3.1. История законодательной деятельности в области охраны и использования объектов живой природы


 Человек начинает охранять растения и животных только тогда, когда их становится недостаточно для удовлетворения каких-либо потребностей.  Именно осознание  возможности утраты каких-либо ресурсов  ведет к развитию законодательной базы для их охраны и восстановления. Однако, опыт  показывает, что регулирование эксплуатации природных ресурсов, основанное только на законах, не решает всех проблем. История дает множество примеров разнонаправленной динамики природоохранных законов. От  бесконтрольного пользования переходили к строжайшим запретам вплоть до смертной казни за самовольную рубку леса или высылку за незаконную охоту, а потом  возвращались к  опустошительным - и законным! рубкам, в том числе и деревьев, заклейменных для рубки исключительно для государственных нужд.
 Анализ исторических аспектов охраны живой природы показывает, что несмотря на потребительскую  направленность человеческой деятельности, законы и нормативные акты в области охраны живой природы,  ориентирование на упорядочение использования природных ресурсов, как правило, не исполнялись. Связано это было, в частности,  с тем, что никогда  люди не были равны при пользовании природными богатствами, а следовательно ни в одном  обществе не было единой системы ценностей. Вот и анализ положительных примеров  законодательного регулирования  отношений  к дикой природе показывает, что они почти всегда имели место только в случаях, если законы, как это ни странно,  декларировали  общие гуманистические ценности и апеллировали не к разуму, а к сердцу.

3.1.1. Допетровское время

 Период от первых упоминаний о государственности на территории современной России и примерно до конца XII века связан с ни чем не ограниченным пользованием природными ресурсами. Например, в материалах по истории Древней Руси лес, как категория земель, упоминается крайне редко. Леса были естественным элементом ландшафта и не заслуживали специального летописного упоминания. В летописи чаще всего попадали более значимые для того времени угодья, такие, как пашенные и луговые земли, бортные и сенокосные угодья, бобровые гоны и т.п. И только там, древесины было недостаточно для жизнеобеспечения человека, например, в лесостепной зоне, лесные земли находили отражение в документах.
 

          В лесной и лесостепной зоне культ поклонения лесам, рощам, деревьям, рекам, озерам, колодцам зародился, когда протослявяне жили в основном за счет охоты, рыболовства и собирательства. Леса и водные пространства почитались ими как священные, дающие пищу и воду. В те времена существовали "священные рощи", "заповедные" места - большие участки леса.


 Обилие лесов давало возможность создавать простейшие заградительные сооружения - засеки - из поваленных друг на друга деревьев. Архиепископ Бруно в письме, датируемом 1008-1009 гг., к германскому императору Генриху II указывал, что русской государство "для безопасности от неприятеля, на очень большом пространстве, обведено со всех сторон, самыми завалами [засеками - sepes. В.Т.]". Это, по-видимому, является первым письменным упоминанием о такого рода укреплениях (ПИКГ, 1936). Засеки, как и другие заповедные леса, являлись своеобразным резерватом для зверей и птиц.

Заповедные рощи были общинными. Основанный на суевериях запрет на использование таких рощ способствовал размножению и последующему расселению в другие места различных животных, пополняющих скудеющие запасы дичи. Здесь же было изобилие лекарственных трав, становившихся редкими растений, а также ягод, грибов, кореньев.
 Торговые пути, проходившие по Руси, были ответвлениями "Великого шелкового пути", две основные ветви шли по Волге и Днепру. Предметами внешней торговли в первую очередь были продукты леса: пушнина (бобра, соболя, горностая, лисицы, белки и т.д.), а также мед, воск, ловчие птицы (соколы, ястребы и др.). Поэтому охрана собственности на лесные угодья, места охоты, бортничества, рыболовства ставилась наравне с сельскохозяйственными землями. Собственность охранялась на основании "Закона Русского" ("Правда Роськая", конец X в.). В отношении лесов немногие ограничения были связаны с заповедованием отдельных культовых рощ, "бортных ухожий", а также лесных массивов, отведенных для княжеской охоты.
В "Русской правде Пространной редакции" (1209 г.) из 121 статьи 10 посвящены защите прав собственности на лесные промыслы, и в первую очередь - бортничество (4 статьи). Кроме того, в законе были отражена ответственность за кражу собак, сетей птицелова, бобров, а также ловчих птиц,
которые ценились не ниже коня, были предметом гордости князей и часто являлись предметом экспорта (ПРП, 1952, вып.1, с.116).
Одним из первых проявлений закрепления права собственности на земли, леса
и воды явились жалованные, дарственные, купчие, духовные и другие грамоты. Первое известное упоминание о таких грамотах относится к концу XII века, когда один из Новгородских посадников Иван Фомин в 1181- 1182 гг. передал Муромскому монастырю "сенные покосы, и полешiе земли и воды, и полешiе лесъ". По спорному делу о владении Шенкурским погостом также упоминаются "...и земли i воды, и леса лешии, и реки и лешниi реки, и мхи, и озеры, и соколья гнезда..."
В Московской Руси (XV - XVII вв.) стали появляться специальные охранные грамоты, которые можно рассматривать как частный случай ограничений на те или иные виды пользования.
Например, в грамоте Вяжицкому монастырю, датированной 1477-1478 гг., монастырскому ключнику Якиму и крестьянам в Толвуе запрещалось промышлять в монастырских островах: "...леса не секите, сена не косите, зайцев не гоняйте, рыб не ловите, ягод ни губ не берите. А хто ослышается нашеи грамоты... тот буде лишен лотки и сетеи, а за свою вину даст нам рубль"  (ГВНП, 1949, с.306).
 В 1497 г. Иваном III был обнародован первый принятый от имени верховной власти письменный закон - Судебник. Однако из 68 включенных в него статей ни одна не содержала норм в отношении ответственности за нарушение пользования лесом ни в виде заготовки древесины, ни охоты, ни бортничества или других. Не содержал таких положений и Судебник 1550 г. Ивана Грозного. Но наряду с государственными законами существовали местные уставные грамоты, в которых такие упоминания были
Уставная грамота от 2 мая 1561 года Соловецкого монастыря крестьянам села Пузырева Бежецкого Верха предписывала: "А у которых крестьян на полях рощицы, и им тех рощиц беречи, а на дрова и жерды к изгородам не сечи..."
            В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем принято Соборное Уложение, объединившее в себе прежние законы и указы, постановления судов и другие юридические документы. Уложением, в частности (ст. 23, гл. 7), разрешалась "служилым людям" беспошлинная рубка в любых частных лесах. В то же время порубки и иные нарушения, такие, как порча птичьей привады, кража тетеревиного шатра, или "куропатной" сетки, порча или рубка бортного дерева, кража пчел и другие, строго наказывались. Например, статья 223 гласила, что если "кто по недружбе учнет в чьем лесу на станах огонь класти, и оттого в том лесу учинится пожар" и на причинившего ущерб "бортному деревью и пчелам, и зверь и птицы из того лесу тем пожаром отгонят" будет жалоба, то должна быть "на тех людех за такое пожарное разорение взяти пеня". В случае неумышленного поджога штраф не налагался.
 В исторических документах 14-17 вв. нередко упоминалась водоплавающая (лебеди, утки) и боровая (глухари, тетерева) дичь, ловчие птицы (соколы, ястребы, орлы). Орлы и ястребы были настолько ценными птицами, что во многих документах о землевладении упоминались не только бортные ухожья, леса, бобровые гоны, лосиные станы, но и "соколья" гнезда .
Для охраны мест, где охотился царь Алексей Михайлович, выделялись специальные заказники, лесные массивы, такие, как Лосиный остров, Измайлово. Ради сохранения гнездовий ловчих кречетов царь приказал 7 островов, вытянувшихся вдоль восточной части побережья близ современного Мурманска, считать "государевой заповедью".
 Из всех указов царя Алексея Михайловича об охране природы, по-видимому, лишь один относился к лесам - Указ 1649 г. "О сбережении заповедного леса в Рязанском уезде". Запретная для охоты зона вокруг Москвы была выделена царским указом в 1676 г., чтобы "около Москвы в ближайших местах со псовою охотою и в лесах птиц не стрелять". В царствование Алексея Михайловича, страстного охотника, было принято 67 указов об охоте, в которых говорилось о сроках, правилах и ответственности за нарушение привил охоты, о запретных зонах, ясаках, сборах, пошлинах, об исключительном праве царской охоты на некоторых зверей и птиц, и другие. Добыча ловчих птиц была царской монополией. Среди указов выделяется "Урядник или новое уложение и строение чина сокольничья пути" (1668 г.), который был не только сводом правил охоты, но и интересным образчиком дворцового этикета того времени.
 Интенсивная рубка лесов велась на строительства и отопление,  для нужд железно-рудного, гончарного, солеваренного, винокурного и других промыслов, лесохимических производств, среди которых выделялось наиболее древесиноемкое - поташное.
В связи с быстрым сокращением лесов, "порухами", чинимыми засекам и другим заповедным лесам, поташное производство в отдельных местах было запрещено. Например, статьей 250 (глава Х) Соборного Уложения 1649 года воеводам запрещалось самостоятельно отводить леса под поташные и смольчужные заводы. Несмотря на это, нарушения продолжались.  Помимо устройства засек, для предотвращения набегов неприятеля, в степи выжигали траву, чтобы лишить вражескую конницу питания: "Из Мещеры поле жечи... по обе стороны Суволы да к Елань-Суволе, и к Телеорману, и по обе стороны Телеормана вверх по Вороне". Однако в той же грамоте запрещалось выжигание травы "блиско от государственных украинных городов, лесов и лесных засек".
 Таким образом, для России описываемого периода можно выделить неявные, неосознанные начала природоохранной деятельности, происходящие от политических, экономических, социальных и духовных потребностей человека. В основном такие потребности можно сгруппировать в следующие категории, связанные с  культовым заповедованием отдельных лесных участков,   заповедованием и охраной мест гнездования ловчих птиц,  защитой прав собственности на бортные деревья,  охраной бобровых поселений,  ограничением пользования участками леса - местами княжеской (царской) охоты,  запрещением лесопользования в засечных (оборонных) лесах и охраной их от пожаров,  введением элементарных правил охоты.
 Положительным результатом такой деятельности являлось размножению в заповедных местах и последующее расселение различных животных, птиц, растений, грибов, а также введение первых в истории страны ограничений на добычу лесного зверя и птицы, ловчих птиц.

