|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По традиции, сложившейся в России на протяжении многих лет, учет природных ресурсов, в том числе биологических, и контроль за их состоянием был возложен на министерства и ведомства, осуществляющие использование данных ресурсов. В этих государственных органах имеются специальные подразделения, в задачу которых входит контроль и определение политики в области сохранения определенного вида ресурса. Это определяло в прошлом и определяет в настоящее время набор параметров мониторинга биоты, в котором широко представлены оценки состояния объектов как "ресурсов". На протяжении многих лет сформировались системы мониторинга различных объектов, которые могут рассматриваться как составные части общенациональной системы. Наибольшее развитие получили ведомственные системы мониторинга абиотических факторов, к которым в первую очередь следует отнести мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, почв; качества поверхностных вод и их ресурсов; геологической среды, в том числе качества и ресурсов и т.п. Ведущим государственным органом, осуществляющим эту деятельность, является Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Кроме того, в составе Министерства природных ресурсов Российской Федерации и в системе Минсельхозпрода России имеются подразделения, которые контролируют состояние среды и экосистем на подведомственных территориях (в лесах, на аграрных землях). Особое место в этом ряду занимает мониторинговая программа "Летопись природы" - ежегодная сводка данных о состоянии заповедных территорий, охраняемых популяций растений и животных, интересных природных объектов. В некоторых заповедниках такие "Летописи" ведутся уже 40-50 лет и включают непрерывные ряды данных по численности животных, биологическому разнообразию, динамике экосистем. Параллельно, здесь приводятся данные климатических наблюдений. Имея столь развитую сеть биологических станций (заповедников), Россия долгие годы получала достоверную информацию о тенденциях изменения биоразнообразия на модельных территориях во всех природных зонах и основных физико-географических регионах. В связи со значительностью территории и разнообразием физико-географической и, в целом, экологической ситуации в разных частях страны, для России наиболее целесообразен дифференцированный подход, учитывающий региональную специфику. Отдельные отрасли обеспечить это не могут, т.к. размещают точки наблюдений в соответствии с распространением ресурса, который используют. Пока на государственном уровне отсутствует орган и инфраструктура, обеспечивающая сбор, обработку, анализ и проверку поступающей информации, в том числе и от отраслевых министерств и ведомств, научных организаций и других источников. На стадии подготовки находится набор приоритетных параметров по слежению за компонентами биоразнообразия, имеющих важное значение для их сохранения и устойчивого использования. Выявляется спектр антропогенных факторов, оказывающих наиболее сильное воздействие на биоразнообразие и учитываемых при мониторинге его состояния. Для организации национальной системы мониторинга создается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), как межведомственная информационно-измерительная система в целях информационной поддержки управления охраной природы в России. Она будет функционировать на двух иерархических уровнях - федеральном и административно-территориальном, органически связанными с соответствующими уровнями управления природоохранной деятельности. В ряде регионов созданы и функционируют региональные информационно-аналитические центры, оснащенные современными компьютерными технологиями, включая ГИС-технологии обработки данных. Карантинный мониторинг. Проблема инвазий организмов имеет две составляющие - экологическую и биотическую. С позиции экологической - появление в стране нового организма - катастрофа, угроза разрушения аборигенных популяций растений и животных, возможная деградация природных экосистем и агроэкосистем. С биотических позиций при инвазиях видов-интродуцентов - происходит увеличение уровня биоразнообразия страны, реже - вытеснение аборигенных видов. Государственная служба карантина растений в России координируется Минсельхозпродом России. В ее состав входят следующие организации:
Полнота карантинного мониторинга за поступающими на территорию России организмами и оценка последствий их завоза зависит от эффективности работы карантинных инспекций, уровня биологической (систематической) подготовки карантинных инспекторов, наличия современной информационной системы и связи с научными учреждениями, обладающими специфической информацией по энтомологии, ботанике, фитопатологии, вирусологии, агрономии (Зоологический институт РАН, Зоомузей Московского Государственного Университета, Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии и т.д.). Слабое звено в карантинном мониторинге - общий уровень биологической подготовки инспекторов по карантину растений и отсутствие информационной системы (ГИС) и базы данных по распространению карантинных организмов, как на территории России, так и в мире. Карантинная служба в России направлена только на мониторинг и защиту лесного и сельского хозяйства от очень ограниченного числа инвазионных организмов (растений, насекомых, грибов, бактерий). В отношении биологического загрязнения природных экосистем, флоры и фауны собираются ограниченные сведения по лесным и аграрным экосистемам. Наблюдения за генетическими новообразованиями не ведутся. Для усиления роли карантинного мониторинга необходимо развитие и минимальная поддержка исследований по систематике организмов, аборигенной флоре и фауне в связи с их биологическим загрязнением и по ГИМО, а также создание координирующего, информационного центра для сбора и обработки подобной информации от служб карантина растений, ветеринарной службы, научных институтов. Мониторинг состояния охотничьих животных. Ежегодная оценка состояния ресурсов промысловой фауны в России проводится Департаментом по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России. Результаты учетов раз в 5 лет обобщаются в специальных сборниках, в которых приводятся сведения по численности 18 видов охотничьих животных в отдельных регионах России, динамика охотничьих угодий. Такой мониторинг состояния популяций охотничьих животных осуществляется в настоящее время в 84 субъектах Российской Федерации. Основные методы учета:
Система учета численности животных была создана в конце 50-х гг. Сейчас в центральном звене Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России ежегодно обрабатывается более 44 тысяч карточек учета следов животных. Общая протяженность маршрутов учета - до 320 тыс. км в год. Для расчета плотности населения животных сейчас используются компьютерные технологии. Однако, сбор, первичная обработка и передача информации, по-прежнему происходит без применения современных технологий. Основные показатели мониторинга биоразнообразия в России. Сложившаяся система мониторинга биоразнообразия в России отличается исключительно ведомственным (отраслевым) подходом и отсутствием четкой координации действий. Наиболее полные сведения о состоянии биоразнообразия, экосистем и ландшафтов, служащих местообитаниями для растений и животных, а также биологических ресурсов страны можно найти в ежегодных государственных докладах о состоянии окружающей природной среды России, которые издаются с 1989 года и содержат информацию от всех министерств и ведомств, связанных с сохранением биоразнообразия и использованием биологических ресурсов. Однако многие показатели состояния биоразнообразия остаются неиспользованными и хранятся в отраслевых архивах. Ниже приводится перечень показателей мониторинга биоразнообразия в России и системы наблюдения и контроля за его состоянием (табл.1). Таблица 1. Перечень основных показателей мониторинга биоразнообразия в России и органы его осуществляющие
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|