Сумма средств
Проекта ГЭФ “Сохранение биоразнообразия”, вложенных в природоохранные проекты
в 1995-2002 гг. по субъектам Федерации (тыс.$)
|
|
Для сравнения выбраны проекты реализованные Проектом ГЭФ “Сохранение биоразнообразия”, USAID и WWF. Эти три организации имеют в России сравнимые друг с другом объемы финансирования природоохранных проектов и, кроме этого, представлены в базе данных достаточным количеством проектов, что позволяет анализировать их тематическую и региональную раскладку. |
![]() |
Сумма
средств USAID, вложенных в природоохранные
Проекты в 1992-2002 гг. по субъектам Федерации (тыс.$) |
|
![]() |
На приведенных картах приведены данные о распределении по регионам России финансирования природоохранных проектов названными организациями. Эти данные можно сопоставить с ранее сформированными критериями эффективности международных проектов в каждом регионе. Например, сопоставив в каждом регионе сумму средств, вложенных конкретной организацией, и величину среднего отклонения реализованных |
здесь проектов от объективно
установленных приоритетов (см. выше),
Сумма средств ВВФ, вложенных
в природоохранные
проекты в 1992-2002 гг. по субъектам Федерации (тыс.$) |
|
Можно определить среднюю величину несовпадения для каждой организации. Аналогичным образом были рассчитаны оценки уровня дефицитности международных финансовых ресурсов при которых каждая организация реализует свои проекты. Чем меньше в регионе удовлетворена потребность в донорской поддержке (см. выше), тем эффективней работают команды, которые все же способны доставить в них финансовые ресурсы для охраны природы. |
![]() |
Третьим критерием региональной эффективности природоохранной деятельности является оценка уровня дефицитности общих затрат на охрану окружающей природной среды, которые осуществляются из всех российских и зарубежных источников. Дефицитность средств определена по соотношению остроты основных воздействий на окружающую среду (загрязнения и разрушение природных экосистем) и уровню суммарных природоохранных затрат (см. карты в обзоре воздействий хозяйственного комплекса на природу).
Среднее отклонение финансирования мероприятий по охране живой природы от оптимального исходя из региональных приоритетов (среднее по всем донорам 11,3%)
|
|
|
|
Отклонения для проектов, реализованных до 1994 г. включительно |
|
|
|
Отклонения для проектов, реализованных в 1994-1999 гг. |
|
|
|
Отклонения для проектов, реализуемых после 2000 г. |
|
|
|
Отклонение для проектов, реализованных с 1992 по 2002 гг. |
|
|
|
Степень тематического отклонения от актуальных для регионов приоритетов была наибольшей у ВВФ, а наименьшей у Проекта ГЭФ “Сохранение биоразнообразия”. При этом проекты реализуемые ГЭФ имели тенденцию к повышению точности попадания в приоритеты, тогда как и у USAID и, особенно, у ВВФ в последние годы увеличивалось несоответствие.
Уровень международной поддержки охраны природы в регионах, где реализуются проекты трех организаций (в +/- % от среднероссийского)
|
|
|
|
Отклонения от среднероссийского для проектов, реализованных до 1994 г. включительно |
|
|
|
Отклонения от среднероссийского для проектов, реализованных в 1994-1999 гг. |
|
|
|
Отклонения от среднероссийского для проектов, реализуемых после 2000 г. |
|
|
|
Отклонение от среднероссийского для проектов, реализованных с 1992 по 2002 гг. |
|
|
|
Проект ГЭФ “Сохранение биоразнообразия” направлял свои ресурсы преимущественно в те регионы, где была более острая потребность в международной финансовой поддержке. В то же время этот показатель у ГЭФ имел тенденцию к ухудшению, что безусловно связано с привязкой одного из компонентов Проекта к Байкальскому региону, который, при всей важности, не является наиболее остро нуждающимся в международной донорской помощи. Две другие организации период относительной достаточности международной природоохранной помощи (1995-99 гг.) отметили смещением деятельности в регионы с менее острым дефицитом средств, вернувшись к более ответственному распределению ресурсов когда общий дефицит средств обострился. Однако при этом USAID работал преимущественно в регионах с более острым дефицитом международных средств, тогда как ВВФ действовал там, где международные деньги водились с относительным избытком.