3.1.2. Петровская эпоха

 В царствование Петра I появилось более 200 указов, инструкций и других документов, связанных с охраной природы, в первую очередь -  рациональным использованием, охраной и воспроизводством лесов, его переработкой (например, директивное введение лесопиления вместо вытесывания досок из бревна ), подготовкой специальных кадров и т.д., причем половина из них относится к корабельным лесам. Забота о будущих потребностях российского флота в древесине делала лесные указы Петра Великого по сути природоохранными.

 Первые лесные указы Петра I, появившиеся в 1697-1703 гг. не имели общегосударственного значения. Однако особо следует отметить Указ от 30 марта 1701 года, которым впервые в России запрещалась расчистка леса под пашню и сенокосы на расстоянии 30 верст от сплавных рек. Указами 1718-1721 гг. забота об укреплении берегов рек от размывания была возложена на население , введены запреты на переработку древесины по берегам рек, "чтобы от тех щеп и сору оные речки не засаривались". Указом от 1719 г. наказание за загрязнение Невы предусматривалось в виде вечной ссылки на каторжные работы. В "Морском регламенте Петра Первого" много статей посвящено незагрязнению рек и морей.
Первым общегосударственным указом стал Указ 1 февраля 1703 года, требующий описания всех лесов "заповедных пород, к которым отнесены: дуб, клен, сосна, вяз, карагач, лиственница. При том сосну только такую, которая в отрубе в 12 вершков и больше", которые были бы пригодны для кораблестроения. Леса необходимо было описать "от больших рек в стороны на 50 верст, а от средних и малых рек, которые в те большие реки впали, а плавному ходу по ним можно, по 20 и по 30 верст..." .
Этот указ позже был несколько смягчен, но появились указания  на  заповедные дубовые массивы в Симбирской и Харьковской губерниях, где  деревья могли быть срублены только для казенных нужд, преимущественно - флота. За нарушения Указа полагалась смертная казнь. Два года спустя Петр I еще более смягчил положения Указа от 1703 года. Смертная казнь предусматривалась уже только за самовольную порубку дуба, за другие заповедные породы - ссылка на каторгу и денежный штраф.
В 1716 - 1722 гг. были заложены основы лесной администрации путем учреждения должностей лесных надзирателей из "добрых людей". Для осуществления ими своих полномочий, была разработана специальная инструкция. Это был первый в России государственный регламент по охране корабельных лесов, свод ранее изданных запретительных и лесоохранительных указов.
Указом от 6 апреля 1722 г. "О вальдмейстерах" впервые в России были введены должности лесничих - вальдмейстеров, и подлесничих - унтер-вальдмейстеров, каждый из которых "должен был иметь в своем участке от 2 до 3 тысяч крестьянских дворов". Введение этих должностей позволило упорядочить охрану лесов от незаконной деятельности населения.
В 1722-1723 гг. появилось большое количество указов, регламентирующих не только саму рубку, но и место (рубить не на болотах и очень сухих местах); состояние деревьев (рубить деревья свежие, у которых лист зелен, потому что желтизна - признак болезненности дерева); время (лес для постройки судов всегда рубить с ноября месяца) и т.д.
"Экономическая составляющая" указов (технические требования к качеству древесины) косвенно несла и природоохранную нагрузку. Известно, что рубка леса на избыточно увлаженных участках ведет к заболачиванию, на очень сухих - к большим проблемам с искусственным лесовозобновлением. Поэтому заготовка леса по снегу позволяет сохранить значительное количество или весь имеющийся под пологом леса подрост - новое поколение вырубаемого древостоя.
Издание 3 декабря 1723 года Обервальдмейстерской инструкции, включавшей всего 28 статей, придало лесному законодательству единство и стройность.  Примечательно, что статья 21 Инструкции повторяла предписание Петра I для уральских горнозаводских лесов Н. Демидова о разделении лесов на 25 или 30 участков: "из которых одно по другом погодно ж рубить сряду, и срубя паки лесною порослью запускать и уже отнюдь в тех местах недорослого не рубить, дабы покамест последний вырубят, к тому ж времени первый поспел..." Таким образом, 275 лет назад, когда в стране лесу было предостаточно, мудрый государь официально ввел принцип постоянства пользования лесом. Этот принцип - непреложный закон в природоохранной и экономической деятельности.
Статья 19 Инструкции предусматривала охрану лесов от пожаров, в том числе привлечение местного населения: "... 3. Буде же в лесу или в степи пожар учинится, то обывателям, которые того места в десяти верстах, повещая от деревни до деревни, неотложно к лесам, с принадлежащими вещами, чем тушить можно, бежать тот пожар тушить".
 Для восстановления вырубленных лесов засечной линии царскими Указами предписывалось: "В коих же местах леса были опустошены, все те места чистить, землю вспахать и засеять дубовыми желудями, запретив под жесточайшим наказанием порости их рубить, ломать и пр." Для сбережения лесов и использования порубочных остатков на лесосеках, валежа и сухостоя, были изданы указы, которые позволяли улучшить, говоря современным языком, санитарное, а также противопожарное состояние лесов. В те времена было  учреждено множество аптек, призванных обеспечить лекарствами в основном армию и флот, созданы аптекарские огороды и ботанические сады, для выращивания, интродукции, акклиматизации, создания коллекций и изучения привозимых из разных стран лекарственных и декоративных растений, которые в дальнейшем обогатили флору многих регионов России.  Кроме того, было положено начало садово-парковому строительству и озеленению улиц и дорог. Особо следует отметить озеленение дорог, которое разнообразило ландшафт, создавало укрытие для птиц и т.п..
Петр I, в отличие от своего отца, охоты не любил. Но указы в отношении этой "потехи" и промысла при нем издавались. Когда пошло снижение добычи соболя в Сибири, молодой царь в 1796 г. объявил соболя и прочую "мягкую рухлядь" монополией казны. В 1701 г. последовал указ о присылке в Москву живых соболей, вероятно для разведения их в неволе. В 1698 г. был повторен указ Алексея Михайловича о запрете охоты под Москвой, в 1700 г. - о заповедном режиме Измайлова, а Указом от 18 апреля 1703 г. - о наказании от штрафа в 100 рублей с высших чинов, до без всякой пощады ссылки "в Азов с детьми и женами на вечное житье" для нижних чинов за незаконную ловлю и отстрел птиц "в Измайловских лугах".
В 1714 г. последовал Указ в защиту лося, по которому запрещалось "стрелять и бить" лосей, а с нарушителей "взят будет штраф большой, да им же будет учинено жестокое наказание", а в1718 г. осуществлена попытка акклиматизации мелкой птицы в окрестностях Петербурга.
             Не была забыта и водная фауна. В 1704 г. был принят обширный "Устав о рыбной ловле". Запрещалось  ловить рыбу хищническими способами, как-то на перетяжку без наживки, путем устройства заколов-ловушек и т.п. В 1721 г. в ряде рек был введен запрет на лов - жемчужницы, на других - ограничен срок добычи. В 1722 г. сенатским указом были учреждены должности особых смотрителей за жемчужным промыслом
Петр I  был одержим целью построить регулярный флот. Сделав ее одним из краеугольных камней своей государственной политики, он заложил основы не только промышленности, но и  лесного хозяйства и природоохранного законодательства в России. В этот сравнительно короткий период в области природопользования, охраны природы, и ресурсоуправления были достигнуты  очевидные положительные результаты:
 


