Только для вас интернет магазин дешевых смартфонов на выгоднейших условиях.
             Комментарий от Дёжкина

ШАГИ ВПЕРЕД В ЗАПОВЕДНОМ ДЕЛЕ

Комментарий

                Реальный прогресс в различных отраслях науки, как известно, во многом определяется числом и качеством монографических и крупных обзорных изданий. Заповедное дело России в последние годы богато интересными публикациями, по большей части регионального характера. Последняя монография появилась лишь в 2006 году. Но конец 2009 года порадовал нас целой серией проблемных книг и брошюр, выпущенных почти одновременно Российским представительством WWF.

                I.Упомянем прежде всего монументальное издание «Особо охраняемые природные территории России. Современное состояние и перспективы развития». Подготовлена коллективом авторов, руководитель проекта, координатор программы WWF по биологическому разнообразию В.Г.Кревер. Среди авторов (а их свыше 20 человек) – известные ученые и специалисты Ю.Д.Нухимовская, В.Б.Степаницкий, Ю.Г.Пузаченко, Н.И. и А.А. Троицкие, М.С.Стишов, И.А.Онуфреня и другие. В предисловии выражена благодарность более чем тремстам специалистам, представившим для анализа оригинальные данные и принимавшим участие в обсуждении результатов. Проект выполнен при поддержке международного секретариата WWF, национальных организаций WWF Германии, Нидерландов и США а также The Nature Concervance и MAVA Foundation. В книге две части и шесть глав. Объем – 455 страниц.
                 В нашу задачу не входит рецензирование книги. Заметим лишь, что после общей характеристики фронтальных особо охраняемых природных территорий (ФООПТ) России в ней приводится подробный анализ репрезентативности и полноты системы ФООПТ и обосновывается перспективная система этих территорий. Кратко остановимся лишь на последнем разделе. Всего, в результате проведенной работы (а она отражена в многочисленных весьма объемистых таблицах) было выделено 566 территорий и акваторий общей площадью около 280 млн.га, в том числе около 180 млн.га ныне существующих региональных ООПТ и около 100 млн.га неохраняемых площадей, на которых для обеспечения достаточной репрезентативной системы ФООПТ и обеспечения сохранения ее природного разнообразия предлагается создать:

 70 новых заповедников и 69 кластерных участков уже существующих заповедников;
 71 национальный парк и 4 кластерных участка уже существующих НП;
 220 новых и 4 кластерных участка уже существующих федеральных заказников;
 71 федеральный памятник природы;
 3 территории традиционного природопользования;
 43 ООПТ, оптимальная категория которых требует дальнейшего уточнения.
                 Кроме того, предложно расширение уже существующих территорий 62 заповедников, 19 национальных парков и 17 заказников.
                 Это настоящая программа максимум, можно сказать – сверхпрограмма. Ветераны заповедного дела помнят, что в официальные действующие перспективные программы охраняемых природных территорий входило лишь по несколько десятков объектов, и требовалось обосновывать необходимость каждого объекта. Мы не задаемся сейчас целью определить, насколько реальны предложения авторского коллектива книги, во всяком случае ясно, что в совокупности они отражают актуальную эколого-социальную потребность общества. Очевидно, что заповедное сообщество с помощью интернациональных природоохранных организаций получило ценнейшую фактотеку, необходимую будущим планировщикам ФООПТ.
                 Книга прекрасно оформлена, имеет множество картосхем, цветных вкладок. Не находим мы в ней лишь библиографического аппарата, текстовых ссылок и библиографии. Это обидно и фактически лишает труд статуса научной монографии. Куратор книги объясняет это значительным числом соавторов, наличием у части из них противоречивых, трудно согласуемых мнений и большим объемом работы. Мы имеем уникальный Федеральный справочник по перспективам заповедного дела, нуждающийся в теоретическом развитии. Это позволит поставить его в ряд отечественных монографий, углубляющих научные основы системы территориального природопользования

