Купить рольставни

маркизы и тенты для окон, витрин, балконов, веранд, террас, кафе в Эстейдж

astaj.ru

Барные стулья киев

Мебель для офиса, бара, дома. Интернет-магазин товаров для дома.

effectstyle.com.ua

У нас недорого перегной в мешках в наро-фоминском районе по смешным ценам.
             Электронный журнал BioDat

Сознание живых организмов

 Малинский В.С.

                Понятие «сознание» широко используется в специальной литературе и средствах массовой информации. Под этим понятием пытаются часто выразить даже то, что к живому организму не относится. Например, в печати часто можно прочитать словосочетание: «общественное сознание». И некоторые авторы даже слово «фашизм» увязывают с «общественным сознанием» нацистской Германии. Трудно себе представить, чтобы «сознание» было у фашизма, у коммунизма, у идеализма… и при этом оно было подобным сознанию живого организма, человека. Даже если представить себе, что человек является единственным живым существом на планете, то и в этом случае трудно совместить «сознание» с этими социальными понятиями. Но материализму под силу и не такое….
                Работникам средств массовой информации нравится порой совмещать несовместимое и делать на этом, как принято сейчас говорить, свой пиар.
Такое положение создалось в результате того, что среди специалистов: биологов, психологов, медицинских работников практически отсутствует чёткое и однозначное определение понятия «сознания». Отсутствие чёткого определения этого понятия влечёт за собой множество проблем в медицине, в создании искусственного интеллекта. Излечить и создать то – не знаю что, можно только в сказках.
                В учебнике «Психология» Никандрова В.В. приведены 13 парадоксальных определений понятия «сознание» [6, с.580]. Это показательный факт, который сам за себя говорит о состоянии дел в психологии. Могут ли в таких условиях психологи быть помощниками в создании искусственного интеллекта???
                При такой помощи психологов трудно ожидать не только создания искусственного интеллекта, но и вряд ли возможна эффективная медицинская помощь людям, страдающим психическими заболеваниями с расстройствами в сознании. Лечить, конечно, могут. Но вот вылечить – вряд ли!
                О подобной помощи другим живым существам вопрос вообще почти не стоит, так как «сознание» по утверждениям философов может быть у общества, но его наличие (по утверждениям многих авторов) недопустимо даже у приматов.
                А так ли это на практике?!?
                Что такое за состояние живого организма «сознание»?
                Кто может, и кто обладает «сознанием»?
                Может ли быть «сознание» неполным, частичным?
                Из чего, из каких свойств и качеств живых организмов сформировалось «сознание» человека?
                Чтобы ответить на эти вопросы необходимо воспользоваться толкованием понятия «сознание» разными авторами разных времён.
                Так в толковом словаре В.И. Даля утверждается, что «сознанье – сознание себя, полная память, состоянье человека в здравом смысле своём, могущего дать отчёт в своих действиях».
                В современном толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой несколько вариантов:
                - «сознание – человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности»,
                - «сознание – состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах»,
                - «сознание – мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь»,
                - «сознание – то же, что сознательность».
                Если первые три вышеприведённых определения ещё как-то можно анализировать и найти хоть какое-то зерно здравого смысла, то четвёртое - просто алогично по своему значению. Человек может быть в сознании, но быть при этом настолько бессознательным нахалом и подлецом, что его могут осудить за его поступки на пожизненное заключение, как морально неисправимого человека. При этом человека, находящегося без «сознания», по закону никогда не осудят по данным видам уголовных статей. И дело всё в том, что «сознание» - это психическое состояние живого организма, а сознательность – это качество психически здорового человека, которое достигается воспитанием, обучением….  Другими словами, сознательность – это производное качество, психическая надстройка над «сознанием». При отсутствии «сознания» не может быть и речи о сознательности живого организма. Наличие «сознания» при этом не гарантирует в обязательном порядке наличие сознательности. Сознание и сознательность – это даже слова не синонимы.
                Утверждение, что сознанием является психическая деятельность, как отражение действительности, тоже вызывает недоумение. Писатель, занимающийся в жанре fantasy, выпадает из категории людей, находящихся в сознании – он отражает на бумаге то, что рождается в его уме, мозгах, но что в действительности не существует!!!
                 В Логическом словаре Н.И. Кондакова: «сознание – это понимание человеком собственного бытия, своего существования, своего отношения к внешнему миру и отношений предметов внешнего мира между собой; совокупная психическая деятельность, включающая интеллект, чувства и волю человека, способность мыслить и рассуждать; свойство высшей нервной деятельности человека определять своё отношение к окружающей действительности и преобразовывать её в своих интересах».