3.1.3. Полтора века проб и ошибок (от Петра 1-го до Правил охоты 1892 г.)

 Этот период в первые годы характеризовался восстановлением неограниченной свободы собственности и произволу в отношении лесов, но ужесточению мер в отношении охраны лесной фауны.

 Указами от 1727, 1732, 1735 гг. право охоты вокруг Петербурга, Царского Села и Петергофа все более ограничивалось. В январе 1737 г. сенат издал первое распоряжение о разведении (выпуске) под Петербургом зайцев, численность которых сильно сократилась . Одновременно с запрещением отстрела, ловли и травли зайцев в окрестностях Петербурга и Петергофа в радиусе 100 верст, "партикулярным людям" запрещалось ловить и стрелять серых куропаток в радиусе 200 верст, а остальных птиц - в радиусе 100 верст от Петербурга  (Соловьев Д.К., 1992).
В 1731 г. Анной Иоанновной срок охоты на лосей был ограничен на всей территории европейской части России, а отстрел молодых лосей был запрещен повсеместно. В 1737 г. было запрещено ловить и стрелять лосей в Петербургской и Новгородской губерниях, а в 1740 г. был подготовлен указ о запрещении охоты на лосей по всей территории России и Лифляндии
 С момента вступления на престол Императрица Елизавета Петровна повелела строго исполнять все начинания отца, заявив о "возобновление прежде выданных указов". Подтверждались старые и вводились новые запреты на охоту в окрестностях Петербурга и Москвы, на территориях современных Владимирской, Ярославской и Костромской областей. В 1773 г. Екатериной II введен запрет на добывание лосей для европейской части России: "...Лосей нигде, ни в какое время и никому отнюдь не стрелять, ничем не убивать и не ловить".
В первом законе о времени охоты 1773 года,  устанавливались сроки охоты на дичь: с 1 марта до Петрова дня нигде и никому "во всем государстве зверей и птиц (кроме хищных, из зверей - медведей, волков и лисиц, а из птиц - коршунов, ястребов, ворон, галок, воробьев и других тому подобных) как тенетами, цевками, петлями, кляпами и никакими тому подобными инструментами и ямами не ловить, так и с собаками не ездить и не стрелять" (Соловьев Д.К., 1992). Эти сроки действовали на протяжении более 150 лет.
В 1766 году вышли указы о генеральном межевании, которые следует считать важным пунктом в формировании государственного ресурсопользования и ресурсоуправления, так как были получены первые достоверные планы различных земельных объектов, в том числе и лесов. Кроме того, генеральное межевание дало толчок не только к учету земельных угодий, но и к активизации деятельности по учету и определению ареалов зверей и птиц, встречавшихся в том или ином землевладении. В экономических примечаниях к генеральному межеванию приводились списки выявленных птиц и зверей.
 В конце 60-х годов начались знаменитые экспедиции Академии наук России, возглавляемые академиками С.Г. Гмелиным, И.И. Лепехиным, П.С. Палласом, И.П. Фальком. Результаты этих экспедиций трудно переоценить, так как они дали богатый материал о местах распространения и среде обитания животных в то время. Дополнительные сведения о фауне давали ответы на запросы Академии наук по географии различных местностей, распространенные в начале 80-х годов. Из разных уездов поступали сведения о том, какие звери, птицы, пресмыкающиеся и рыбы там водятся, какой ущерб причиняют медведь и саранча.
 В 1782 г. был принят печально известный указ,  предоставивший частому лесовладельцу "всевозможную свободу пользоваться по лучшему его изобретению всеми лесами, кои в собственных его дачах произрастают", начинается ничем не ограниченная рубка лесов. Особенно пострадали корабельные леса, так как, "хотя бы оные до сего и заповедными признаваемы, а потому заклеймены были", оказались предоставлены на полную волю частных лесовладельцев.
                 С. Ведров писал, что "1782-м годом кончается в России история лесоохранения и начинается, с одной стороны, история управления казенными лесами, а с другой - печальная летопись истребления частных лесов их собственными хозяевами".
  Поступавшие жалобы на повсеместное истребление корабельных лесов привели к коренной реформе лесного управления. Указами Императора Павла I 1798 года "Об обращении в ведение Адмиралтейской коллегии всех казенных лесов и всех Форстмейстеров и Вальдмейстеров" созданием "при Интендантской Экспедиции особого Департамента для лесной части", который в официальной переписке стал именоваться Лесным Департаментом, положено начало новому периоду государственного управления лесами России.
В течение первых четырех лет деятельности Лесного Департамента было издано более 70 указов и повелений в отношении лесных вопросов.После передачи в 1802 г. Лесного Департамента из Адмиралтейств-коллегии в ведение Министерства финансов был утвержден проект "Устава о лесах". 10 октября того же 1802 г. Александр I издал указ (на французском языке), который положил начало охране зубра в России: "Ввиду особой редкости породы дичи, именуемой зубром, запрещается рубить деревья в Беловежской пуще".  Десятилетнее пребывания Лесного Департамента в составе Министерства финансов (1802-1811) позволило решить ряд практических вопросов, связанных с укреплением лесоуправления. Были созданы учреждения лесного образования, усовершенствовано законодательство, введена единая во всем государстве система штрафов с самовольных порубщиков лесов, общие правила для продажи казенного леса. Начались и первые опыты по лесоустройству наиболее ценных казенных дач.
В 1832 г. "Свод Устава Лесного" был включен в Свод Законов Российской Империи и издано "Положение о постоянной лесной страже по ведомству министерства Финансов". Лесная стража освобождалась от государственных податей, земских и рекрутских повинностей и от военного постоя. Срок службы определен в 20 лет. В 1839 г. было издано "Положение о Корпусе Лесничих».
