 25700 кв.км, лесистость 14%)

III, IV

6185

 

0,2

 

3,3

IV, III

177790

 

6,9

 

96,0

V

1304

 

0,1

 

0,7

Всего

185279

1304

7,2

0,1

100,0

0,7

По 7 областям в целом

 (площадь 218100 кв.км)

Ia

65696

 

0,3

 

9,9

Ib

28232

 

0,1

 

4,3

II

84200

 

0,4

 

12,7

III-IV

473752

 

2,2

 

71,6

V

1304

 

0,006

 

0,20

VI

8183,5

 

0,0

 

1,2

Всего

661368

179432

3,0

0,8

100,0

27,1

Среднелесные области (лесистость более 25%)

Брянская

 (площадь 34900 кв.км, лесистость 32%)

Ia

12186

 

0,3

 

11,1

 

Ib, IV

30000

 

0,9

 

27,4

 

II

500

 

0,0

 

0,5

 

III, IV

11668

 

0,3

 

10,6

 

IV, III

50419

 

1,4

 

46,0

 

V

97

 

0,0

 

0,1

 

VI

4712

 

0,1

 

4,3

 

Всего

109582

42186

3,1

1,2

100,0

38,5

Калужская

 (площадь 29900 кв.км, лесистость 45%)

Ia

18533

 

0,6

 

9,3

 

II

98600

 

3,3

 

49,6

 

III, IV

79785

 

2,7

 

40,1

 

V

1993

 

0,1

 

1,0

 

Всего

198911

119125

6,7

4,0

100,0

59,9

Рязанская

 (площадь 39600 кв.км, лесистость 25%)

Ia

55722

 

1,4

 

18,2

 

Ib, IV

36000

 

0,9

 

11,8

 

II

103014

 

2,6

 

33,7

 

III, IV

7865

 

0,2

 

2,6

 

IV, III

102774

 

2,6

 

33,7

 

Всего

305375

194736

7,7

4,9

100,0

63,8

Смоленская

 (площадь 49800 кв.км, лесистость 41%)

II

146200

 

2,9

 

47,9

 

III, IV

252

 

0,0

 

0,1

 

IV, III

134270

 

2,7

 

44,0

 

V

24600

 

0,5

 

8,1

 

Всего

305322

170800

6,1

3,4

100,0

55,9

По 4 областям в целом

 (площадь 154200 кв.км)

Ia

86441

 

0,6

 

9,4

 

Ib, IV

66000

 

0,4

 

7,2

 

II

348314

 

2,3

 

37,9

 

III-IV

387033

 

2,5

 

42,1

 

V

26690

 

0,2

 

2,9

 

VI

4712

 

0,0

 

0,5

 

Всего

919190

526847

6,0

3,4

100,0

57,3


                Наиболее ценные и уникальные территории охраняются на федеральном уровне. Они представлены природными заповедниками (категория Ia по классификации IUCN), национальными парками (категория II), а также, в значительно меньшей степени, природно-историческими заповедниками (категория V) и федеральными природными заказниками (категории VI, IV или Ib). Среди ООПТ областного и муниципального уровней преобладают природные заказники и памятники природы (категории IV и III). В последние годы организовано несколько природных парков, находящихся в ведении областных администраций (категория II, Рис.1).
 

Рис.1. Соотношение площадей ООПТ различных категорий в областях с малой и средней леситостью

