ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

«TV-РЕКЛАМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАМКАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА О СОХРАНЕНИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ РОССИИ»


 Постановка проблемы. Цель предлагаемого проекта - развеять миф о неспособности «зеленых» к бесконфликтному взаимодействию с бизнесом и властью. В рамках проекта предполагается широко рассказать о примерах природоохранного партнерства предпринимателей, политиков, деятелей науки и культуры, которые имели место в ходе присоединений к «Общественному договору о сохранении живой природы России». До настоящего времени экологическая реклама, изредка появляющаяся на TV, строится на запугивании зрителя, нагнетании апокалипсиса и идеях неразрешимости конфликта сохранения Природы и хозяйственной деятельности. Редкие случаи рекламы экологической активности бизнеса носят откровенно коммерческий характер.
 В то же время в России постепенно копится непростой опыт реального партнерства бизнеса, власти и природоохранных структур: - Кольской атомной электростанции и Лапландского заповедника, Донгузского военного полигона и Института степи, Группы «Сибирский алюминий» и заповедников России. Спокойная и позитивная информация о подобном партнерстве не достигает СМИ, ориентированных на «окошмаривание» событий. Даже из обращения экологов к автозаводу, выпускающему автомобиль ГАЗель, с просьбой помочь в охране краснокнижной газели-дзерена, тележурналисты делают скандал на тему «экологического шантажа». Без специальных усилий и поддержки информация об уже накопленном опыте сотрудничества не достигнет своих целевых аудиторий – бизнесменов, сотрудников государственных и негосударственных природоохранных структур.
 Создание коротких телевизионных сюжетов, посвященных не абстрактным угрозам или заклинаниям алармистов, а реальным фактам взаимодействия известных бизнес-структур, политиков и авторитетных специалистов, направленных на сохранение конкретных природных объектов, позволит предложить серии отснятых и смонтированных роликов для проката в режиме социальной рекламы на региональных и центральных TV-каналах. Их появление в эфире поможет созданию общей атмосферы социального партнерства и создаст прецедент для распространения новых форм информирования общества о природоохранной деятельности.
 К реализации проекта будут привлечены специалисты Проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». Непосредственными участниками подготовки отдельных сюжетов будут те организации и бизнес-структуры, которые заявили о своем присоединении к «Общественному договору» и подписали соответствующие протоколы (неполный перечень). Прокат роликов будет осуществляться на региональных и центральных TV-каналах, которые используют видео продукцию студии «Гео-TV», в том числе ранее снятые ролики экологической рекламы, и связаны с нами другими партнерскими отношениями.