               В этот период были заложены основы высшего и среднего лесного образования. В 1846 г. открылись егерские училища и лесная стража стала пополняться  их выпускниками.
 Прилагаемые усилия стали давать отдачу. В середине 19-го века наметился  рост площади возобновившихся лесосек и прогалин. Положительную роль сыграл Сенатский указ от 28 марта 1850 года "О поощрении государственных крестьян к разведению лесов", множество постановлений, связанных с рубкой леса в разных губерниях, очисткой лесосек, платежах пошлин, льготных и безденежных отпусках леса, сплаве леса и сплавных билетах, торговле лесом за рубежом и т.д.
В 1855 г. был утвержден императорский "Наказ" Министру государственных имуществ, который выражал собой цели лесной политики в тот момент. Граф П.Д. Киселев, возглавлявший это Министерство с 1837 по 1856 гг. "на казенные леса  смотрел с общей государственно-экономической точки зрения, по влиянию их на климат, на плодородие поколений топливом и строительными материалами. Он считал своей обязанностью охранять государственное достояние от незаконного завладения и пользования, от перехода тем или другим способом в частное владение; сверх того, леса он берег от истощения неумеренными порубками, несмотря на то, что этим самым он ставил препятствия к возрастанию доходов от лесов, и тем самым оправдывал упрек, который ему делали его порицатели".
После отмены крепостного права состояние лесов резко ухудшилось. Причинами стала отмена крепостной повинности по лесоохранению, запрещение бесплатного использования крестьян на лесоустроительных, лесокультурных и иных лесных работах, а также появление больших площадей крестьянских лесных наделов. Ряд  документов, появившихся после отмены крепостного права ",  имел целью нивелировать эти явления. Была введена повсеместная наемная лесная стража из лесников и объездчиков по охране казенных лесов, ограничено права лесовладельцев на своевольное отчуждение лесных земель и перевод их в другие виды пользования, впервые были выделены водо-охранные леса.
             В "Положение о сбережении лесов" 1888 г. впервые признавалась природоохранная роль лесов. К защитным лесам и кустарникам  отнесены:
 - сдерживающие сыпучие пески вдоль рек, каналов, водохранилищ, прибрежной морской зоны;
 - защищающие населенные пункты и пути транспорта от заносов, обрабатываемые земли и угодья;
 - предотвращающие берега водных объектов от обрывов, размывов и повреждений ледоходом;
                - произрастающие на горах, крутизнах и склонах, предотвращающие обрывы земли и скал, препятствующие размыву почвы, образованию снежных лавин и быстрых потоков.
Первым полным и охватывающим почти все стороны охотничьего дела  законом были Правила об охоте   1892 г. , которые действовали вплоть до революции 1917 г.
             Действие Правил распространялось на все роды охоты и все губернии. Охота не ограничивалась поземельным цензом. Право охоты было обложено трехрублевым налогом в год, полиция выдавала охотничье свидетельство сроком на 1 год. Чинам лесного ведомства и казенной лесной страже, лесничим, лесным и охотничьим сторожам частных владельцев и охотничьих обществ, а также охотничьей прислуге по заявлениям хозяев охотничьи свидетельства выдавались бесплатно.
 Обязанность наблюдения за исполнением правил о производстве охоты была возложена на полицию, чинов лесного ведомства, лесную стражу, лесных, полевых и охотничьих сторожей и др.
            За нарушение правил охоты отбирались убитая дичь и орудия лова,  ружья. Лесной страже запрещалось держать гончих и борзых собак. Интересно отметить, что сбор за охотничьи свидетельства, равно как и штрафы, за нарушение правил (кроме штрафа за убой зубра) относились в специальные средства Министерства внутренних дел для образования капитала, направляемого на исполнение упомянутых правил.
По Правилам полностью закрывалась охота на зубра и самок лося, оленя, диких коз, а также телят этих пород в течение одного года. Запрещалась охота на копытных и птиц в период размножения. Рекомендовалось истреблять всех хищных зверей и птиц в течение всего года, что с современной точки зрения неприемлемо.
            К хищным зверям были отнесены медведь, волк, лисица, шакал, барсук, песец, хорек, ласка, выдра, норка, горностай, куница , росомаха, рысь, дикая кошка и белка. К хищным птицам - орел, беркут, сокол, кречет, все ястребы, сорока, ворон, ворона, галка, сойка, ореховка, сорокопут, филин, совы и воробьи. Правилами сделана была оговорка для Сибири, ибо там промысловая охота фактически ничем и никем не ограничивалась.
К числу активных мер сохранения и разведения зверей для охоты или получения иных продуктов можно отметить образование зверинцев в естественных условиях.
           На острове Аскольда близ Владивостока. в 1890 г. был создан  зверинец Владивостокское общество любителей охоты разводило и охотилось на пятнистых оленей, а на полуострове Янковского, в оленьем зверинце изучалось ведение оленеводства и велась заготовка пантов. В 1854 году в Новгородской губернии на водоразделе Ладожской и Волжской систем. Был создан Никольский  казенный рыбоводный завод.  Здесь было 10 прудов и опытное озеро Пестово,   изучались проблемы практического рыбоводства и акклиматизации рыб для последующего регулирования рыбных запасов указанных бассейнов. При заводе имелась школа для подготовки рыбоводов.
Таким образом в рассматриваемый период  были приняты основополагающие законы, прямо или косвенно повлиявшие на положение дел в области охраны природы, растительного и животного мира. Были введены первые жесткие ограничения на охоту как по видам дичи, так и месту охоты,  началось разведение и выпуск на свободу отдельных охотничьих животных, введены законы о запрете охоты на лося, об охранении зубра, закон о сроках охоты.  Начатое Генеральное межевание дало толчок работам по учету и определению ареалов зверей и птиц, начались исследования распространения и среды обитания животных.

