|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОХОТНИЧЬИ УГОДЬЯ И ХОЗЯЙСТВО Административно-территориальное деление России в настоящем сообщении дано по состоянию на 01.12.1995 г. Информация об охотничьих угодьях Российской Федерации представлена в таблице 2. Данная таблица не претендует на полноту изложения, поскольку часть информации из регионов отсутствует. Таблица 2. Охотничьи угодья России
Полученные результаты в итоговой строке по России в таблице 2 отсутствуют данные по таким важным регионам как республики Саха, Карелия, Северная Осетия. Надо отметить, что новые экономические отношения внесли существенные изменения в ведение охотничьего хозяйства и, прежде всего, в закрепление охотничьих угодий за пользователями. Руководствуясь требованиями Законов РФ "Об охране окружающей природной среды", "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О местном самоуправлении в РСФСР" многие регионы устанавливают свой порядок введения договорных отношений в сфере природопользования. Право заключения договоров закрепляется как за юридическими, так и за физическими лицами. В целом по России на сегодняшний день наблюдается тенденция перевода охотничьих угодий в резервный фонд. Так, в Северном экономическом районе эта категория составляет 51%, в Северо-Западном - 48%, в Западной Сибири - 67%, в Восточной Сибири - 45%. Во многих случаях это объясняется расторжением договоров из-за неудовлетворительного ведения охотничьего хозяйств в закрепленных угодьях, невыполнением договорных обязательств пользователями. В России охота - один из основных видов пользования животным миром. Охотничьи угодья России занимают площадь около 15000 тыс.км2. По видовому разнообразию и хозяйственной ценности обитающих здесь животных Россия является крупнейшей охотничьей державой. На ее территории обитает около 60 видов млекопитающих и 70 видов птиц - постоянных объектов охотничьего промысла и любительской охоты. Наибольшее экономическое значение имеют дикие копытные животные, бурый медведь и 20 видов пушных зверей. Их промысел дает мясо, кожевенное и пушное сырье, а также ценное лекарственные продукты животного происхождения. Положительную роль в деле сохранения ресурсов охотничьих животных сыграли охотничьи заказники, главная задача которых заключается в долгосрочном резервировании и охране мест обитания особо ценных охотничьих животных в целях обогащения фауны смежных угодий. В1997 г. в системе Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России действовало 1064 охотничьих заказника общей площадью 52500 тыс. км2. В большинстве охотничьих заказников, особенно в 56 республиканских, плотность населения охраняемых животных заметно выше, чем в смежных угодьях. Из заказников происходит постоянное естественное расселение животных на сопредельные территории. В научном обеспечении охотничьего хозяйства России также имеется определенный прогресс: проведены исследования по популяционной биологии, микроэволюции и экологии охотничьих животных, изучены причины колебаний численности лося, кабана, зайца-беляка и ряда других видов охотничьих животных, сделаны научно-обоснованные и подтверждающие прогнозы изменений их численности разработаны методы нормирования добычи охотничьих животных. На их основе готовятся ежегодные рекомендации при определении квот добычи охотничьих животных. Таким образом, несмотря на имеющиеся трудности в настоящее время наблюдается ряд положительных тенденций в охотничьем хозяйстве России:
Эти обстоятельства, а также благоприятные природно-климатические прогнозы на ближайшую перспективу, создают предпосылки для расширения объема и спектра услуг и повышения продуктивности охотничьего хозяйства. В современном охотничьем хозяйстве России существуют отдельные проблемы и трудности. Так, большая часть охотничьих угодий России (57%) закреплена за организациями и предприятиями для ведения охотничьего хозяйства, которые неудовлетворительно охраняют охотничьих угодья. Этим они нарушают статью 40 Федерального закона "О животном мире". На долю пользователей приходится всего 16% от выявленных на территории России случаев незаконной охоты. Анализ их деятельности по ведению охотничьего хозяйства показывает, что многие из них не в состоянии обеспечить финансирование мероприятий на закрепленной территории. Серьезные проблемы существуют в учете крупных популяций диких копытных животных в тундровой и полупустынной зонах, где наиболее достоверные сведения можно получить лишь с применением авиации. Ежегодно от рук браконьеров гибнут и получают увечье работники Госохотнадзора. В 1995 г. погибли 6 человек. В 