 Деятельность. За основу будут взяты реальные факты природоохранного партнерства, как уже состоявшиеся, так и ожидаемые в ближайшее время в ходе подготовки к Национальному Форуму по сохранению живой природы России (июнь 2001) и сразу после него. Содержательными консультантами по заявляемому проекту будут специалисты, инициировавшие в 1998 г. и координирующие «Общественный договор о сохранении живой природы России» (Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия»). Этой группой подготовлена целая серия материалов по социальным аспектам природоохранного поведения (“Природа и люди России: экология, религия, политика и действие”, 1999) по проблемам партнерства с бизнесом (Книга – “Экологические проблемы и товаропроизводители: обзор фактов и примеров на российском и мировом рынках” М.1999, проект доклада «Как одни бизнесмены с экологами ссорились, а другие прибыли делили» ) книги “Сохранение биоразнообразия. Пособие для детей и министров” и «Сколько стоит живая природа." ).
 Уже сейчас имеется достаточно обширный набор примеров реального природоохранного партнерства с бизнесом. Кольская атомная электростанция ввела в состав своего научно-технического совета директора Лапландского заповедника. Колэнерго обеспечивает подвод линий электропередач к нескольким удаленным кордонам того же заповедника. Восточно-Сибирская железная дорога взяла обязательство по щадящим режимам отсыпки железнодорожного полотна при ремонте дороги вдоль берега Байкала и об использовании информации по сохранению биоразнообразия уникального озера в тематике поездного радиовещания. Донгузский военный полигон  (Оренбургская область) начал сотрудничество с экологами Института степи по сохранению и исследованию практически единственного сохранившегося в регионе крупного участка ковыльной степи. В рамках акций «Марш парков» по поддержке особо охраняемых природных территорий за несколько лет их проведения около четырехсот фирм, организаций и учреждений оказали помощь национальным паркам и заповедникам. Подобные примеры немногочисленны, тем более необходимо широкое распространение информации о возможности участвовать в сохранении природы малыми делами, непосредственно «на своем рабочем месте» и для крупного завода и для небольшой фирмы или автозаправки.
 Исполнители выберут сюжеты, наиболее выигрышные по содержанию, фактуре событий, условиям реализации и наличию видео материала, доступности недостающих объектов съемки, возможности встречи с людьми, непосредственно участвовавшими в партнерстве. Для каждого отобранного сюжета будет разработан оригинальный сценарий рекламного ролика, рассказывающего о природоохранном партнерстве и призывающего к аналогичным действиям новых участников. На стадии сценариев будет взят ориентир на демонстрацию возможностей воспроизводства подобного партнерства в других условиях и обстоятельствах.
Параллельно с проработкой сценариев будет проведена инвентаризация имеющихся видеоматериалов и намечен план дополнительных съемок пейзажей, природных объектов, людей или событий. Наличие у  студии «Гео-TV» современного монтажного оборудования позволяет ещё на стадии написания сценариев предусмотреть использование спецэффектов и монтажных приемов. Позднее, в процессе производства, эти приемы и спецэффекты позволят добиться необходимого визуального и звукового ряда с минимальными затратами труда и новых съемок. В рамках запрашиваемого бюджета и времени возможна подготовка пяти-семи сюжетов, хотя сценариев может быть сделано и больше. Длительность первого этапа составляет 2 месяца.
На втором этапе работы, после подбора имеющихся сюжетов и уточнения новых объектов съемки, будет организовано получение  недостающих видеоматериалов. Будут проведены переговоры с региональными TV-студиями, отдельными журналистами и природоохранными организациями об использовании фрагментов имеющихся в их распоряжении фильмов и сюжетов. Подготовка к этой фазе уже начата – Руководитель студии «Гео-TV» и Координатор «Общественного договора о сохранении живой природы России» обратились ко всем заповедникам России с просьбой сообщить, какие видеофильмы созданы на базе заповедников. На основании поступающих ответов начато формирование картотеки видеоматериалов о российской Природе и охраняющих её людях. Подобный каталог, помимо использования в нашем проекте, будет иметь самостоятельное значение.
 В тех случаях, когда исполнителям неизвестны источники необходимых по сценариям кадров, будут организованы видеосъемки. Главным образом это будет связано со съемками непосредственных участников партнерских акций – директоров заповедников, сотрудников природоохранных служб, бизнесменов, политиков, а также панорамных и укрупненных кадров тех объектов, вокруг сохранения (или деятельности) которых строилось партнерство. В зависимости от удаленности намеченных объектов и возможности записи во время пребывания некоторых действующих лиц в Москве, общее число командировок может составить от 3-х до 5-ти. Продолжительность этого этапа составляет 3 месяца.
 По мере подбора необходимых видеоматериалов и печатной продукции будет начат монтаж роликов. Формально это будет третий – основной этап, хотя реально процессы монтажа начнутся практически с момента появления первых пленок с записями. В тех случаях, когда необходимые материалы уже есть (например по партнерству Лапландского заповедника с предприятиями Мурманской области), монтаж начнется сразу же после принятия решения о реализации проекта. На этой фазе будут задействованы сотрудники студии «Гео-TV», привлеченные специалисты по монтажу, художественному оформлению TV-эфира и, опять же, консультанты по природоохранному партнерству.
Результатом работы на этом этапе будут готовые ролики в нескольких вариантах длительности (от 30 до 7 секунд). Продолжительность третьего этапа составляет 5 месяцев.
Заключительный, четвертый этап, также будет иметь большую длительность, нежели формально определенные в заявке два месяца. Фактически его реализация начнется задолго до окончания монтажа роликов. Речь идет о переговорах с региональными и центральными TV каналами. В рамках этого этапа будет осуществляться продвижение созданных, или ещё находящихся в производстве, блоков социальной рекламы. Партнерские отношения с многими региональными и центральными каналами, в основе которых сложившиеся отношения обмена фильмами и взаимопомощи при организации съемок, позволяют рассчитывать на разумное решение вопросов проката созданных роликов социальной рекламы (желательно приложить к заявке несколько писем с выражением заинтересованности в создании таких роликов).
Управление технической и организационной стороной производства  в рамках предлагаемого проекта будет осуществлять Руководитель студии «Гео-TV» - Романовская Т.Г. В течение всего проекта будет осуществляться текущая поддержка его, путем распространения информации на организуемых пресс-конференциях, брифингах и встречах с журналистами. В содержательной части управление будут осуществлять сотрудники Проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» (… письмо поддержки …) и непосредственно Координатор «Общественного договора о сохранении живой природы России» - Мартынов А.С.
Мы рассчитываем, что созданные ролики телевизионной рекламы природоохранного партнерства в рамках «Общественного договора» будут способствовать созданию моды на экологически корректное поведение и в бизнесе и в быту. При этом сами ролики, как форма рекламной продукции, станут примерами нового способа подачи позитивной социально значимой информации, которая вызовет волну подражаний и возможных вариантов художественного и информационного развития идеи. Мы не исключаем, что некоторые участники «Общественного договора о сохранении живой природы России» (имеющиеся или вновь присоединившиеся) захотят использовать форму и стилистику социальной рекламы для информирования общества о своих конструктивных действиях. Такой поворот событий может привести к формированию принципиально нового сегмента рынка, на стыке коммерческой и политической рекламы с рекламой социальной.

Оценка. Успешность предлагаемого проекта можно будет оценить по факту появления в эфире созданных студией «Гео-TV» роликов социальной рекламы и их аналогов, снятых другими студиями на основании схожих сюжетов или идей. Мы будем отслеживать все факты появления в эфире на региональных и центральных каналах и реакцию на них зрителей. Те результаты, которые будут в нашем распоряжении к моменту подготовки отчета по проекту, мы обязательно предоставим грантодателю. Мы рассчитываем, что реализация этого проекта позволит использовать полученный опыт (удачный или неудачный) для продолжения работ над роликами социальной рекламы природоохранной направленности.

Посмотреть или дать свою собственную дополнительную информацию по теме можно в каталоге BioDat