3.1.4. От Правил охоты 1992 г. до первого заповедника в 1916 г.

 В 1892 году  приступила к работе знаменитая "докучаевская" особая экспедиция, образованная при Лесном Департаменте "для испытания и учета лесного и водного хозяйства в степях России" и "для исследования источников главнейших рек" с целью улучшения условий земледельческой культуры при помощи лесов. Опубликованные за четыре года 18 томов отчетов "Особой экспедиции" положили начало научному земледелию, лесному опытному делу в России, организации водного хозяйства. Одновременно работала другая экспедиция под руководством А.А. Тилло, изучавшая непосредственно водный режим истоков главнейших рек европейской части России в связи с лесами.
 Учрежденному в 1894 г. Министерству Земледелия и Государственных Имуществ было "вверено заведывание сельскохозяйственною, лесною и горною промышленностью, а также государственными имуществами". Такое объединение потребовало упорядочения ведения лесного и охотничьего хозяйства, в связи с чем был начат  пересмотр закона об охоте 1892 г. Работа велась несколько лет, но представленный "Проект закона об охоте" встретил сильную оппозицию, особенно охотников-промысловиков и   так и не был принят.

Отдельным вопросом стоит охотничий промысел в морской и прибрежной зоне. В начале ХХ века большое беспокойство вызывала численность морских котиков. В результате, в 1911 г. между Россией, США, Великобританией и Японией была заключена Вашингтонская конвенция о международной охране котиков, которая на 15 лет запрещала их добычу к северу от 30 параллели с.ш., включая воды Берингова, Камчатского, Охотского и Японского морей.
В 1905 году был принят новый Лесной устав, содержащий 815 статей. Устав был важной вехой в развитии как лесного, так и природоохранного законодательства России. Однако он был громоздок, грешил мелочной регламентацией и даже откровенными архаизмами типа статей из Уложения 1649 года. В течение нескольких лет продолжалась серьезная работа над новым Уставом. Принятый в 1913 г., он содержал 481 статью, сгруппированную в шесть книг.
 Уже в 1905 г. Московское общество испытателей природы выпустило постановление о необходимости сохранения памятников природы. В 1912 г. при Императорском Русском географическом обществе была образована постоянная Природоохранительная комиссия под председательством Статс-секретаря А.С. Ермолова. В 1913 г. после международной конференции в Берне была образована Совещательная комиссия для международной охраны природы, в которой деятельной участие принимала Россия.
История заповедников в России началась с мер по охране и восстановлению ресурсов соболя.
            Правительственным постановлением от 16 апреля 1912 г. признавалась "неотложность выделения охранных участков, так называемых заповедников, которые служили бы местом для спокойного существования и размножения соболей и центром их расселения в прилегающие охотничьи районы". Буквально следом появившийся "Закон об установлении ограничительных по охоте на соболя мер" запретил охоту на соболя с 1 февраля 1913 г. по 15 октября 1916 г. Закон предусматривал ответственность не только за добычу, но и, более строго, за перевозку, сбыт, хранение и т.д.
В 1916 г. вышло постановление Совета  Министров октября "Об установлении правил об охотничьих заповедниках", по которому право" образовывать на землях единственного владения казны заповедники для сбережения охотничьих и промысловых зверей и птиц" предоставлялось Министру земледелия Собрание..., 1916), а  ведение охотничьего и лесного хозяйства на землях заповедников определялось инструкциями Министерства земледелия.
В 1914-1915 гг. работали первые охотустроительные экспедиции - Баргузинская и Саянская, с 1916 года к работе приступила Камчатская экспедиция. В 1916 году по результатам экспедиции был создан первый в России Баргузинский заповедник, а также выделены Саянский охотничий заповедник и Казыр-Сукское промыслово-охотничье хозяйство.
 Таким образом, в дореволюционный период, в России сложилась определенная государственная лесная и природоохранительная политика, лесное и охотничье законодательство, система лесоуправления, начала формироваться сеть особо охраняемых природных территорий. Несмотря на широкое распространение и крепкие устои частной собственности в России, природоохранительная политика государства, действующая в интересах общества, его будущего, в общем-то, благосклонно принималась населением страны.

3.1.5.  От "Декрета о земле" 1917 г. до закона
"Об охране природы в РСФСР" в  1960 г.

 Сразу после Февральской революции 1917 г. начались определенные разногласия государства и общества в вопросе о праве на охоту, особенно на государственных землях. В то же время, в мае 1917 года на Втором съезде лесоводов было признано "желательным отменить право собственности на леса и установить, что все леса без исключения должны быть имуществом национальным, предназначенным для удовлетворения нужд населения..."