1996 г. - 22 человека получили увечья. Однако до настоящего времени не выделяются предусмотренные Федеральным Законом " О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов" средства на государственное страхование этих работников. Многие проблемы охотничьего хозяйства обусловлены явно недостаточным уровнем его финансирования. По данным Госкомстата России затраты на проведение учета численности диких животных в целом по Российской Федерации в 1996 г. составили всего 6 млрд. рублей, затраты на охрану диких животных - 13,5 млрд. рублей, на биотехнические мероприятия - 14,1 млрд. рублей. Общие затраты из разных источников финансирования на охрану, учет и воспроизводство охотничьих животных в целом по Российской Федерации в 1996 г. составили106,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет около 1\3 от уровня 1990 г. Бюджетное финансирование органов управления охотничьим хозяйством Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России явно недостаточно. На расходы программно-целевого характера, которые необходимы для охраны, воспроизводства и регулирования использования охотничьих ресурсов было выделено 10% от потребности. Существуют серьезные проблемы финансирования охотоведческой науки. На конец 1996 г. по данным Госкомстата России в России состоит по списку работников охотничьего хозяйства 27 409 человек. Для сравнения в 1990 г. их численность была значительно больше и составляла 47 479 человек. Поскольку охотничьи животные подвижны, совершают значительные сезонные миграции и быстро расселяются, то для научно обоснованного управления необходимо при помощи унифицированных методик единовременно собирать учетные данные с обширных территорий. Это является одним из обоснований деятельности системы централизованного слежения за состоянием ресурсов охотничьих животных - Государственной службы учета охотничьих ресурсов России. Она позволяет для оценки качества и последующей обработки первичных учетных материалов привлекать высококвалифицированных специалистов, оперативно получать сведения о состоянии ресурсов охотничьих животных со всей России. Кроме того, некоторые виды работ по оценке численности (например, определение пересчетных коэффициентов зимнего маршрутного учета), могут быть выполнены только централизованно. Наличие унифицированных данных из соседних регионов облегчает контроль качества учетных работ и позволяет оценивать состояние популяций охотничьих животных даже, если их популяции обитают на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Миграционная подвижность охотничьих животных, популяционная организация видов диктуют необходимость постепенного перехода к управлению конкретными популяциями. Поскольку популяции часто размещаются в пределах нескольких субъектов Российской Федерации приоритет в деле контроля за состоянием популяций и их рационального использования отдан федеральным органам управления охотничьим хозяйством. В качестве примера можно привести Таймырскую популяцию дикого северного оленя (около 600 тысяч голов), которая летом располагается в Таймырском автономном округе, а зимой - в основном в Эвенкии. Для рационального использования этой популяции, соблюдения интересов, как Таймырского, так и Эвенкийского автономных округов, научно обоснованное определение квот добычи дикого северного оленя осуществляется на федеральном уровне. В соответствии с ратифицированной Россией КБР необходимо отказаться от необоснованного изменения возрастной и половой структуры популяций охотничьих животных и совершенствовать методы их добычи, сохраняющие естественные параметры популяций. Федеральный закон "О животном мире" в основных принципах государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира предусматривает платность их использования. Целесообразно расширение списка видов охотничьих животных, на добычу которых выдаются платные разрешения. Это позволит пополнить федеральный и региональный бюджеты, изыскать дополнительные средства для улучшения финансирования работ по охране, учету и воспроизводству ресурсов охотничьих животных. Весьма важным в промысловых регионах оказался вопрос о применении так называемых "гуманных капканов". Традиционный промысел в этих регионах велся вполне "гуманными" методами - опадающие ловушки из бревен практически сразу убивали животное. В 30-х гг., когда была сломана система закрепления угодий за семьями охотников, капитальные ловушки стали вытесняться металлическими капканами. Быстрое перевооружение охотников новыми капканами в условиях кризиса вряд ли возможно. Для возврата к традиционным самоловам необходимо возрождать систему длительного закрепления охотничьих угодий за охотниками, в т.