                 II. «Основные проблемы законодательства об особо охраняемых природных территориях и предложения по его совершенствованию. Аналитический обзор законодательства и проект новой редакции Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Авторы О.Н.Кревер, Е.А.Галиновская, Н.В.Кичигин, А.С.Шестаков. Составитель Е.Н.Хмелева. М.: 2009. 143 с. О необходимости совершенствовать законодательство в области территориальной охраны природы заповедное сообщество России рассуждает давно и настойчиво. Эта проблема приобрела официальный характер и обсуждалась с одной стороны Сотрудниками Минприроды (О.Н.Кревер) и WWF (А.С.Шестаков) с другой – учеными из Института законодательства и сравнительного правоведении при Правительстве РФ (Е.А.Галиновская и Н.В. Кичин). Нам представляется, что – при высокой квалификации участников дискуссии – она все-таки не могла отразить все существующее многообразие взглядов ученых и специалистов на ООПТ, и имела заданный характер.
                 В книге две главы. В первой рассмотрены проблемы, связанные с противоречиями отдельных положений ФЗ «Об ООПТ» положениям иных законодательных актов: Гражданским законодательством; Земельным законодательством; Лесным законодательством; ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов»; ФЗ «Об экологической экспертизе». Польза такого анализа несомненна, хотя не со всеми выводами можно согласиться. Вторая глава посвящена проблемам, связанным с непроработанностью отдельных положений ФЗ «Об ООПТ». Уже ее название ставит под сомнение «презумпцию невиновности» нашего закона и нацеливает на поиски – не всегда несомненных - изъянов в нем. Конкретизация этого упрека требует кропотливого сопоставительного анализа отдельных статей закона, что не входило в нашу задачу.
                 Проведенные исследования позволили авторам предложить 21 Рекомендацию по совершенствованию ситуации, многие из которых имеют очень серьезный характер и нуждаются в специальном изучении. Не могу не высказать юридически неполноценного сомнения по поводу одной из них: «разграничить понятие особо охраняемая природная территория как «территория» и «государственное учреждение» с одноименным наименованием..» Оно знаменует торжество чисто бюрократического подхода к традиционным понятиям заповедного дела и повлекло за собой изменения, не диктуемые реальными потребностями этой отрасли природопользования. По мнению авторов книги, «предлагаемые изменения не меняют принципов особой охраны природных комплексов и объектов, так как не изменяются положения, касающиеся затрат и ограничений видов деятельности на ООПТ, а также их цели и задачи».
                 В конце книги приведены два варианта проекта ФЗ «Об ООПТ» - полный, со включением Рекомендаций, и перечень предлагаемых изменений и дополнений в ФЗ «Об ООПТ» и в отдельные законодательные акты РФ. Нам представляется вполне обоснованным обращение авторов книги к представителям всех заинтересованных природоохранных организаций с просьбой принять участие в обсуждении предлагаемых изменений в законодательстве об ООПТ. Оно поможет выявить более реальную картину и отделить новации, предлагаемые юристами, от новаций, выдвигаемых действительными профессионалами заповедного дела. К сожалению, пропасть между этими подходами в сфере охраны природы и биологического природопользования становится все шире, все чаще под влиянием бизнеса и антиэкологических настроений законодатели-юристы теснят законодателей-профессионалов…. Впрочем, сделанная оговорка не влияет на общую высокую оценку данной книги.

                III. А.С.Шестаков. «Программа работы по охраняемым природным территориям Конвенции о биологическом разнообразии. Комментарий для практического применения в регионах России». М.: 2009. – 96 с. После «Введения» рассмотрены основные понятия и использование терминологии. Приведен текст Конвенции о биоразнобразии «с Условиями in-situ» и «Сохранение in-situ». Программа предназначена для «Охраняемой территории», к которым в России, по мнению А.С.Шестакова, помимо традиционных ООПТ, можно отнести:

 - водоохранные зоны (Водный кодекс РФ);
 - прибрежные защитные полосы (Водный кодекс РФ);
 - Защитные леса и особо защитные участки лесов (Лсной кодексРФ);
 - Особо охраняемые природные территории природоохранного назначения (Земельный кодекс РФ);
- особо ценные земли (Земельный кодекс РФ);
- земли рекреационного назначения ( Земельный кодекс РФ);
- рыбоохранные зоны (ФЗ от 20.12. 04 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
- рыбоохранные заповедные зоны (тот же ФЗ).
                Этот перечень значительно расширяет сферу действия Программы.
                Кроме того, во Введении подробно рассмотрено понятие «Устойчивое использование». Далее обозначены основные элементы Программы работ, Статус Программы работ и приведен комментарий к Программе работ.
 Главное содержание книги сосредоточено в четырех многоаспектных и многоуровневых разделах о Программных элементах с содержащимися в них 15 задачах: О Прямых мерах планирования, отбора, внедрения, укрепления систем охраняемых районов; О руководстве, участии, справедливости распределении выгод; О стимулирующих мероприятиях; О стандартах, оценке, мониторинге. В качестве резюме названы важные элементы создания и регулирования охраняемых районов и типы мероприятий, необходимых в рамках указанных выше элементов. Данная Программа работы представляет широкий спектр задач, инструментов и рекомендаций, которые должны помочь странам на национальном и местном уровне создать эффективные системы ОПТ, встроенные в контекст социально-экономического развития регионов.
                  В приложении I содержится решение 28 седьмой Конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии (Куала-Лумпур, Малайзия, 2004 г.). В Приложении 2 приведены источники дополнительной информации по различным аспектам реализации Программы работ.

                IV. Vladimir Krever, Mikhail Stishov, Irina Onufrenia. National protected areas of the Rassian Federation: gap analysis and perspective framework. WWF, Russia, Moscow, 2009/ - 80 s. ГЭП анализ ситуации состояния и прогресса в системе ООПТ. Огромный статистический и прогнозный материал, отраженный в 33 таблицах и 35 цветных картосхемах, диаграммах, рисунках.

                Комментарий назван «Шаги вперед в заповедном деле России». Содержание названных книг позволяет считать, что ученые, их авторы, действительно, совершили такие шаги, полезные для науки и ценные для практики.  Чем ответит бюрократическая Россия? Продолжением стагнации в охране природы и биологическом природопользовании? Углубляющимся забвением острейших нужд Глубинной России? Очередным неполноценным Законом «Об охоте»? Время терпения российской природы иссякает…

9 ноября 209 года,  Профессор В.Дёжкин