![]() ![]() |
Основной
груз природоохранных расходов несут те предприятия, которые осуществляют
основную массу статистически наблюдаемых загрязнений. При этом роль федерального
бюджета в финансировании этих затрат находится в последние годы на уровне
0,3-0,4%. В этих условиях государственное влияние может строиться преимущественно
на координации природоохранной деятельности и поощрения вложений в приоритетные
для общества направления. Эффективность воздействия государства на направления
и объемы текущих природоохранных затрат независимых производителей в решающей
степени зависит от конструктивного партнерства с крупным бизнесом.
Иной путь управления может использоваться там, где государство имеет
значительную долю в экономике. Подобная ситуация объективно складывается
в периферийных регионах, где экономика более депрессивна и не привлекает
частный бизнес. На государстве в этом случае лежит прямая ответственность
за организацию природоохранной деятельности, при этом условия для маневра
минимальны из-за хронической нехватки ресурсов.
В процессе сбора сведений об экологических издержках более половины
крупнейших российских компаний предоставили АНО «НЭРА» сведения о своих
затратах на деятельность по охране окружающей среды. Для тех компаний,
которые этих сведений не представили, оценка выполнена на основании статистических
сведений о природоохранных затратах в отраслях и регионах России, к которым
относятся предприятия каждой компании. В настоящем издании этот материал
систематизирован и впервые опубликованы списки компаний с наибольшими уровнями
природоохранных затрат, инвестиций и стоимости основных фондов.
Описание ситуации. Сама охрана окружающей среды от вредных и опасных воздействий
производства является элементом производства, которое осуществляется с
использованием разнообразных технических систем. Для характеристики уровня
технической оснащенности труда в сфере охраны природы и, соответственно,
сегмента рынка экологического оборудования и капитальных сооружений использован
показатель стоимости основных фондов – зданий, сооружений, машин и оборудование
по охране окружающей среды. Отношение этого показателя к объемам оплаты
труда фактически является нормированием на численность занятых в экономике
(с учетом разницы в уровнях оплаты труда в разных отраслях и регионах).
![]() |
Показатели для определения рейтингов.
Стоимость основных фондов по охране окружающей среды в %% к затратам на оплату труда занятых в экономике в 2003 году. |
РЕГИОНЫ: Смоленская область, Томская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область, Ханты-Мансийский а.о., Астраханская область.
КОМПАНИИ:
ОАО Казаньоргсинтез, ОАО Челябинский трубопрокатный завод, ОАО Нижнекамскшина,
ОАО Нижнекамскнефтехим, ОАО Татнефть, ОАО ЮКОС, ОАО Архангельский ЦБК.
Описание ситуации. Динамика технической оснащенности природоохранной
деятельности складывается из процессов выбытия основных фондов и их обновления
за счет инвестиций. С использованием сведений об уменьшении стоимости природоохранных
объектов в последние годы и данных о среднегодовых инвестициях в основной
капитал природоохранного назначения можно оценить динамику процессов экологической
модернизации производства.
![]() |
Показатели для определения рейтингов.
Разница между стоимостью введенных за счет инвестиций и выбывших основных фондов по охране окружающей среды в % к среднегодовой стоимости этих фондов (2000-2003 гг.). |
РЕГИОНЫ: Ненецкий а.о., Еврейская а.о., Таймырский а.о., Республика Адыгея, Республика Тыва, Республика Марий-Эл, Московская область.
КОМПАНИИ: ОАО ЛУКОЙЛ, ОАО Акционерная нефтяная компания Башнефть,
ОАО Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК, ОАО НГК Славнефть, ОАО НК Роснефть,
ОАО Сургутнефтегаз, ОАО Архангельский ЦБК.
Описание ситуации. Уровень ежегодных расходов на охрану окружающей
среды складывается из двух крупных статей – текущих затрат и инвестиций
в основной капитал. Сумма этих статей природоохранных расходов отнесенная
к суммарным затратам на оплату труда в отраслях экономики позволяет ранжировать
субъектов хозяйственной деятельности по активности финансирования. Подобная
оценка может использоваться для определения приоритетов при поиске потребителей
экологического оборудования, расходуемых материалов и услуг, в т.ч. интеллектуальных
продуктов природоохранного назначения.
![]() |
Показатели для определения рейтингов.
Текущие затраты и инвестиции в основной капитал направленные на охрану окружающей среды в %% к затратам на оплату труда занятых в экономике в 2003 году. |
РЕГИОНЫ: Ленинградская область, Ханты-Мансийский а.о., Красноярский край, Оренбургская область, Липецкая область, Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан.
Описание ситуации. Изменение уровня внимания субъектов хозяйственной
деятельности к охране окружающей среды надежнее всего характеризуется изменениями
в уровнях ежегодных расходов (текущих затрат и инвестиций). Чтобы оценка
отражала объективную ситуацию, а не ценовой рост, вызванный инфляцией,
сравнение проведено не по валовому уровню затрат, а по удельным экологическим
расходам, в сравнении с уровнем затрат на оплату труда в отраслях экономики.
![]() |
Показатели для определения рейтингов.
Динамика удельного уровня текущих затрат и инвестиций на охрану окружающей среды с 2000 по 2003 гг. (%). |
РЕГИОНЫ: Камчатская область, Республика Адыгея, Еврейская а.о., Республика Марий-Эл, Калининградская область, Ханты-Мансийский а.о., Вологодская область.
КОМПАНИИ: ОАО Акционерная нефтяная компания Башнефть, ОАО Апатит, ОАО Сургутнефтегаз, ОАО ЛУКОЙЛ, ОАО ХК Якутуголь, ОАО НК Роснефть, ОАО ГМК Норильский никель.
![]() |