                Можно и далее цитировать Н.И. Кондакова по вопросу понятия «сознание». Но результирующим всё равно будет адекватность понятия «сознание» понятию «жизни» человека. Между тем «сознание» человека – это только одно из его важнейших качеств. В то время как «жизнь» - это его существование в течение длительного времени и использование всех присущих ему качеств, перечень которых не ограничивается только сознанием.
Большая советская энциклопедия утверждает: «сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях…».
                Читая такое определение можно только развести руками…. В перечень наук, где постоянно сталкиваются с вопросами сознания, не введены биология, медицина…. Тысячи людей оперировались ежедневно в клиниках Советского Союза. Тысячи советских граждан ежедневно на операционных столах медицинских учреждений подвергались наркозу с частичным и полным отключением сознания и введением пациентов в медикаментозную кому. Операциям подвергались и сейчас подвергаются все части и органы тела, включая и головной мозг, человека. И большая часть операций совершается именно с отключением сознания человека. И по поводу определения понятия «сознания» в БСЭ далее просто нет слов и, как говорят в таких случаях, комментарии излишни….
                Многие психологи, несмотря на определения философов, социологов, относят сознание к высшей ступени организации психики. Хотя там, где есть высшая ступень организации, всегда присутствует и организация более низкого уровня, что в свою очередь как раз и позволяет говорить о высшей ступени.
Некоторые психологи утверждают, что сознание связано в первую очередь со знаниями, с процессом познания, с процессом передачи знаний [8, с.568].
И это тоже достаточно оспоримо. Ребёнок приобретает сознание в возрасте, когда его познания об окружающем мире минимальны. Со временем сознание человека не меняется, а меняются все его качества, которые достигаются воспитанием и обучением. Если же у ребёнка нет адекватного сознания, то никакое воспитание не восполнит его отсутствие.
                Взрослого человека, академика можно лишить знаний небольшой медикаментозной дозой определённого химиката. В сознание человек потом входит. А вот знаний после этого он может лишиться навсегда. Медицине известны случаи, когда пациент просто не может выйти из медикаментозного наркоза или выходит со значительными нарушениями памяти и сознания. Именно с этим связано появление в медицине специалистов по анестезии, которые в настоящее время практически неотступно следят за состоянием пациента во время проведения операции и его выходом из под наркоза.
                Наиболее парадоксальное утверждение диалектического материализма – «бытие определяет сознание». И ни одного материалиста не удивляет, что кошка, собака и человек, находясь не одно тысячелетие в одних условиях бытия, дома, не обладают одинаковым сознанием. Лошадь и производственные отношения не преобразуют в сознательное живое существо, хотя она давно работает рядом и не меньше человека.
                Бытие определяет не сознание человека, а его сознательность, вежливость, мировоззрение… - качества, получаемые воспитанием, обучением, социальными отношениями между людьми уже находящимися в здравом сознании. Но когда понятие «сознание» смешивают с сознательностью…, то тогда и получается такой казусный афоризм материализма, который не соответствует действительности, но устойчиво живёт, как пиар, в литературе благодаря политической и научно-административной протекции.
                И хотя Большая советская энциклопедия исключила медицину из числа наук, которые работают с таким понятием, как «сознание», необходимо обратить внимание именно на мнение медицинских работников, которые ежечасно сталкиваются с живыми людьми и решают все возникающие проблемы с их здоровьем. А здоровье человека начинается с его состояния, которое именуется «сознанием». И любой врач начинает свой контакт с пациентом с определения состояния его «сознания», так как от этого зависит степень доверия к информации больного. Человек, находящийся в бессознательном состоянии или с частичным выпадением сознания, практически уже не может врачу предоставить самостоятельно достоверную информацию о своём состоянии здоровья.
                У Карвасарского Б.Д. процесс установления состояния сознания больного  описан так: «Когда врач говорит, что сознание больного ясное, он имеет в виду, прежде всего, нормальную ориентировку человека в окружающем: в месте, во времени, а также в своей личности» [4, с.45].
Этому утверждению вторит Хомская Е.Д.: «сохранное состояние сознания (как и в неврологии, и в психиатрии) определяется как адекватная ориентировка больного в окружающем (пространстве, времени) и в самом себе (в своей болезни), то есть во внешнем и внутреннем мире» [11, c.321].