ч. за семьями коренных народов, у которых охота - основная форма хозяйствования. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА УЧЕТА ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 августа 1990 г. № 279 Главохота РСФСР вошла в структуру вновь образованного Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 1993 г. № 593 в составе этого Министерства было образован Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, на который возложены функции государственного контроля и управления ресурсами охотничьих животных России. В соответствии с Федеральным законом "О животном мире" (ст.12) органы государственного управления и контроля не занимаются хозяйственной деятельностью по использованию охотничьих ресурсов. Поэтому бывшие Государственные хозяйства Главохоты РСФСР были выведены из подчинения Охотдепартамента. Эти предприятия акционировались и перешли в подчинение субъектов Российской Федерации. С 1994 года Государственный контроль за состоянием охотничьих ресурсов и ведением охотничьего хозяйства Правительством Российской Федерации возложен на Охотдепартамент Минсельхозпрода России. Им ежегодно осуществляется проверка деятельности всех организаций, занимающихся вопросами охраны охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства в Российской Федерации. Для выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1342 "О порядке ведения государственного мониторинга объектов животного мира" увеличено количество видов охотничьих животных, контроль за состоянием ресурсов которых осуществляется на федеральном уровне. В 1997 г. Госохотучетом России определена численность тетеревиных птиц в России. Разработана методика по определению численности водоплавающих птиц. Ведется слежение за изменениями возрастно-половой структуры популяций наиболее ценных видов охотничьих животных. Основой получения информации по численности большинства видов охотничьих животных является зимний маршрутный учет (ЗМУ). Учетными работами этим методом охватывается в настоящее время большая часть территории России. В 1964 г. зимний маршрутный учет был проведен на 8,6 тыс. маршрутов, общей протяженностью 106 тыс. км., в 1981 г. в обработку поступили карточки по 30,5 тыс. маршрутам (более 337 тыс. км). В 1990 г. в целом по России было заложено 34,0 тыс. маршрутов, общей протяженностью в 354,4 тыс. км. В 1998 г. был преодолен определенный рубеж - в Российской Федерации учет был проведен на 50 тысячах маршрутов. В 1999 г. этот уровень учетных работ был несколько увеличен - в центральное звено Госохотучета России для обработки поступили данные 50,6 тыс. учетных маршрутов, общей протяженностью 515,9 тыс. км. В 1999 г. объемы зимнего маршрутного учета в России были наибольшими за весь период его проведения, при этом отмечается повышение качества поступающих из регионов данных. Расширяется география зимнего маршрутного учета. Данные по объемам учетных работ последних лет свидетельствуют, что в настоящее время зимний маршрутный учет стал основным методом учета в большинстве регионов Западной и Восточной Сибири и юга Дальнего Востока. В 1990 г. в Западно-Сибирском экономическом районе заложено 1483 маршрута; в Восточно-Сибирском - 1600; Дальневосточном - 1399 маршрутов; в 1999 г. в Западной Сибири учет проведен на 5462 учетных маршрутах; в Восточной Сибири - 5967; Дальнем Востоке - 3784. Среди регионов европейской части России и Урала с многолетним опытом работ по проведению ЗМУ выделяются регионы с устойчиво хорошим качеством предоставляемого первичного учетного материала. Материалы хорошего качества поступают из Владимирской, Вологодской, Костромской, Московской, Брянской, Курганской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Ярославской областей, республик Марий-Эл, Удмуртской и ряда других регионов. Из регионов Сибири и Дальнего Востока качественные материалы поступают из Амурской, Кемеровской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области. Значительные объемы учетных работ выполняются под руководством территориальных охотуправлений в Республике Бурятия, Алтайском и Красноярском краях, Иркутской области. В ряде регионов Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского, Поволжского экономических районов с неустойчивым снежным покровом ведется учет млекопитающих на пробных площадках методом прогона. Несмотря на значительные сложности проведения учетных работ, большое внимание к оценке ресурсов проявляют территориальные охотуправления Ростовской области, Краснодарского края, республик