Дорогие Коллеги, Добро пожаловать в сентябрьский выпуск новостей портала BioDat! Мы возобновляем рассылку новостей. Длительный перерыв вызван полевым сезоном и неясностью судьбы заповедников и национальных парков, которая была предметом нашего внимания зимой и весной этого года. Только к августу стали проступать контуры последствий реорганизации Правительства для управления системой ООПТ России. К сожалению, эта тема остается тревожной. Мы будем благодарны Вам за пересылку этого письма друзьям и коллегам, региональным СМИ и отдельным журналистам, которым подобная информация может помочь в подготовке материалов по этой теме, не теряющей актуальности уже почти год. СЕГОДНЯ: 1. О текущей ситуации в сфере государственного управления федеральной системой природных заповедников и национальных парков "Трижды забытые" заповедники - паралич управления "Федерализация" природных парков Ограбление "по чиновничьи" 2. Вакансия WWF 3. Конкурс проекта ECORA 4. Конференции ----------------------------------- 1. О текущей ситуации в сфере государственного управления федеральной системой природных заповедников и национальных парков. "Трижды забытые" заповедники - паралич управления После завершения полгода назад "правления" В.Г. Артюхова система заповедников и национальных парков оказалась в условиях полного ступора управления. При выработке структуры органов государственной власти и последовавших корректировках этой структуры о заповедниках трижды "забывали". В результате возникла правовая коллизия, когда ни один из вновь созданных органов не располагает всем комплексом прав необходимых для управления этой системы государственных учреждений и соответствует нормам Указа Президента. Формирование нормативной базы деятельности ООПТ может осуществлять Министерство природных ресурсов. Контрольно-надзорные функции лишь отчасти могут выполняться Службой надзора в сфере природопользования (правда не понятно, почему не экологическим надзором). Но совершенно непонятно кто имеет право организовывать научно-производственную деятельность и при этом управлять огромным куском государственной собственности (более 3,7% от площади государственных и муниципальных земель, не переданных кому-либо в пользование или аренду). По логике реформирования системы управления такие функции доступны лишь федеральным агентствам, но в системе МПР России нет агентства по охраняемым природным территориям. Созданные структуры фактическим расписались в своем непонимании проблем ООПТ и в неспособности к осмысленным действиям, когда подошли плановые сроки рассмотрения на Правительстве вопроса "О совершенствовании правового регулирования в сфере управления особо охраняемыми природными территориями". С 12 августа (плановый срок рассмотрения) этот вопрос уже трижды откладывался по просьбе Министерства природных ресурсов. "Федерализация" природных парков. В это время на стол Президента лег принятый Думой (31.07.04) и одобренный Советом Федерации (08.08.04) свод поправок в ряд законов (в т.ч. Закон об ООПТ) для четкого разграничения полномочий Федерации, регионов и муниципалитетов. Среди вполне безобидных уточнений эти поправки закрепляют федеральный статус природных парков. Инициировавшие эту поправку Минэкономразвития и Минфин России наивно полагали, что все проблемы между регионами и центром будут сняты после простой замены в Законе слова "региональный" на "федеральный". Однако природные парки, которые создавались субъектами Федерации с включением федеральных земель, объективно требуют регионального участия в текущем функционировании. Для дяди в Москве на энтузиазме никто эту работу не будет делать. А готовы ли федеральные органы принять на себя эквивалентное по затратам труда, денег и душевной энергии продолжение строительства региональных систем территориальной охраны природы? Вопрос риторический, поскольку всем ясен ответ. Минфин включил в проект бюджета 2005 года 100 млн. рублей на содержание природных парков, что составляет 7,6 рубля на гектар в год, или в 7 раз меньше, чем реально получают парки в последние годы (около 55 рублей на гектар площади в сопоставимых ценах). Попытка разрубить Гордиев узел проблем пока лишь на корню подрубает уникальный опыт субъектов Федерации (Республики Саха-Якутии, Камчатской и Волгоградской областей) по реальному резервированию земель для природоохранных нужд. Нетривиальная ситуация возникла даже в Москве, где при буквальном прочтении нового Закона, природные парки ("Битцевский лес" и другие), в общей сложности 6585 гектаров сверхдоходной московской земли, могли стать объектом федерального управления. Московские юристы спешно начали переоформление "природных" парков в парки "природно-исторические". И вот уже из Минфина поступают сигналы о готовности