В начале ХХ-го века Бехтерев В.М. утверждал, что «наиболее элементарной формой сознания следует признать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о «Я» как субъекте в отличие от «не-Я»» [12, т.1].
                Понятие «сознание», несмотря на краткость слова, включает в себя практически всю доступную информацию о внешнем и внутреннем мире определённого живого организма. И от того, как этот живой организм владеет и оперирует с этой информацией, констатируется уровень его «сознания». В зависимости от состояния здоровья живого организма сознание может быть полным, частичным, меняющимся в зависимости от времени и характера заболевания, травмы.
                Нейропсихолог Хомская Е.Д. в своей работе, подытоживая работы тысячей специалистов, констатирует: «Самоосознание также восстанавливается по особой логике: от полной дезориентировки в себе – к частичной, и затем к постепенному восстановлению адекватного «образа Я»» [11,c.357].
                Все эти утверждения медицинских работников ясно показывают, что в вопросе о понятии «сознание» необходимо исходить из факта, что состояние полного «сознания» у человека образуется в результате выделения себя, своего тела и своего информационного мира из окружающих материального и информационных миров. При этом внешний и внутренний материальный и информационный миры находятся в памятях человека и в виде вариабельной информации.
                При этом полное сознание возникает в момент полного выделения своего тела, своего информационного мира, личности (в том числе и своих знаний, которые у каждого разные) из окружающего мира. Как показывает практика, сознание приобретают дети без патологических отклонений в здоровье  от 2,5 до 4 лет. Знания, которыми успевают к этому возрасту овладеть дети, в основном относятся к своему физическому телу, языковому кодированию наименований всех основных его составляющих и ближайшего окружающего мира. Практически этого объёма знаний ребёнку достаточно для формирования какого-то информационного голографического образа своего «Я, Эго» и окружающего мира – «образа не-Я».
                В этом вопросе следует особо обратить внимание на то, что ребёнок совершает языковое кодирование как своего тела, его составляющих, так и предметов, понятий окружающего мира. И уже из всей вариабельной информации, которая из мгновенной памяти постепенно перемещается в долговременную, формируется сознание ребёнка. Но сознание – это состояние мгновения, настоящего момента. Взаимодействие мгновенной памяти и долговременной существенно для сознания и об этом речь будет позднее.
                То, что сознание может быть у человека частичным, говорит об эволюционном приобретении этого качества от своих предков и предшественников.
В социальной среде можно часто слышать о человеке, который лишен сознания, например, находящегося в коме, но продолжает жить, что он подобен траве, баклажану…. Такое сравнение связано с тем, что человек не обладает сознанием. И в то же самое время медицине известны случаи неполного, частичного сознания. И если взять животное – вожака в стае, то можно заметить, что он выделяет себя над остальными членами стаи. В стае, в прайде, в стаде… существуют законы иерархического распределения ролей и субординации, которые очень хорошо просматриваются в моменты дележа и поедания продуктов питания, спаривания и продолжения рода, распределение контролируемых границ. Животные выделяют не только себя по отношению к другим, но и делают самооценку своей персоны в складывающихся обстоятельствах. Это позволяет говорить, что у них есть зачатки, некоторые качества, которые в человеке входят в состав состояния самоосознания самого себя, сознания.
                Анализируя эти качества у разных животных и живых организмов можно выстроить пути эволюции сознания живых организмов.
                Знание, выявление нарушенного органа позволяет устанавливать взаимосвязь сознания с тем или иным органом. Как говорил наш соотечественник, гениальный физиолог Павлов И.П.: «…в патологии нередко может быть раскрыто то, что скрыто в норме…»[13, Т.3].   И этот факт позволяет говорить, что частичное сознание, по сравнению с человеком, соответственно должно быть и есть! у всех живых организмов.
Первое качество из свойств «сознания» есть его организация, устройство. То есть сознание не есть орган, часть тела, которые есть не только у человека, а практически у всех живых организмов, но развитых в разной степени, а организация работы этих органов.
                Если посмотреть на живую клетку, то можно, даже не вдаваясь в мельчайшие подробности устройства, отметить её способность выделять себя физически и информационно. Она несёт в себе полный комплект веществ и программ, которые обеспечивают её размножение и воспроизведение во времени. Она ещё не осознаёт сама себя, но имеет все материальные и информационные ресурсы, которые позволяют ей производить воспроизводство себе подобных особей. И она не просто имеет, а сохраняет и собирает все необходимые ресурсы для продолжения своего рода во времени. Живая клетка постоянно участвует в воспроизведении таких же особей, как она сама.