Адыгея, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии. В этом году впервые за последние годы получена информация по состоянию ресурсов основных видов охотничьих животных из Республики Саха. Ведется работа по организации зимнего маршрутного учета в Республике Алтай. Проведение троплений суточных наследов животных необходимо для определения пересчетных коэффициентов зимнего маршрутного учета. В свою очередь пересчетные коэффициенты используются для определения численности охотничьих животных. Определение пересчетных коэффициентов осуществляется отделом охотничьего ресурсоведения Контрольного информационно-аналитического центра охотничьих животных и среды их обитания Охотдепартамента Минсельхозпрода России, входящим в состав центрального звена Госохотучета России. Многолетние данные по троплениям хранятся в базе данных и могут в случае необходимости оперативно привлекаться для определения пересчетных коэффициентов. Кроме того, централизованная обработка дает возможность использовать качественные материалы из соседних областей со сходными природно-климатическими условиями. Определение пересчетных коэффициентов, согласно существующей методике, проводится ежегодно, т.к. их значения существенно зависят от длины суточного хода охотничьих животных. Длина суточного хода охотничьих животных в свою очередь зависит от условий данного года, в частности высоты и плотности снежного покрова, наличия и доступности корма и ежегодно изменяется. С каждым годом количество и качество проводимых в регионах троплений суточных наследов зверей возрастает. Количество и качество поступивших в центральное звено Госохотучета РФ материалов по троплениям в 1999 г. было самым высоким за весь период проведения учетных работ. Количество и километраж маршрутов зимнего маршрутного учета охотничьих животных в Российской Федерации, а также количество проведенных троплений, обработанных центральным звеном Госохотучета России, представлены в таблице 3. Таблица 3. Объемы работ по зимнему маршрутному учету в Российской Федерации
В 1998 г. был начат массовый переход ЗМУ на систему постоянных учетных маршрутов, используя, в частности, накопленный в Финляндии опыт. Система постоянных учетных маршрутов, по своей сути, имеет ряд преимуществ. Предполагается, что за счет оптимизации объемов учетных работ и совершенствования системы размещения маршрутов возможно перейти на новый качественный уровень, связанный с повышением репрезентативности результатов учета. Другой немаловажный результат этого перехода - точная привязка учетного маршрута к местности, так как теперь каждый маршрут имеет свой номер, обозначен на карте. В связи с этим, учетные работы становятся более контролируемыми, что должно повлечь повышение качества учетов. В 1999 году впервые за весь период проведения зимних маршрутных учетов центральным звеном Госохотучета России были разработаны пересчетные коэффициенты ЗМУ для куриных птиц. Это позволило уточнить оценки численности ряда видов куриных птиц для территории Российской Федерации. Для оценки состояния ресурсов охотничьих животных кроме данных зимнего маршрутного учета по ряду регионов использованы результаты учета охотничьих животных методом прогона, учета на подкормочных площадках, данные авиаучетов, аналитические оценки состояния охотничьих ресурсов. Использованы также данные о количестве выданных охотникам лицензий, фактической добыче основных видов охотничьих животных. Для оценки доли сеголетков и соотношения полов в популяциях диких копытных животных использованы данные троплений суточных наследов охотничьих животных и визуальных наблюдений. Данные о добыче ряда пушных видов охотничьих животных собирались территориальными охотуправлениями на основе сведений, содержащихся в использованных разрешениях на добычу этих видов. Для сезона охоты 1998 - 1999 гг. эти сведения поступили из 68 субъектов Российской Федерации. Несмотря не некоторую неполноту, эти данные впервые с 1995 года дают определенное представление об объемах добычи ряда пушных видов. Оценка добычи водоплавающих птиц также осуществлялась на основе сведений, содержащихся в использованных разрешениях на добычу этих видов, систематизированных территориальными охотуправлениями. Для водоплавающих птиц были введены поправки на неполноту данных и предпринята попытка дать оценку полной легальной добычи этих птиц для территории Российской Федерации. Оценка состояния среды обитания охотничьих животных основана на материалах Гидрометеоцентра России и сведениях, содержащихся в отчетах территориальных охотуправлений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|