Уровень удовлетворения потребности в затратах на охрану окружающей среды в регионах, где реализуются проекты трех организаций (в +/- % от среднероссийского)
|
|
|
|
Отклонения от среднероссийского для проектов, реализованных до 1994 г. включительно |
|
|
|
Отклонения от среднероссийского для проектов, реализованных в 1994-1999 гг. |
|
|
|
Отклонения от среднероссийского для проектов, реализуемых после 2000 г. |
|
|
|
Отклонение от среднероссийского для проектов, реализованных с 1992 по 2002 гг. |
|
|
|
Средства по проектам, реализованным при поддержке USAID в начале анализируемого периода попадали преимущественно в регионы, где в определенной степени достаточно было средств из российских источников. Эту тенденцию менеджеры организации последовательно изживали, хотя так и не смогли вывести её на уровень даже среднего по России. ВВФ и Проект ГЭФ “Сохранение биоразнообразия” поддерживали проекты преимущественно в тех регионах, где существовал острый дефицит в финансировании по линии российских источников. При этом Проект ГЭФ особенно усилил эту ориентацию в своей заключительной фазе.
Сравнение деятельности организаций, осуществляющих в России финансовую поддержку природоохранных проектов, можно дополнить оценками совпадения с приоритетами российский федеральных программ, как это было сделано для всей совокупности проектов (см. выше).
Распределение приоритетов
федеральных программ и зарубежного финансирования
по направлениям действий
для сохранения биоразнообразия
|
|
|
|
|
Сохранение видов и популяций |
|
|
|
|
в
т.ч. сохранение редких и уязвимых видов, подвидов
и популяций дикой флоры и фауны |
|
|
|
|
в
т.ч. сохранение промысловых и мигрирующих
видов |
|
|
|
|
Сохранение экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение лесостепей, степей и полупустынь |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение морских и прибрежных экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение арктических экосистем |
|
|
|
|
в
т.ч. сохранение пресноводных и водно-болотных
экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение горных экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение лесных экосистем |
|
|
|
|
в
т.ч. устойчивое использование городских и
агроэкосистем |
|
|
|
|
в
т.ч. развитие и обеспечение деятельности системы
особо охраняемых природных территорий |
|
|
|
|
Правовые механизмы сохранения живой природы |
|
|
|
|
Экономические механизмы сохранения живой природы |
|
|
|
|
в
т.ч. поддержка природосберегающих форм
хозяйствования |
|
|
|
|
Система природоохранного управления, стратегии и планы действий |
|
|
|
|
в
т.ч. развитие совместного общественно-
государственного управления в охране природы: |
|
|
|
|
Образование и формирование общественного сознания |
|
|
|
|
в
т.ч. экологическое образование и воспитание у
детей гуманного отношения к природе |
|
|
|
|
в
т.ч. экологические знания для людей, ведущих
хозяйственную деятельность |
|
|
|
|
в
т.ч. пропаганда и распространение экологической
информации через СМИ |
|
|
|
|
в
т.ч. поддержка деятельности населения и НПО в
сфере охраны природы |
|
|
|
|
в
т.ч. популяризация культуры и традиций,
религиозно- просветительская деятельность для сохранения живой природы |
|
|
|
|
Научные исследования |
|
|
|
|
Инвентаризация и мониторинг объектов живой природы и биоразнообразия |
|
|
|
|
Также были рассчитаны средние размеры природоохранных проектов, что позволяет сопоставить эти размеры с нормой для каждой тематической группы и оценить способность менеджмента каждой организации доводить свои проекты до исполнителей малыми и конкретными порциями.
Средний размер проектов (тыс. $) у ряда зарубежных доноров для основных направлений действия по сохранению биоразнообразия
|
|
|
|
|
Сохранение видов и популяций |
|
|
|
|
в
т.ч. сохранение редких и уязвимых видов, подвидов
и популяций дикой флоры и фауны |
|
|
|
|
в
т.ч. сохранение промысловых и мигрирующих
видов |
|
|
|
|
Сохранение экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение лесостепей, степей и полупустынь |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение морских и прибрежных экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение арктических экосистем |
|
|
|
|
в
т.ч. сохранение пресноводных и водно-болотных
экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение горных экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение лесных экосистем |
|
|
|
|
в
т.ч. устойчивое использование городских и
агроэкосистем |
|
|
|
|
в
т.ч. развитие и обеспечение деятельности системы
особо охраняемых природных территорий |
|
|
|
|
Правовые механизмы сохранения живой природы |
|
|
|
|
Экономические механизмы сохранения живой природы |
|
|
|
|
в
т.ч. поддержка природосберегающих форм
хозяйствования |
|
|
|
|
Система природоохранного управления, стратегии и планы действий |
|
|
|
|
в
т.ч. развитие совместного общественно-
государственного управления в охране природы: |
|
|
|
|
Образование и формирование общественного сознания |
|
|
|
|
в
т.ч. экологическое образование и воспитание у
детей гуманного отношения к природе |
|
|
|
|
в
т.ч. экологические знания для людей, ведущих
хозяйственную деятельность |
|
|
|
|
в
т.ч. пропаганда и распространение экологической
информации через СМИ |
|
|
|
|
в
т.ч. поддержка деятельности населения и НПО в
сфере охраны природы |
|
|
|
|
в
т.ч. популяризация культуры и традиций,
религиозно- просветительская деятельность для сохранения живой природы |
|
|
|
|
Научные исследования |
|
|
|
|
Инвентаризация и мониторинг объектов живой природы и биоразнообразия |
|
|
|
|
Завершить сравнение можно результатами сопоставления динамики поддержки разными природоохранными донорами проектов с разными тенденциями. Напомним, что критерием эффективности проектов определенной тематики можно считать рост внимания к такой тематике со стороны всего сообщества доноров. Наоборот, снижение внимания к определенной теме при возникновении дефицита средств трактуется как критерий низкой эффективности соответствующих видов природоохранной деятельности, а опережающее общую тенденцию сокращение данного направления у конкретного донора также отражает эффективность менеджмента, его способность воспринимать сигналы рынка.