                Но для того, чтобы воспроизвести себе подобную клетку, необходимо произвести сбор материальных ресурсов извне, из-за пределов сенсорного слоя. А затем по имеющимся у клетки программам произвести сборку копии, клона клетки, передав ему не только генетическую основу со всеми имеющимися у неё программами, а также копию сенсорного слоя, психомоторики, органов мышления, адаптивной памяти.
                В литературе очень часто говорят о делении живой клетки. На деле это не совсем точное определение процесса, которое происходит при разделении клетки и появлении её клонов. Живая клетка не делится на двое, а клонируется, размножается, порождая вместо одной клетки две других, идентичных клетке родительнице. И для этого она вначале производит сбор материальных ресурсов. Затем она осуществляет конструирование двух себе подобных живых клеток внутри своего сенсорного слоя, которые делят между собой все составляющие органы, материальные и информационные ресурсы клетки родительницы. Другими словам – вначале живая клетка создаёт избыточные органы из дополнительно приобретённых ресурсов. А затем осуществляет их раздел между двумя своими клонами, входя в них в каждый своей материальной и информационной составляющей. Таким образом, живая клетка становится бессмертной в веках. Живая клетка не погибает при размножении, делении. Вся информация (детерминированная, вариабельная), которая есть в живой клетке, остаётся практически не тронутой и не нарушенной процессом размножения.
                Живая клетка погибает, умирает, если не успевает или не может размножиться!!! После смерти живой клетки практически остаётся сохранной только генетическая, детерминированная информация, другими словами – остаётся сохранным только материальный носитель для вариабельной информации. В случае смерти уничтожается в очень короткий промежуток времени вся вариабельная информация клетки, без которой не может быть восстановлена жизнедеятельность блоков мышления, блока адаптивной памяти, психомоторики и сенсорного слоя. Живая клетка не только физический объект, но и организационная структура материального мира, внутри которой сосуществуют и взаимодействуют материальный и информационные миры (детерминированный и вариабельный).
                Процесс организационного выделения живой клеткой себя из окружающего материального и информационного миров и есть прообраз будущего сознания человека. Органы, которые участвуют в формировании, организации живой клетки, в последующем эволюционно породили сознание всех живых организмов, человека.
                Многие авторы пытаются состояние «сознания» человека совместить со всеми сторонами его жизнедеятельности. К сознанию приписывают и знания, и трудовую деятельность, и мышление, и многие другие качества человека. От такого суммирования проблема сознания не только не разрешается, а запутывается в дебрях схоластических рассуждений.
                 И всё же, если перевести понимание понятия «сознание» на язык информации, кибернетики и кибергенетики (науки об организационных процессах биологических систем), то состояние «сознание» можно представить в виде способности живого организма подразделять всю поступающую к нему вариабельную информацию на три ипостаси:
                - на внутреннюю, включая и мыслительную,
                - на внешнюю из внешнего окружающего мира,
                - на выделенную вниманием в текущее мгновение, независимо от источника поступления (внешнего или внутреннего).
                Другими словами, «сознание» можно определить, как способность живого организма устанавливать эгоцентричные координаты личности, то есть физического тела и своего мыслительного процесса, включая и памяти, в окружающих материальном и информационных мирах. У человека весь мир находится вокруг него, несмотря на то, что вся его вариабельная информация находится только внутри него, в его памятях. Всё, что находится вокруг него, человек переводит в вариабельную, кодированную информацию и записывает в своих памятях, а затем производит разделение этой информации. Что-то подобное мы можем наблюдать и в среде животных – они всегда действуют исходя из потребностей своего организма и интересов своего организма. Они тоже частично, по сравнению с человеком, выделяют себя из окружающей их среды.
                Эту способность разделения информации с выделением себя из окружающего мира человек и ощущает своим сознанием. Вся его последующая деятельность уже определяется наличием или отсутствием этого основополагающего качества, свойства. Но сознание это всё же граница, или как утверждают нейропсихологи Лурия А.Р. и Хомская Е.Д. «некий фон» [11, с.321] основание, фундамент, на котором разворачивается человеческая сознательная жизнь, сознательные психические процессы, в том числе и сознательное мышление. Психические процессы могут проходить у человека и без наличия сознания. Но это совершенно иной уровень психической деятельности, хотя и там может быть достаточно большой перечень действий, которые может совершать человек, но только к таким действиям никак не подойдёт словосочетание «сознательное». Не выделив себя, своё «Я, Эго» из окружающего мира, притом именно в своём мозгу, в своём мире вариабельной информации, человек становится, как говорят в медицине, невменяемым, не способным дать самому себе отчёт за совершаемое своё действие.