       Четко выраженная лесоводами на Втором съезде позиция привела к при национализации лесов, проведенной согласно второй статье "Декрета о земле" 1917 года. По ней было установлено, что леса, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства (национализируются), а все мелкие леса переходят в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления (муниципализируются).
Последовавшие вслед за этим реорганизация всей системы хозяйствования в стране привела к введению административных и командных методов управления. Несмотря на многие недостатки, это привело к унификации не только принимаемых решений в различных отраслях народного хозяйства, но и их исполнения на местах.
 Первыми советскими органами управления лесами стал  Центральный Лесной Отдел, впоследствии  - Центральное управление лесами в составе Народного Комиссариата Земледелия, первыми государственными органами охотничьего хозяйства  - секция охоты при ВСНХ (Москва) и отдел охоты при Комиссариате земледелия (Петербург).
За подписью В.И.Ленина в 1918 г. появляется документ, в котором говорилось:
 "... что лесных специалистов нельзя заменить другими без ущерба для леса и тем самым - для всего народа: лесное хозяйство требует специальных технических знаний;
 ... что наследие несчастной войны оставило громадные площади оголенных мест, которые необходимо, в интересах народа, немедленно засадить и засеять лесом;
...что все леса нужно привести в известность, описать и организовать в них хозяйство;
...что все леса не составляют собственности ни сел, ни уездов, ни губерний, ни областей, представляют собой общенародный фонд и ни в коем случае не могут подлежать какому-либо разделу и распределению ни между гражданами, ни между хозяйствами".
В том же 1918 г. вышел декрет "О лесах", известный также под неофициальным  названием "Основного закона о лесах".
 Законом "всем гражданам представлялось равное право: на пользование лесом с временной оплатой по корневым ценам, на побочные пользования и свободный вход в леса; при этом каждый гражданин обязывался содействовать лесовозращению и охране лесов  и обязан был всеми доступными средствами охранять леса от пожаров, потрав, порчи, нападения насекомых и т.п."
Закон о лесах стремился привлечь массы населения к широкому участию в построении и улучшении лесного хозяйства. Для этого требовались определенная степень развития, большая сознательность и правильное понимание государственного значения лесного хозяйства. Наряду с эксплуатационными лесами закон предусматривал выделение "защитных лесов", пользование в которых ограничивалось. В тоже время закон носил явный политический характер, так как в основе содержал принцип социализации, и это при сильном ослаблении роли или полной ликвидации лесной охраны.
 В 1919 г.  циркуляром Наркомзема обращалось внимание на сохранение тех лесных массивов, которые могут стать национальными парками и памятниками природы, а также охрану ценных пород деревьев. Кроме того, местным органам лесного хозяйства предлагалось дать предложения о выделении и образовании национальных парков, заповедников, памятников . В том же году был учрежден первый советский заповедник - Астраханский .
 После революции большинство населения искренне верило, что все запреты на охоту и другие виды природопользования ушли вместе с царским режимом. Именно поэтому  серия Декретов Совета Народных Комиссаров 1919 г. о сроках  охоты, праве на охотничье оружие положила начало новой странице в деле охраны природы (СУ РСФСР, 1919). В 20-е годы появилось множество  документов, предписывающие проведение лесовосстановительных работ,  выделение водо-охранных лесов, охрану особо ценных природных объектов, регламентирующих лесопользование и другие виды деятельности. Однако, общий социально-политический фон в стране не позволял воплощать в жизнь эти полезные документы. Обнищание народа не способствовало бережному отношению к природе с его стороны. Вместе с тем, опустение значительных территорий, вызванное гражданской войной и вынужденными миграциями населения, в ряде случаев способствовало  своеобразному «заповеданию», сохранению и даже восстановлению ресурсов живой природы.
          Документы 20-х годов по охране природы
1921 г. - Постановление Совета Труда и Обороны "О борьбе с засухой" предписывало Наркомату земледелия принять экстренные меры по борьбе с засухой путем агрономических и лесоводственных мероприятий (разведение леса на песках, создание лесных снегосборных полос, охрана и защита лесов и т.д.), ставилась задача выделения водо-охранных лесов.
В том же году - декрет "Об охране памятников природы, садов и парков", которым разрешалось объявлять заповедниками и национальными парками участки природы, замечательные своими природными особенностями и представляющие собой научную и культурно-историческую ценность.
1922 г. - "Правила производства охоты, ее сроки и способы", образован Всероссийский производственный союз охотников, учреждено Центральное управления по делам охоты (Центрохота) Наркомзема  и  его местные органы (Губохоты).
1923 г.  - введен в действие Лесной Кодекс РСФСР, содержавший 7 разделов и 73 статьи.
 1924 г. - декрет "Об учете и охране памятников искусства, старины и природы", разработана соответствующая инструкция "Об учете и охране памятников природы", организованы первые заказники (СУ РСФСР, 1924). Учреждено Всероссийское общество охраны природы (ВООП), ставшее массовой добровольной организацией и внесшей большой вклад в дело воспитания бережного отношения к природе, привлечения населения к охране,
правильному использованию и  восстановлению природных ресурсов.
1925 г. - декрет "Об охране участков природы и ее отдельных произведений, имеющих преимущественно научное и культурно-историческое значение" (СУ РСФСР, 1925).
1926 г. - начала действовать первая советская лесоустроительная инструкция, в которой впервые четко была определена важность изучения лесных промыслов района, в особенности - охота: ..."особенности животного мира в данной местности, в его отношении к лугам, лесам и возможным полям, а также в отношении промысловых охот",... "виды промыслового зверя и птиц, способы охоты, размер ежегодной добычи и ценности отдельных ее видов, проводимые мероприятия для государственного регулирования промысла и обеспечения постоянства пользования, условия, способы и рынки сбыта, значение охотничьего промысла в общем бюджете населения". (Инструкция..., 1927, с.105-106, 123).
1929 г. Наркомат просвещения РСФСР принял первое Типовое положение о заповедниках. К началу 30-х годов в России имелось 30 государственных заповедников.
В 30-е годы  в стране начались работы по «приумножению» богатства отечественной фауны.  Идея была довольно простой - истребление одних  («вредных») и расселение других  («полезных») видов. Но на  практике все оказалась гораздо сложнее. Потребовались поистине титанические усилия ученых-зоологов для исследования особенностей биологии различных видов животных, механизмов формирования популяций и внедрения чужеродных видов в природные сообщества.  Идея об акклиматизации послужила основой для множества  фундаментальных  зоологических трудов, развития зоологии  и экологии. В то же время, акклиматизационные мероприятия нельзя рассматривать как «позитивный опыт» сохранения биоразнообразия. Скорее наоборот, инициативы 30-х гг. по «улучшению» фауны - «экологическая бомба» для природных экосистем.
Оценка риска генетического загрязнения аборигенных популяций со стороны интродуцированных или реинтродуцированных видов или подвидов затруднена.  В России реинтродукция в природу видов, исчезнувших в отдельных регионах по различным причинам, рассматривается как один из способов сохранения и восстановления биологического разнообразия. Примеров положительной реализации реинтродукции достаточно много:
Существенные негативные последствия для биоразнообразия России имели широкомасштабные эксперименты по интродукции животных и растений в 30-50-х гг. нашего века под девизом «обогащения» флоры и фауны страны. Анализ их генетических, экологических и других  влияний позволит в будущем оценить реальные изменения биоразнообразия России в результате этих действий. Многие из этих изменений оказались трудно предсказуемыми. Например, из многочисленных экспериментов по выпуску млекопитающих в новые районы обитания натурализация видов произошла лишь в нескольких случаях: Экологические и генетические последствия непреднамеренной интродукции еще менее предсказуемы, чем реинтродукции и преднамеренной интродукции. Примеры экологических кризисных последствий, в первую очередь для сельского и лесного хозяйства России, показывают инвазии видов-интродуцентов.
 В конце 20-х - начале 30-х гг. началась акклиматизация канадской ондатры в естественных условиях (Соловецкие острова, и о. Карагинский близ Камчатки, 1927 г.) и неволе (вольерах 1-го Пушкинского зверосовхоза, 1929 г.), а также аргентинской нутрии (вольеры 2-го Московского зверосовхоза, д. Салтыковка, 1930 г.). В 1927 г. было утверждено Положение о Воронежском государственном бобровом заповеднике  (Заповедники..., 1989).
(О расселении соболя, бобра, овцебыка см. отдельные разделы 2.1.)
В 30-годы осуществление принципа непрерывности пользования лесом было проблемой. Леса были подчинены многочисленным наркоматам, из-за чего требования,  заложенные в Декрете о лесе 1918 года, не соблюдались.  Однако, в  1931 г. были выделены леса лесокультурной и водо-охранной зон, которые начали приводить в порядок, и их состояние значительно улучшилось. Выделение водо-охранных лесов благотворно отразилось не только на состоянии берегов, но и на водной фауне. Это нашло отражение в лесоустроительной инструкции 1938 года, в которой спустя 50 лет были повторены основные положения Лесоохранительного закона 1888 г.
Лесное хозяйство в водо-охранной зоне должно быть направлено на "1) регулирование поверхностного стока вод, а также уровня и движения грунтовых вод, борьбы с засухой; 2) защите берегов рек, оврагов и горных склонов от размывов и смывов почвы; 3) борьба с сыпучими песками". Были выделены леса запретной полосы по берегам рек на расстоянии от 4 до 20 км и леса водоохранно-эксплуатационные (Инструкция..., 1938).
Один из важнейших для охраны лесов и природы  вообще документ был принят в разгар Великой Отечественной войны - в 1943 г. Это было Постановление СНК СССР "О порядке отвода лесосек в лесах государственного лесного фонда СССР и о лесосечном фонде на 1943 год".
 