                Абсолютное большинство ООПТ (более 90%) имеют площадь менее 1 тыс. га. Это значит, что они разобщены и экосистемные связи между ними отсутствуют, т.е. существующая система ООПТ не может эффективно выполнять возлагаемые на нее функции.
                Таким образом, главной угрозой для сохранения природных комплексов является их фрагментация, и на ее прекращение должны быть направлены первоочередные усилия. При этом главное внимание, необходимо уделять не столько организации новых ООПТ, сколько созданию механизмов, делающих обязательным учет требований по непрерывности природных сообществ в пространственном планировании большинства видов деятельности – от транспортного строительства до отвода лесосек и нарезки полей.
                Различные типы растительности представлены на ООПТ очень неравномерно. Во всех областях региона не менее 70% от их общей площади заняты лесами, в то время как наименее сохранившимися и трудно восстановимыми являются степные и пойменные сообщества. Чтобы восстановить их в качестве обязательной составляющей экологических сетей, необходимы меры по экологической реставрации соответствующих элементов ландшафта. Эти работы - самые дорогостоящие во всем комплексе природоохранных мероприятий, но, как показывает мировой опыт, проведение их необходимо, поскольку экономические потери, связанные с утратой экологического равновесия оказываются на порядок большими.
                Для того, чтобы правильно спланировать и выполнить меры по сохранению природных комплексов, прежде всего, необходимо иметь достаточные данные об их состоянии. Регулярный сбор таких сведений предусмотрен только в заповедниках и национальных парках. При этом многолетними данными, необходимыми для понимания того, насколько стабильны ключевые элементы охраняемого природного комплекса, реально располагают пока только заповедники. Для областных и муниципальных ООПТ регулярный сбор такой информации не предусматривается. Соответственно, и понятие управления охраняемыми природными территориями применимо пока только к ООПТ федерального уровня, имеющим конкретные задачи управления и штат. В отношении остальных действия сводятся к реакции властей на нарушения охранного режима, выявляемые случайно.
                Поскольку задачи оперативного управления поставлены главным образом перед персоналом заповедников и национальных парков, то и средства выделяются в основном на содержание этих ООПТ. По оценке экспертов, средства федерального бюджета покрывают лишь половину (от 40 до 60%) затрат, необходимых для сохранения природных комплексов, 5-15% выделяются из областных бюджетов, остальное составляют средства из внебюджетных источников. В целом финансируется от 70 до 95% затрат, необходимых для поддержания устойчивой деятельности ООПТ. Систематическое недофинансирование этих организаций сказывается на качестве работ по оценке состояния территории и социальной сфере, т.е. порождает отдаленные во времени, но тяжелые последствия.
                При оценке эффективности управления федеральных ООПТ (выполненной в 2001 - 2002 г.), экспертами среди неблагоприятных воздействий наиболее часто отмечались: ландшафтные пожары, охота и браконьерство, незаконная рубка, инвазии чужеродных видов, атмосферное и водное загрязнение. Наиболее сложными для управленческих решений проблемами признаны: недостаток финансирования и оснащения, неопределенность правового статуса земель национальных парков, недостаточно большой размер территорий и буферных зон, социально-экономические проблемы местного населения.
Государственные организации, федеральные ООПТ вовлечены не только в природоохранную, но и социально-экономическую сферу деятельности. Помимо охраны территории, они выполняют большой объем работ по экологическому просвещению, ведут научные исследования. Если рассматривать весь комплекс возложенных на них задач, то, по оценке большинства экспертов, управление федеральными ООПТ достаточно эффективно. Однако оно лишь в небольшой степени чувствительно к реальному состоянию их природных комплексов. Возможности заповедников и национальных парков предотвратить или компенсировать вредные воздействия на свою территорию очень ограничены.
                Оперативное управление подавляющим большинством региональных и муниципальных ООПТ не осуществляется (лишь 3% от их числа имеют штат сотрудников). Ежегодно проводится работа по обновлению данных для Государственного кадастра ООПТ, но она, как правило, ограничивается обзором актов о создании или пересмотре режима территорий. Силами местных университетов и неправительственных организаций практически ежегодно обследуется территории наиболее интересных ООПТ. Наиболее активно такая работа ведется в Орловской и Рязанской области. Однако эти работы нерегулярны и их результаты не всегда учитываются органами управления.
                Особую проблему в последние годы представляет собой нестабильность государственного управления заповедниками и национальными парками со стороны МПР России. Высшие чиновники этого ведомства регулярно делают шаги, направленные на то, чтобы работа в заповедниках и национальных парках в первую очередь была направлена на получение внебюджетных средств, и успех деятельности ООПТ оценивался, прежде всего, не по природоохранному эффекту, а по показателям хозяйственной деятельности.
                Дальнейшее развитие территориальной охраны природы в регионе связано как с созданием новых территорий, так и с улучшением деятельности существующих.  Весьма актуальной является задача организации мониторинга состояния всех ООПТ в регионе, включая территории областного и муниципального значения.
                В «Основных направлениях развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года», утвержденных МПР России в 2003 г., предусматривается создание национального парка «Придеснянский» в Брянская области и расширение заповедника «Белогорье» за счет создания биосферного полигона в Белгородской области. После того, как будут организованы эти территории, в регионе все крупные природные массивы, относительно слабо затронутые хозяйственной деятельностью, станут охраняемыми на федеральном уровне (однако их изоляция друг от друга будет сохраняться).
                Как уже было сказано, сейчас в регионе первостепенное значение для преодоления фрагментации имеет восстановление не столько лесных, сколько степных и пойменных сообществ. Это в высшей степени трудоемкое дело, требующее комплексного подхода. Прежде всего, необходимо отыскать сохранившиеся даже малые участки непаханой степи и пойм, и установить на них ограничения всех разрушающих видов природопользования. Параллельно с этим надо создавать действенный механизм, учитывающий факторы сохранения природных массивов при планировании основных видов природопользования. Эта деятельность выходит за рамки оптимизации ООПТ, но без нее невозможно формировать экологический каркас там, где ландшафты и экосистемы сильно трансформированы.
                Учет природоохранных факторов при планировании хозяйственной деятельности не обязательно требует больших дополнительных затрат. Речь идет, прежде всего, о введении поправок в нормы по пространственному размещению хозяйственных объектов (таких как лесосеки, поля, выпасы) с тем расчетом, чтобы они оставляли небольшое пространство для распространения дикой растительности и оказывались пригодными для временного обитания животных, кочующих от одного ключевого местообитания к другому. И, наконец, в местах, имеющих ключевое значение для миграций животных, но лишенных необходимых для этого природных элементов, предстоит создать зоны экологической реставрации. Таких мест, скорее всего, окажется немного, но работы по восстановлению природных сообществ очень дороги.
                Если всерьез говорить о сохранении в регионе благоприятной для жизни среды, то создавать описанную выше экологическую сеть необходимо. Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что даже существующие ООПТ финансируются недостаточно, несмотря на значительные усилия персонала ООПТ привлечь внебюджетные источники. На наш взгляд, причиной этого являются не столько экономические трудности в стране, сколько низкие запросы общества к уровню работы и эффективности ООПТ.
                Изменить ситуацию можно, создав условия, при которых уровень доходов местного населения начинает напрямую зависеть от состояния природы. Это возможно, когда местность, привлекает большое число посетителей: чем больше и лучше обслуживаются туристы, тем больше денег они тратят на отдыхе, пополняя доходы местного населения. Другая возможность связана с производством уникальных природных продуктов, имеющих экологические сертификаты качества и потому продающихся по более высокой цене. Дополнительные возможности дает международное признание экологического значения территории: такие объекты финансируются (в большей или меньшей степени) из федеральных и международных источников. В различных областях региона соотношение этих трех возможностей не одинаково (Табл.2).