                Программа, по которой человек осознаёт самого себя личностью, пока не доступна для технического воспроизведения. Не все тонкости этой программы ясны и понятны людям. Отсюда существуют многие медицинские проблемы лечения болезней, связанных с отклонением самоосознания человека. Медицина пока что может только точно сказать и указать пути отключения сознания человека и животных.
                Но уже сегодня можно сказать, какие органы, части головного мозга человека активно участвуют в формировании состояния сознания. Для того, чтобы более ясно выделить эти части человеческого тела необходимо уточнить какую информацию необходимо собрать и подразделить, чтобы из этого получить самоосознание самого себя, своего «Я, Эго» в противоположность образу мира «не-Я», «не-моё».
                Для того чтобы выделить себя из окружающего материального и информационного миров, необходимо:
                - во-первых, собрать всю информацию о своём физическом теле,
                - во-вторых, собрать всю информацию о своём информационном поле, о всей вариабельной информации своих самообучающихся программ. О своём мыслительном процессе,
                - в-третьих, собрать информацию об окружающем материальном мире,
                - в-четвёртых, собрать информацию об окружающем информационном мире,
                - в-пятых, подразделить и разложить эту информацию по ячейкам (многомерной голограммы) в соответствии с их принадлежностью,
                - в-шестых, иметь возможность постоянно контролировать и перепроверять любую поступающую информацию последнего мгновения через свой блок мышления,
                - в-седьмых, выдавать результирующий показатель о полноте, всесторонности собранной информации и полноценной наполненности многомерной голограммы.
                Все указанные выше признаки, требования к конструкции и программе сознания, самоосознания говорят о голографическом многомерном устройстве носителя информации. В этом устройстве недопустимы линейные и даже двумерные способы записи информации. Сознание многомерно одновременно, ежемгновенно. Для такого устройства недопустима дефрагментация информации, так как это приведёт к искажению голографического образа «Я, Эго». Человек осознаёт себя объёмным, наполненным информационно.
                Если рассмотреть все критерии, по которым формируется сознание человека, то можно однозначно сказать, что блок памяти и мышления самоосознающей программы должен иметь практически прямой доступ, «из первых рук» к сенсорной информации всех органов чувств и частей, органов тела, включая и непосредственно сам мозг. Именно эти требования указаны в первых четырёх условиях, приведённых выше.
                Пятый пункт требований предопределяет, что блок памяти самоосознающей программы должен иметь матрично-голографическую структуру, в которой каждой ячейке памяти соответствует информация из определённой самообучающейся программы, которая отвечает за тот или иной участок тела или функции.
                Так как сознание необходимо человеку ежесекундно, ежемгновенно, то и хранение информации в последнем слое по ячейкам должно быть минимально кратковременным. Но учитывая необходимость экономного расходования объёма памяти, а также практически малое изменение большинства информации от мгновения к мгновению в каждой точке тела, то и новый сигнал передаётся и принимается только в случае его изменения.
                Этот правило подтверждается фактическим материалом ампутированных конечностей, которые часто болят у пациентов, несмотря на их отсутствие. Такое происходит в связи с тем, что в ячейке памяти осталась информация, когда конечность была и болела. Новой информации в эту ячейку не записывается, так как она предназначена только для определённой информации от определённой самообучающейся программы. Отсутствие конечности приводит к консервации её информации в данной ячейке памяти практически на всю оставшуюся жизнь. Точно также происходит в момент пережатия конечностей на длительное время. Если человек отлежит руку, то он перестаёт её ощущать сознанием, несмотря на то, что видит её глазами и даже может пощупать другой рукой. Угасание информационного сигнала от пережатия конечности приводит к ощущению отсутствия конечности в сознании, хотя глазами и другой рукой человек может обнаружить эту конечность.
                Но информация от зрения и от конечностей поступают в разные ячейки памяти, а потому при отсутствии информации от одной линии связи наступает неполное осознание, или точнее, частичное сознание, патология сознания.
                Из этого можно сделать вывод, что мгновенная память самая длительная, самая консервативная и самая прочная память человека, но она самая сменяемая память вновь поступающей информацией. Если же вновь поступающей информации нет, то в мгновенной памяти информация сохраняется на протяжении всей жизни. Что и отличает мгновенную память от долговременной.