Впервые  леса государственного значения были разделены на три группы.  Для каждой группы лесов был установлен особый порядок пользования, который сохранился и до сегодняшнего дня. К первой группе отнесены  леса, выполняющие защитные, санитарно-гигиенические и другие специальные функции. В ряде категорий лесов первой группы согласно законодательству рубки главного пользования (РГП) не ведутся. К таким категориям относятся национальные парки, леса, имеющих научное или историческое значение, памятники природы, городские леса, лесопарковые части зеленых зон, санитарные зоны источников водоснабжения, государственные защитные лесные полосы, притундровые леса, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, особо ценные леса, леса заповедников, заповедные лесные участки.  К третьей группе отнесены леса, где проводятся промышленные сплошнолесосечные рубки.


В послевоенные годы сокращение численности многих промысловых зверей, в том числе соболя, выдры, куницы, выхухоли и енотовидной собаки потребовало принятия специального постановления Совета Министров РСФСР, которым вводилось обязательное лицензирование добычи указанных пушных зверей.
На августовской 1948 г. сессии ВАСХНИЛ были разгромлены и надолго остановлены в своем развитии отечественная генетика и селекция. В эти же годы идеи преобразования и «улучшения» природы сыграли и некоторую положительную роль. С 1948 г. начали выделять особо ценные леса, было принято «историческое» постановление "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР". Начало осуществляться широкомасштабное лесоразведение созданием государственных полезащитных лесных полос с привлечением науки, внедрением передовых технологий, применением современных машин и механизмов.

В течение только 1949-1951 гг. было посеяно и посажено 1852,6 тыс. га лесов (Колданов, 1992). Созданные лесные полосы и водоемы позволили разнообразить флористический и фаунистический состав территорий многих областей и республик России.
Большим шагом вперед в деле упорядочения ведения охотничьего и заповедного хозяйства стало образование в 1955 г. Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР (Главохота РСФСР). Была создана государственная охотничья инспекция. В 50-е гг. появилась серия документов, регламентирующих использование и охрану целого ряда животных и мест их обитания. Более пристальное внимание стало уделяться охране водных источников от загрязнения в связи со снижением запасов ценных промысловых рыб, таких как осетровые, лещ, судак, сазан.
 1956 г. - выделены притундровые леса, имеющие климаторегулирующее значение, а также как место обитания диких животных и птиц на северном пределе.
1957 г. - постановлением Совета Министров РСФСР "в северных водах, на островах и побережье Северного Ледовитого океана в пределах РСФСР" запрещена охота на белого медведя, промысел моржа, отстрел дикого северного оленя разрешен по лицензиям и только малочисленным коренным народам Севера для собственных нужд, а промысловая эксплуатация птичьих базаров и колоний гаги разрешалась только с разрешения местных органов Главохоты РСФСР (О мерах охраны..., 1956).
 1957 г. - вновь возобновлена международная конвенция по охране котиков. Ее подписали СССР, США, Канада и Япония.
1958 г. - постановление Совета Министров СССР "О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР", утвердившее "Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР"
В 1960 г. охотничье хозяйство официально признано отраслью народного хозяйства, "основной задачей которого является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты". Для этого необходимо "устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и рациональное использование запасов диких зверей и птиц".
 Этот год был ознаменован и  появлением первого в стране Закона "Об охране природы в РСФСР".
В преамбуле говорилось, что "охрана природы является важнейшей государственной задачей и дело всего народа", а цели закона - усиление охраны природы, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статья 1 гласила, что государственной охране и регулированию использования
подлежат все природные богатства, вовлеченные в хозяйственную деятельность и не эксплуатируемые, включая землю, недра, воды, атмосферный воздух, флору, фауну, типичные ландшафты и т.д.
Статья 9 законодательно закрепляла положение об охране и регулировании использования находящихся в состоянии естественной свободы полезных диких животных, птиц, рыб и др., как ресурсов охоты, зверобойного, китобойного, рыболовного и других промыслов и т.д.
Намечалась целая система мероприятий по развитию сети заповедных территорий, организации охранных зон вдоль достопримечательных туристских маршрутов, широкое вовлечение общественности в охрану природы, научно-исследовательскую, преподавательскую, пропагандистскую и т.п. деятельность. Охрана природы  провозглашалась всенародным делом.


3.1.6. На пороге третьего тысячелетия

 После принятия Закона об охране природы начался период, который был весьма противоречивым  в отношении охраны природы. С одной стороны, развернулось крупномасштабное промышленное освоение ранее нетронутых территорий Сибири и Дальнего Востока, освоение целинных земель, строительство циклопических гидротехнических  сооружений, железных и автомобильных дорог. Но в то же время, в общество невероятно быстро проникают   идеи охраны природы, и экологическая составляющая становится фактором не только экономической, но и политической жизни страны. Достаточно вспомнить книгу Д.Л. Арманда «Нам и внукам» (1966) и дискуссии тех лет на страницах «Литературной газеты». Большинство решений, принятых в это время было направлено на снижение негативного воздействия антропогенных факторов на природную среду.

