В 1999 году, как и в прошлые годы, только четыре страны выполнили целевые задания ООН по оказанию официальной помощи развитию, выделив на эти цели 0,7% своего ВНП. В 1999 году в общей сложности было выделено 51,3 млрд. долларов США, что на 1,6 млрд. больше по сравнению с 1998 годом, но примерно на 8,3 млрд. долларов меньше уровня 1994 года. Доля официальной помощи развитию в общем притоке финансовых ресурсов сократилась с 1991 по 1998 гг. с 41,4% до 20,7%. Среднегодовая официальная помощь развитию деятельности по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в мире составила в последние годы около 1,2-1,4 млрд. долларов США. В рекомендациях к шестому совещанию Конференции Сторон КБР предлагается “…Сторонам и правительства провести обзор национальных бюджетов и денежно-кредитной политики в целях оказания содействия сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, включая обзор эффективности официальной помощи развитию, выделенной для сохранения биологического разнообразия.” (http://www.biodiv.org/doc/meetings/cop/cop-06/official/cop-06-14-ru.doc) Настоящий анализ в некоторой степени помогает определить, насколько эффективно Россия финансирует охрану живой природы, и насколько эффективны в этом направлении международные проекты.
Материал и источники информации.
В обзоре использованы материалы Госкомстата РФ, Государственных докладов о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации, опубликованных материалов о финансировании Федеральных целевых программ. Кроме этих данных, использована база данных об экологических проектах, имеющих значение для сохранения живой природы, созданная в Проекте ГЭФ “Сохранение биоразнообразия”. Эта база данных включает в себя выборки из нескольких информационных продуктов аналогичного назначения (база данных Минэкономразвития РФ, база данных созданная при реализации проекта ROLL), а также значительный массив материалов, собранных самостоятельно или снятых с сайтов природоохранных организаций. Наконец, для анализа использованы структура Национального Плана действий по сохранению биоразнообразия, как сводки тематических направлений природоохранной деятельности и национальных приоритетов.
Из всех источников были отобраны данные о проектах, которые имеют отношение к сохранению живой природы. Описания проектов сведены к общей форме и при этом осуществлена выбраковка дубликатов, имевшихся в разных источниках. Подготовленный первичный материал был разослан донорским организациям, упомянутым в обзоре, с просьбой устранить возможные ошибки. Заинтересованные в корректном анализе организации прислали свои замечания и дополнительные материалы. Молчание остальных организаций можно трактовать как отсутствие принципиальных ошибок в предложенном к анализу материале. Собранный нами массив безусловно не охватывает всех природоохранных проектов, реализованных за зарубежные деньги. Его полноту можно оценить, сопоставив с оценками группы независимых экспертов неправительственных организаций, сделанными на подготовительной фазе Проекта ГЭФ (Даушев Д.А. - координатор раздела). Этой группой была создана база данных (ныне нам недоступная) по проектам международной помощи и наиболее значительным отечественным программам. В подготовленном отчете проведен обстоятельный анализ информации, включающий сравнение источников по суммам, предпочитаемым направлениям финансирования, регионам. Общие вложения в сохранение биологического разнообразия России в 1994 году оценены в сумму около 40 млн. долларов США, при этом доля российских источников - около 70%, остальное - зарубежные источники. Таким образом, сумма зарубежного финансирования в 1994 году оценивалась в 12 млн. долларов. В нашей базе учтено финансирование на сумму более 10 млн. долларов. Таким образом можно считать, что в анализе не учтено около 17% зарубежных вложений в охрану живой природы России. Это позволяет говорить о высокой представительности материала.
Общее число проанализированных проектов, реализованных за счет зарубежных источников финансирования в 1992-2001 гг.
в порядке убывания суммы финансирования |
|
тыс. $ |
TACIS |
|
|
из них проект
по Байкалу
|
1
|
32 642
|
ПРООН |
|
|
из них за
счет средств ГЭФ
|
-
|
32 161
|
ЦПРП, Проект ГЭФ “Сохранение биоразнообразия” |
|
|
из них Стратегический
компонент
|
55
|
3 139
|
из них компонент
охраняемые территории
|
259
|
8 647
|
из них Байкальский
компонент
|
431
|
5 234
|
Российский офис WWF |
|
|
из них за счет
средств зарубежных офисов WWF
|
47
|
6 882
|
USAID |
|
|
из них через
ИСАР
|
461
|
1 101
|
из них через
ISC (РОЛЛ)
|
167
|
3 185
|
Фонд Mac Arthur |
|
|
Мировой Банк |
|
|
IUCN |
|
|
Фонд Сороса |
|
|
из них через
ИСАР
|
32
|
146
|
Российский офис WI |
|
|
IFAW |
|
|
Прочие зарубежные доноры |
|
|
ИТОГО зарубежное финансирование за 10 лет |
|
|
Справочно:
|
||
из всех источников за 10 лет |
|
|
из них через
федеральные
природоохранные органы |
|
Кроме этого надо указать, что некоторые аспекты анализа зарубежного финансирования были выполнены с исключением из расчетов наиболее крупных проектов (более миллиона долларов). Это делалось тогда, когда невозможно было идентифицировать структуру произведенных расходов по разным направлениям работ, регионам и категориям исполнителей. Фактически такие проекты являются комплексными программами, непрозрачность внутренней структуры которых не позволяет дать им адекватную оценку.
Посмотреть или дать свою собственную дополнительную информацию по теме можно в каталоге BioDat