                Мгновенная память ничего не может забыть, то есть она не теряет информацию в процессе жизни. Она (мгновенная память) может только заменить информацию на вновь поступающую, от той или иной самообучающейся программы органа или участка тела. Но, с нарушением этой памяти, начинаются проблемы с сознанием человека и любого живого организма.
                Вся собранная на голограмму (многомерную матрицу) информация анализируется блоком мышления мгновенной памяти, который и выдаёт в долговременную память результирующий тензорный сигнал в виде образа «Я, Эго». Блок мышления мгновенной памяти не производит логических операций с информацией, а определяет степень полноты заполнения матрицы, голограммы. В зависимости от полноты тензорного сигнала, который больше напоминает образ личности, и воспринимается человеком, как образ личности, человек ощущает степень полноты сознания. Хомская Е.Д. так говорит о восстановлении сознания: «Самосознание также восстанавливается по особой логике: от полной дезориентировки в себе – к частичной, и затем к постепенному восстановлению адекватного «образа Я»» [11, с.357].
                Следует заметить, что в организме человека даже изображение с сетчатки глаза не передаётся в виде фотографии. Поэтому говоря об «образе» всегда следует помнить, что это слово метафора, аллегория, удобное иносказание о процессе передачи сигнала и его оформлении. Переводом линейного сигнала, например, с сетчатки глаза в память человека на образ, который больше похож на многомерную матрицу, записанную на коре полушарий, тоже занимается соответствующая самообучающаяся программа, которую осваивает ребёнок на первом году жизни.
                Но человек обладает не только мгновенной памятью, которая практически не участвует в логическом мышлении, анализе складывающихся жизненных ситуаций. Для решения проблем анализа складывающихся ситуаций человек использует долговременную память, которая способна сохранять длительное время всю необходимую для анализа информацию.
                Но долговременная память не имеет прямого выхода на информацию о самом организме и внешнем мире. Человек может получать необходимую для анализа в долговременной памяти и её блоке мышления информацию только через мгновенную память. Но если в мгновенной памяти информация сохраняется только до мгновения замены её новой, то долговременная память может хранить полученную информацию на протяжении всей жизни, даже не пользуясь ею периодически. Хотя степень сохранности информации в долговременной памяти может меняться, как от состояния здоровья личности, так и от времени её хранения.
                Другими словами, мгновенная память с её блоком мышления человека формирует сигнал, образ полноценности образа «Я, Эго». Но долговременная память и её блок мышления констатирует и устанавливает факт наличия сигнала образа «Я, Эго», а, следовательно, самого состояния сознания и производит операции с информацией, которые именуются «сознательным мышлением».
                Мгновенная память и её блок мышления, долговременная память и её блок мышления находятся у человека в разных частях головного мозга, функционируют каждый по отдельности в пределах выполнения своих функций, но в полном теснейшем взаимодействии. Само формирование сигнала о сознании ещё не определяет состояние сознания человека, а должно быть подтверждено долговременной памятью и её блоком мышления, сознательностью мышления!!!
                После гармоничного срабатывания двух памятей (мгновенной и долговременной) с их блоками мышления наступает состояние «ясного сознания», которое и определяют, как наличие сознания у человека. При этом мгновенная память выступает как идентификационная, а долговременная – как осознанно мыслящая относительно своего образа «Я, Эго» и «не-Я, не-моё».
                Мгновенная идентификационная память даже человеку даётся не от рождения, так как сознание ребёнка не появляется в первые часы жизни. Сознание формируется!
                Выготский Л.С., Лурия А.Р. и многие их последователи считали и считают, что в формировании сознания «центральную роль играет речь и слово»[11, с.318].
                Это трудно даже на сегодняшний день опровергнуть. Но и принимать в полной форме такое утверждение преждевременно. В вопросах становления сознания, создания программы самоосознания ещё много «белых пятен», которые ещё не высказали своё окончательное мнение.
                Поступление информации в мгновенную идентификационную память происходит от всех сенсоров, включая все органы чувств, которые при всём нашем желании не знают языка, слов и речи. Человек до сих пор не может многие ощущения выразить в словах, а порой даже определить источник беспокойства и дискомфорта. Все сенсорные информационные сигналы поступают в мгновенную идентификационную память в аналоговой форме, без какого-либо перевода на язык. Все сигналы поступают каждое мгновение по множеству каналов «точка в точку» в проекционную зону коры головного мозга [11, c.71].