В связи с загрязнением рек Волжского бассейна сбросами промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства, применением лесопромышленниками молевого сплава, широким использованием в сельском хозяйстве химических удобрений, попадающих с полей в ручьи и реки, происходило постепенное загрязнение вод Волги и Дона.  Для улучшения ситуации было принято постановление Совета Министров РСФСР "О мерах по прекращению загрязнения неочищенными сточными водами рек Волги и Дона" (1964).
Резкое снижение численности и объемов вылова осетровых и крупночастиковых рыб в Волжском бассейне вследствие загрязнения, привело к принятию специального постановления Совета Министров СССР. Аналогичное постановление было выпущено по озеру Байкал, хотя здесь основные проблемы были связаны с установлением водо-охранной зоны, ограничением размеров рубок главного пользования, строительством очистных сооружений на Байкальском ЦБК и т.д. Несколько ранее, проблема загрязнения неочищенными сточными водами поднималась по Обь-Иртышскому бассейну.
С целью усиления охраны и воспроизводства рыбных запасов, в 1970 году введена обязательная регистрация "принадлежащих гражданам плавучих средств с нанесением на них бортовых знаков", а также, где это необходимо, - ограничение мощности моторов.
Важным звеном в деле усиления борьбы за рациональное природопользование  стали постановление Совета Министров РСФСР "Об установлении штрафов за нарушения правил охраны и использования водных ресурсов" (1963), указы Президиума Верховного Совета СССР  "Об усилении административной ответственности за нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов в водоемах СССР" (1964) и Президиума Верховного Совета РСФСР "Об усилении ответственности за нарушении правил охоты, уклонение от обязательной сдачи государству, незаконную продажу, скупку и переработку пушнины" (1972).
В области международного сотрудничества в 1970-1980-е годы был подписан ряд соглашений, по которым были приняты правительственные постановления.
Среди них - соглашение о сохранении белого медведя,  конвенция между правительствами СССР и Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения и среды их обитания, конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, и другие. В 1973 г. в Вашингтоне была заключена международная конвенция по охране животных, которую подписали 85 государств, включая СССР.
К концу 70-х годов проявилась тенденция в  формировании законодательства, связанного с рациональным использованием и охраной животного мира, на основе тщательных научных разработок. В стране постепенно сложилась так называемая научная общественность, которая занималась  не только  зоологическими исследованиями, но и  разрабатывала научные основы  охраны животных. Более того, именно благодаря ученым  в разных сферах природопользования начали появляться самые разнообразные профессионально и юридически грамотные законодательные акты, посвященные охране животного мира.
                 В "Лесном Кодексе РСФСР" (1977) одна из глав посвящена порядку пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства. В ней предписывалось, что лесопользование и проведение лесохозяйственных мероприятий "должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для среды обитания диких животных".
Вместе с тем, чтобы "животные не наносили ущерба лесному и сельскому хозяйству", предполагалось регулирование численности животных. Проведение же охотхозяйственных мероприятий "влияющих на состояние и воспроизводство лесов", необходимо было согласовывать с лесохозяйственными органами.
               Гражданам предписывалось "соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порчи деревьев и кустарников, ..., разорения муравейников, гнездовий птиц и т.п.". Нельзя было допускать и "уничтожение полезной для леса фауны".
Закон "Об охране и использовании животного мира" появился в стране в 1980 г.  Это был  первый документ такого масштаба, и в нем нашли отражение не только  провозглашенные ранее меры  ответственности человека за ущерб, нанесенный животным. Видное место в Законе было отведено организации системы государственного управления и контроля за состоянием объектов животного мира, регламентации систем использования объектов животного мира для разных целей и разными ведомствами.
                  В первых статьях Закон СССР "Об охране и использовании животного мира" очерчивал круг необходимых условий, которые необходимо было соблюдать при планировании и осуществлении мероприятий, которые могут воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира. В перечень включены вопросы видового многообразия животных в состоянии естественной свободы, охрана среды их обитания, условий размножения и путей миграции, сохранение целостности естественных сообществ животных, научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира, регулирование численности животных, а также сохранение генофонда и другие.
Намечаемые и проводимые мероприятия в области охраны природы зачастую не достигали своих целей. Это было связано с ведомственным подходом к сохранению живой природы, несогласованностью мер, принимаемым разными заинтересованными организациями. Сформировалось множество конфликтов, аналогичных вечной проблеме «лес и лось», когда интересы лесоразведения и охотничьего хозяйства были прямо противоположными. Кроме того, нормы  природоохранного законодательства  часто не учитывали реально складывающуюся экономическую ситуацию и   местные условия существования людей. Поэтому, несмотря на весьма большое количество принимаемых нормативных актов и их, казалось бы, высокую значимость, состояние многих объектов живой природы становилось хуже, уменьшались  рыбные запасы и поголовье охотничьих животных, ухудшались условия существования  зверей и птиц, а охрана на территории многих заповедников была  чисто номинальной.
Вместе с тем, нельзя говорить о полной бесполезности законодательных и нормативных мер  тех лет.  Многие из них сделали по сути дела легитимной деятельность многих природоохранных организаций и  учреждений, помогли наладить охрану и воспроизводство ресурсов там, где для этого складывались благоприятные условия.
Из законодательных актов и нормативных документов тех лет можно выделить:
 "О ходе выполнения Закона РСФСР от 27 октября 1960 года "Об охране природы в РСФСР"" (1965), "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" (1972), "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов" (1978), Типовые положения о государственных заповедниках, памятниках природы, зоологических парках, заказниках и природных национальных парках. (1981 г.)"О коренной перестройке дела охраны природы в стране" (1988).
В 1982 г. сессия Верховного Совета РСФСР принимает решение о создании Красной книги РСФСР, а в 1983 г. организованы первые в России национальные парки - "Сочинский" и "Лосиный остров"
С распадом СССР  законодательство в области охраны объектов живой природы, как и во всех остальных сферах, вступило  в особый период. Стало необходимым обновление практически всех законов, а также создание новых, регламентирующих природоохранную деятельность и природопользование в новых экономических условиях и на новом политическом пространстве.
Уже в 1991 г. было утверждено Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, в котором признано, что "государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем"
 В том же году Верховный Совет Российской Федерации принял закон "Об охране окружающей природной Среды".  Закон явился важным шагом на пути правового нормативного обеспечения деятельности организаций всех уровней в области окружающей среды.
                В 1992 г. для обеспечения экологической безопасности и сохранения национального природного наследия народов Российской Федерации принят Указ Президента Российской Федерации "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации", которым установлено, что "сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации"
                 В  1993 г. приняты основы лесного законодательства Российской Федерации, которые сильно отличались от всех предыдущих лесных законов. В них было дано определение понятий "лес" и "лесной фонд", в них вошел принцип многоцелевого, непрерывного, неистощительного пользования лесом.
             В 1997 г. Государственная Дума приняла Лесной Кодекс Российской Федерации - главный лесной закон прямого действия.
             В течение 1991-1997 гг. принят ряд законов Российской Федерации, связанных с использованием и охраной вод, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха: "Об охране окружающей природной среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", Водный кодекс, принято большое количество правительственных постановлений в области охраны водного бассейна, направленных на сохранение среды обитания водных животных,  активизировалась работа в области международного сотрудничества на двух- и многосторонней основе, в том числе по белому медведю, перелетным птицам, водно-болотным угодьям и другие. Многие законы содержат отдельные статьи или главы, регулирующие ответственность за те или иные не правовые действия с экологической точки зрения. Например, Федеральным Законом "О рекламе" (статья 5, пункт 7) запрещена реклама, побуждающая к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
               В Уголовном Кодексе Российской Федерации целая глава посвящена экологическим преступлениям. В нем предусматрена ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, обращения экологически опасных веществ и отходов, безопасности при работе микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами, ветеринарных правил, законодательства о континентальном шельфе, за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порчу земли, за нарушение правил охраны и использования недр, добычу водных животных и растений, правил охраны рыбных запасов, за незаконную охоту, уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в Красную Книгу за незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Кроме того, в разделе XII "Преступление против мира и безопасности" специальной статьей предусмотрена ответственность за экоцид.
Наряду с законами, введены в действие положения, регламентирующие природопользование и защиту окружающей природной среды, а также оценку и возмещение ущерба окружающей среде. В целях последовательного проведения государственной политики Указом Президента Российской Федерации в 1996 г. утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, ориентированная на обеспечение сбалансированного решения задач сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения нынешнего и будущих поколений людей.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) показала, что длительное благополучие народов, устойчивое экологическое состояние практически всех стран, а также их устойчивое экономическое развитие уже невозможно без учета экологических факторов. Ратификация Россией Рамочной конвенции по изменению климата и Конвенции по биоразнообразию направила развитие страны в русло совершенствования экологической политики.   В настоящее время в России принимается множество крайне необходимых законов и нормативных актов, которые  помогут  осуществить научно обоснованные  и адекватные меры по сохранению биологического разнообразия страны.

Посмотреть или дать свою собственную дополнительную информацию по теме можно в каталоге BioDat