Таблица 2. Возможности использования природного наследия для получения дополнительных доходов местным населением путем развития неразрушающих видов природопользования (М – малоперспективно; ЛП - перспективно на ограниченных участках; П - перспективно в масштабах области)

Область

Ресурс

Рекреация

(посетители не нуждаются в гостиничном обслуживании )

Экологический туризм

Производство уникальных природных продуктов

Глобальная значимость природного наследия

Белгородская

ЛП

М

ЛП

Брянская

ЛП

М

ЛП

Воронежская

ЛП

ЛП

М

ЛП

Калужская

П

ЛП

ЛП

Курская

ЛП

М

М

ЛП

Липецкая

ЛП

М

М

М

Орловская

ЛП

М

М

ЛП

Рязанская

П

ЛП

М

ЛП

Смоленская

ЛП

М

М

Тамбовская

ЛП

М

М

М

Тульская

ЛП

ЛП

М

ЛП


                При оценке предпосылок учитывались следующие факторы. Для рекреации: близость промышленных центров и крупных городов; транспортная доступность природных массивов; разнообразие и живописность ландшафтов, отсутствие факторов беспокойства на отдыхе. Для экологического туризма: наличие объектов природного наследия общеевропейского и общемирового значения; живописных ландшафтов; наличие уникальных демонстрационных объектов для обучения; производство экологически чистых продуктов; произрастание уникальных видов дикоросов и сохранение традиций приготовления из них особых продуктов; развитие народных промыслов, пользующихся общероссийской и мировой известностью. Для глобальной значимости природного наследия: наличие природных и природно-культурных объектов, которые соответствуют критериям международных номинаций (Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Диплом Европы и т.п.); наличие объектов, которые соответствуют критериям для включения в важнейшие международные сети охраняемых природных территорий; расположение в регионах, имеющих признанное глобальное экологическое значение (Global-200, Зеленый пояс Европы и др.); наличие миграционных коридоров и путей расселения животных и растений, имеющих общеевропейское и мировое значение (экологических коридоров глобального уровня).
                Перспективным направлением деятельности является обслуживание посетителей. При этом основная ставка, наверное, должна делаться на отдыхающих, живущих поблизости и посещающих ООПТ в течение 1 – 2 дней. Производство уникальных природных продуктов и сувениров имеет, весьма скромные перспективы, тем более что почти все области находятся в непосредственной близости к зоне аварии ЧАЭС, а в 4 областях даже выявлены зоны радиационной опасности. Регион расположен в пределах распространения уникальных почв – российских черноземов. Такие места уникальны в масштабах Европы и мира и, при широком признании их глобальной значимости, они, безусловно, могут рассчитывать на получение международной поддержки для их сохранения.
                Природное наследие рассматриваемого региона ценно и уникально. Вместе с тем, оно не достаточно ярко и привлекательно для формирования устойчивого сектора экономики, основанный на неразрушительных видах природопользования. А это значит, что для его сохранения необходима существенная финансовая поддержка из бюджетов областей и Федерации.