                Часть информации из мгновенной идентификационной памяти, но выборочным путём, перенаправляется для перепроверки блоками «внимания – воли», которые устроены организационно по принципу колец «Vitalis», в долговременную память, которая и производит перевод информации на «язык, речевой сигнал». А так как мгновенная память ежемгновенно производит сбор информации и из долговременной памяти, то из долговременной памяти информация поступает в мгновенную память уже на том или ином социальном языке. Это позволяет многим исследователям говорить, что для сознания обязательны знания и владение социальными языками.
                Но это совершенно не так! Для мгновенной памяти важна сама информация от всех участков тела, сенсоров и совсем не обязательно, чтобы эта информация была на социальном языке общества. Хотя, конечно, работать с человеком, который владеет социальным языком экспериментатора, гораздо проще и удобнее.
                Наличие информации в аналоговой и языковой формах не является препятствием для установления сознания, «образа-Я» мгновенной памятью. Для мгновенной идентификационной памяти и её блока мышления главным является определение полноты заполнения «образа-Я», а не логическая обработка поступившей информации. Обработкой поступившей информации обязана заниматься долговременная память с её блоком мышления, которые не являются определяющими в становлении состояния сознания, хотя без их участия, их информации не может быть полноты «образа-Я» и «не-Я, не моё».
                Именно такая ситуация наступает в моменты, когда человек отлежит во сне свою конечность. При этом исчезает сигнал от пережатой руки в мгновенную память. Восстановление сигнала наступает после пробуждения через некоторое время. В этот промежуток (от пробуждения до восстановления сигнала от пережатой конечности) времени человек может видеть не ощущаемую руку, трогать её другой рукой. При этом по одним ощущениям имеется факт отсутствия руки, а по другим её наличие. Выявляется факт разночтения ощущений только долговременной памятью и её блоком мышления.
                Человек может и по своему желанию отключать своё сознание. Такой процедурой является сон. Включение сознания после сна происходит тоже не мгновенно, хотя его мгновенная память хранит последнюю информацию запечатлённую до засыпания или во время сна. Человек просыпаясь, получает новую информацию последнего мгновения, которая по многим позициям не совпадает с той, которая была в проекционной зоне коры головного мозга перед засыпанием и во сне.
                Это приводит человека к замешательству. Человеку необходимо время для обмена информации в мгновенной памяти и анализа какой-то важной её части в долговременной. Этим часто пользуются в военных условиях, стараясь застать противника «врасплох», в мгновения перезаполнения мгновенной памяти после просыпания.
                В период взросления ребёнка его мозг увеличивается более чем в 3 раза. Наряду с увеличением мозгового вещества в этот период происходит и развитие многих самообучающихся программ, которые заполняются вариабельной информацией социума или не заполняются. Самообучающиеся программы тем и отличаются от детерминированных, что они могут и недополучить какую-либо информацию без летального исхода для личности.
                И в зависимости от своевременного наполнения памятей самообучающихся программ мы имеем и соответствующие личности. При этом недоразвитие самообучающихся программ, недополучение в них информации в период развития, чревато куда большими отрицательными последствиями, чем недополучение знаний и опыта в долговременную память. Ярчайшие этому примеры: воспитание детей в среде животных, в семьях алкоголиков, обретение детьми творческих, музыкальных, художественных способностей в детстве. Всё это в современном мире породило пословицу, что нет талантливых детей, а есть талантливые родители. И жизнь очень стабильно подтверждает это мнение.
                Самообучающиеся программы свои незаполненные своевременно блоки памяти или консервируют, или перепрофилируют, закрывая в дальнейшем все возможности их развития. Недоразвитость некоторых самообучающихся программ может отрицательно сказаться и на становлении полноценного сознания человека. А это уже влечёт за собой нарушение выполнения всех психических функций.
                Сознание, а ещё точнее, самоосознающая программа, является интегрирующей, суммирующей программой для всех самообучающихся программ.
Сознание – это способность живого организма к установлению эгоцентричных координат личности в материальном и информационном мирах.
                В человеке самоосознающая программа – сознание создаёт связку всех самообучающихся программ между собой и, образно выражаясь, создаёт прочное этажное перекрытие, уровень, на котором разыгрывается социальная сознательная информационная жизнь людей в обществе.
