Размеры официальной международной помощи развитию (ситуация в мире)

В 1999 году, как и в прошлые годы, только четыре страны выполнили целевые задания ООН по оказанию официальной помощи развитию, выделив на эти цели 0,7% своего ВНП. В 1999 году в общей сложности было выделено 51,3 млрд. долларов США, что на 1,6 млрд. больше по сравнению с 1998 годом, но примерно на 8,3 млрд. долларов меньше уровня 1994 года. Доля официальной помощи развитию в общем притоке финансовых ресурсов сократилась с 1991 по 1998 гг. с 41,4% до 20,7%. Среднегодовая официальная помощь развитию деятельности по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в мире составила в последние годы около 1,2-1,4 млрд. долларов США. В рекомендациях к шестому совещанию Конференции Сторон КБР предлагается “…Сторонам и правительства провести обзор национальных бюджетов и денежно-кредитной политики в целях оказания содействия сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, включая обзор эффективности официальной помощи развитию, выделенной для сохранения биологического разнообразия. (http://www.biodiv.org/doc/meetings/cop/cop-06/official/cop-06-14-ru.doc) Настоящий анализ в некоторой степени помогает определить, насколько эффективно Россия финансирует охрану живой природы, и насколько эффективны в этом направлении международные проекты.

Материал и источники информации.

В обзоре использованы материалы Госкомстата РФ, Государственных докладов о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации, опубликованных материалов о финансировании Федеральных целевых программ. Кроме этих данных, использована база данных об экологических проектах, имеющих значение для сохранения живой природы, созданная в Проекте ГЭФ “Сохранение биоразнообразия”. Эта база данных включает в себя выборки из нескольких информационных продуктов аналогичного назначения (база данных Минэкономразвития РФ, база данных созданная при реализации проекта ROLL), а также значительный массив материалов, собранных самостоятельно или снятых с сайтов природоохранных организаций. Наконец, для анализа использованы структура Национального Плана действий по сохранению биоразнообразия, как сводки тематических направлений природоохранной деятельности и национальных приоритетов.

Из всех источников были отобраны данные о проектах, которые имеют отношение к сохранению живой природы. Описания проектов сведены к общей форме и при этом осуществлена выбраковка дубликатов, имевшихся в разных источниках. Подготовленный первичный материал был разослан донорским организациям, упомянутым в обзоре, с просьбой устранить возможные ошибки. Заинтересованные в корректном анализе организации прислали свои замечания и дополнительные материалы. Молчание остальных организаций можно трактовать как отсутствие принципиальных ошибок в предложенном к анализу материале. Собранный нами массив безусловно не охватывает всех природоохранных проектов, реализованных за зарубежные деньги. Его полноту можно оценить, сопоставив с оценками группы независимых экспертов неправительственных организаций, сделанными на подготовительной фазе Проекта ГЭФ (Даушев Д.А. - координатор раздела). Этой группой была создана база данных (ныне нам недоступная) по проектам международной помощи и наиболее значительным отечественным программам. В подготовленном отчете проведен обстоятельный анализ информации, включающий сравнение источников по суммам, предпочитаемым направлениям финансирования, регионам. Общие вложения в сохранение биологического разнообразия России в 1994 году оценены в сумму около 40 млн. долларов США, при этом доля российских источников - около 70%, остальное - зарубежные источники. Таким образом, сумма зарубежного финансирования в 1994 году оценивалась в 12 млн. долларов. В нашей базе учтено финансирование на сумму более 10 млн. долларов. Таким образом можно считать, что в анализе не учтено около 17% зарубежных вложений в охрану живой природы России. Это позволяет говорить о высокой представительности материала.

Общее число проанализированных проектов, реализованных за счет зарубежных источников финансирования в 1992-2001 гг.



 
 
 
Организации доноры или менеджеры проектов

в порядке убывания суммы финансирования

Число проектов
Сумма 

тыс. $

TACIS
69
57 886
из них проект по Байкалу
1
32 642
ПРООН
24
39 649
из них за счет средств ГЭФ
-
32 161
ЦПРП, Проект ГЭФ “Сохранение биоразнообразия”
745
17 020
из них Стратегический компонент 
55
3 139
из них компонент охраняемые территории 
259
8 647
из них Байкальский компонент 
431
5 234
Российский офис WWF
95
13 058
из них за счет средств зарубежных офисов WWF
47
6 882
USAID 
690
7 302
из них через ИСАР
461
1 101
из них через ISC (РОЛЛ)
167
3 185
Фонд Mac Arthur
96
2 863
Мировой Банк
6
2477
IUCN
21
1 442
Фонд Сороса
219
1 041
из них через ИСАР
32
146
Российский офис WI
8
1 253
IFAW
17
532
Прочие зарубежные доноры
58
9 677
ИТОГО зарубежное финансирование за 10 лет
2 046
194 578
Справочно:
   
Общие затраты на охрану живой природы в России

из всех источников за 10 лет

 
8 709 400
из них через федеральные 

природоохранные органы

 
31 900

Кроме этого надо указать, что некоторые аспекты анализа зарубежного финансирования были выполнены с исключением из расчетов наиболее крупных проектов (более миллиона долларов). Это делалось тогда, когда невозможно было идентифицировать структуру произведенных расходов по разным направлениям работ, регионам и категориям исполнителей. Фактически такие проекты являются комплексными программами, непрозрачность внутренней структуры которых не позволяет дать им адекватную оценку.

Следующий раздел...

Посмотреть или дать свою собственную дополнительную информацию по теме можно в каталоге BioDat