Рост (>1) – снижение (<1)
внимания сообщества доноров к отдельным направлениям деятельности и
конструктивность реакции
отдельных доноров на общие тенденции.
|
|
|
|
|
Сохранение видов и популяций |
|
|
|
|
в
т.ч. сохранение редких и уязвимых видов, подвидов
и популяций дикой флоры и фауны |
|
|
|
|
в
т.ч. сохранение промысловых и мигрирующих
видов |
|
|
|
|
Сохранение экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение лесостепей, степей и полупустынь |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение морских и прибрежных экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение арктических экосистем |
|
|
||
в
т.ч. сохранение пресноводных и водно-болотных
экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение горных экосистем |
|
|
|
|
в т.ч. сохранение лесных экосистем |
|
|
|
|
в
т.ч. устойчивое использование городских и
агроэкосистем |
|
|
|
|
в
т.ч. развитие и обеспечение деятельности системы
особо охраняемых природных территорий |
|
|
|
|
Правовые механизмы сохранения живой природы |
|
|
|
|
Экономические механизмы сохранения живой природы |
|
|
|
|
в
т.ч. поддержка природосберегающих форм
хозяйствования |
|
|
|
|
Система природоохранного управления, стратегии и планы действий |
|
|
|
|
в
т.ч. развитие совместного общественно-
государственного управления в охране природы: |
|
|
|
|
Образование и формирование общественного сознания |
|
|
|
|
в
т.ч. экологическое образование и воспитание у
детей гуманного отношения к природе |
|
|
|
|
в
т.ч. экологические знания для людей, ведущих
хозяйственную деятельность |
|
|
|
|
в
т.ч. пропаганда и распространение экологической
информации через СМИ |
|
|
|
|
в
т.ч. поддержка деятельности населения и НПО в
сфере охраны природы |
|
|
|
|
в
т.ч. популяризация культуры и традиций,
религиозно- просветительская деятельность для сохранения живой природы |
|
|
|
|
Научные исследования |
|
|
|
|
Инвентаризация и мониторинг объектов живой природы и биоразнообразия |
|
|
|
|
Всю совокупность признаков эффективности природоохранного финансирования проектов тремя проанализированными организациями можно свести в общую таблицу, которую с некоторыми оговорками можно рассматривать, как элементы рейтинга эффективности их работы в условиях России.
Сравнительные признаки эффективности финансирования природоохранных проектов трех организаций (в % от среднероссийского)
|
|
|
|
Попадание в региональные приоритеты |
|
|
|
Поддержка проектов в регионах с дефицитом международных средств |
|
|
|
Поддержка проектов в регионах с дефицитом российских средств |
|
|
|
Совпадение с приоритетами федеральных экологических программ |
|
|
|
Способность реализовать малые проекты |
|
|
|
Совпадение тенденций тематического финансирования |
|
|
|
Среднее по всем признакам эффективности финансирования |
|
|
|
Проведенное сопоставление деятельности трех основных организаций в области сохранения живой природы России показывает, что все они работали с эффективностью более высокой, нежели это было характерно для всего сообщества природоохранных доноров. Более того, сама возможность детального анализа деятельности для них оказалась реализуемой, чего нельзя сказать о ряде других международных программ и, особенно, про программы российские, в т.ч. осуществляемые Федеральным Правительством и частным бизнесом. Суммы средств, которые фигурируют в национальной отчетности многократно превышают вложения из зарубежных источников, но судить об их эффективности для дела сохранения живой природы страны крайне затруднительно. Можно лишь указать, что информационная и финансовая непрозрачность деятельности как международных, так и российских программ дает основания предполагать их невысокую эффективность.
Посмотреть или дать свою собственную дополнительную информацию по теме можно в каталоге BioDat