                Недоразвитость сознания других живых организмов связана в первую очередь с недоразвитостью их мгновенной памяти и неполнотой развития участка мозга, отвечающего за формирования матричного, голографического «образа-Я» и «не-Я». Недоразвитость мгновенной памяти проявляется в совершении поступков, которые приводят живые организмы к самоуничтожению, ранениям, смертельным травмам. Эти факты указывают не на риск живого организма ради жизни, а на отсутствие информации об опасности для его жизни. У человека такое состояние можно наблюдать, если ослабить мгновенную память психотропными веществами (например: море по колено в пьяном состоянии). Пьяный человек в первую очередь теряет чувствительность многих органов чувств, что лишает его долговременную память возможности адекватно реагировать на складывающиеся обстоятельства. Если учесть, что долговременная память получает информацию только из мгновенной памяти, то именно выход из нормального режима функционирования мгновенной памяти ведёт к потере сознания в полном или частичном виде. Неполный, частичный «образ-Я» позволяет долговременной памяти и её блоку мышления принимать решения, которые часто ведут к значительным травмам и даже к смерти человека и именно по причине той области, которая лишена хотя бы частично информации.
                Если самообучающаяся программа в обязательном порядке имеет дополнительную память и блок мышления, которые получая новую информацию, корректируют вывод, решение блока мышления архивной, наследственной памяти и её программы, не меняя саму суть её программ, то в области блока сознания осуществляется только формирование «образа-Я» и его результирующего тензорного, объёмного, голографического сигнала. Блок сознания, включающий мгновенную память и свой блок мышления не производит логических операций с поступающей информацией и отвечает только за формирование «образа-Я» в противопоставлении к «образу-неЯ». Полнота этих сигналов определяет полноту сознательного мышления, которое осуществляется долговременной памятью с её блоком мышления. Становление сознания осуществляется во времени ступенчато до осуществления сознательного мышления.  Вначале человек приходит в сознание, а уже затем начинает сознательно мыслить. Нарушение последовательности становления сознания и мышления является основным признаком патологии сознания.
                Это позволяет говорить и утверждать, что блок, отвечающий за становление сознания, организационно находится над всеми самообучающимися программами и блоками, их осуществляющими, но под блоком долговременной памяти и её блоком мышления. Блок сознания является организационно уровнем, разделяющим самообучающиеся программы от долговременной памяти и её блока мышления, которые являются аналитическим центром всего живого организма.
                Сон является технологической операцией разгрузки и отдыха мгновенной памяти и её блока мышления. В момент сна вся информация мгновенной памяти начинает работать как бы на себя, производя успокоение информационных потоков в блоке мышления мгновенной памяти. Уменьшается интенсивность информационных потоков от сенсоров и всех органов живого организма, включая и долговременную память с её блоком мышления.
                В то же самое время интенсивность работы долговременной памяти нисколько не уменьшается, но приобретает спонтанный, не управляемый характер, что в первую очередь связано с отключением афферентно-эфферентных линий связи между мгновенной и долговременной памятями, выполненных в виде колец «Vitalis» и выполняющих роль функций, которые в психологии именуются, как воля и внимание. Отсюда появление снов, в основном не реальных, фантастических и не всегда запоминаемых, осознаваемых, так как не доходящих полностью до «отдыхающей» мгновенной памяти.
                Всё вышеизложенное показывает, что создание искусственного интеллекта лежит не в области увеличения памяти и увеличения скорости переработки информации, а в организации процесса сбора, распределения информации о внутреннем и об окружающем мире, и выделение информации внутреннего мира по отношению к внешним материальному и информационному мирам.
                Другими словами «Сознание» есть процесс установления эгоцентричных координат вычислительно-логического аппарата по отношению к внешним материальному и информационному пространствам. А каким это будет аппарат: биологическим, энергетическим, полевым – уже практически не будет иметь большого значения. Это будет живой организм, способный сам себя осознавать, жить, существовать!!!
 
 

                  Список литературы:

1. Атеистический словарь, М.1985г.,
2. Библия, М.2004г.,
3. Гиппенрейтер Ю.Б. и др. Психология памяти, М.2008г.,
4. Карвасарский Б.Д., Клиническая психология, М.2007г.,
5. Кондаков Н.И., Логический словарь, М.1971г.,
6. Леонтьев В.П., Новейшая энциклопедия персонального компьютера, М.2006г.,
7. Лурия А.Р., Основы нейропсихологии, М.1973г.
8. Никандров В.В., Психология, М.2008г.,
9. Самарин Ю.А., Очерки психологии ума, М.1962г.,
10. Смирнов А.А. и др., Психология, М.1962г.,
11. Хомская Е.Д., Нейропсихология, М.2008г.
12. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности, Т2, СПб,1999г.
13. Павлов И.П., Полн. собр. соч., Т3, М.1951г.