отменить только что принятую по его же инициативе поправку. Ступор управления системой ООПТ проявился в том, что непосредственно в Правительстве не нашлось людей способных профессионально и кропотливо разбираться в деталях. Ограбление "по чиновничьи" Не менее скандальными оказались и первые реальные действия вновь созданных органов надзора в сфере природопользования. В пункте 2 Положения об этой Службе (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400) оговорен временный характер ее полномочий. Установлено, что ... "Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения" ... "до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации". В России нет ничего более страшного, чем временщики.... В структуре этой Федеральной службы не предусмотрено даже самостоятельного специализированного Управления особо охраняемых природных территорий - вместо этого лишь маленький (5 чел.) отдел. Проводимая руководством службы кадровая политика привела к тому, что наиболее опытные, квалифицированные и авторитетные работники упраздненного Департамента особо охраняемых природных территорий МПР России не нашли себе применения в новоявленной структуре. В этих условиях её руководство начало свою деятельность попыткой ограбления заповедников и национальных парков. Руководство Службы выступило с инициативой вывода из структур подведомственных государственных природных заповедников и национальных парков инспекторского состава, осуществляющего охрану их территорий (около 4000 чел.) и включения этих работников в штат территориальных органов Службы (с передачей соответствующих бюджетных ассигнований на их содержание, в первую очередь фонда заработной платы). Фонд заработной платы служб охраны - это половина штатного состава заповедников и национальных парков, причем часто в тех местах, где других работников попросту нет. Действия господина Волоха (выходца из силовых структур, который на предыдущем посту "зачищал" от коррупции аппарат Госкомрыболовства) это почти цитата из лучшего знатока российской бюрократии М.Е. Салтыкова-Щедрина, когда от медведя на воеводстве "... кровопролитиев ждали, а он чижика съел!". ----------------------------------- 2. Вакансия WWF В WWF России открывается вакансия: Руководитель лесной программы Место работы: г.Москва Испытательный срок: 3 месяца Должностные обязанности: 1. Обеспечение планирования и выполнения Лесной программы WWF России (ЛП) в координации с Лесной программой WWF, отдельных национальных организаций и проектов WWF в мире. 2. Руководство сотрудниками отдела лесной программы. 3. Представительство ЛП на федеральном, региональном и местном уровнях, в среде бизнеса, среди НПО и местных сообществ и содействие включению целей ЛП в соответствующие международные, федеральные и региональные программы, а также программы других НПО. 4. Организация сотрудничества WWF России с федеральными и региональными органами власти, ответственными за управление в области сохранения лесов и устойчивого лесопользования, и международное сотрудничество в этой области. 5. Инициирование, разработка и обеспечение получения новых проектов WWF России, в соответствии с компонентом ЛП Стратегии WWF России. 6. Управление реализацией проектов (подбор руководителей проектов, когда необходимо экспертов, руководство руководителями проектов, подготовка технических отчетов). 7. Участие в стратегическом планировании и формировании позиции WWF России по стратегическим вопросам обеспечения сохранения биоразнообразия лесов и устойчивого лесопользования. 8. Развитие связей с экологически ответственным бизнесом в области лесопользования, содействие распространению информации о процессе экологической сертификации лесного хозяйства, содействие вовлечению предприятий лесохозяйственного конмплекса в процесс добровольной экологической сертификации по системе Лесного Попечительского совета и привлечению инвестиций в экологически устойчивые виды лесопользования. 9. Организация проектной деятельности в сфере: o анализа текущего воздействия российского лесного хозяйства на биологическое разнообразие, ресурсы и экосистемы российских лесов и социально-экономическую ситуацию в основных лесных регионах и Глобальных экорегионов в России; o выработки и продвижения предложений к реформированию системы управления лесным хозяйством в России; o действий по снижению неучтенных и незаконных заготовок леса, приданию лесному хозяйству экологически устойчивого характера; o интеграции лесного хозяйства в общее управление природопользованием на экосистемной основе и максимизацию его положительных социальных и экономических эффектов. 10. Координация деятельности по выполнению ЛП в различных полевых офисах и проектах WWF России. 11. Подготовка и распространение материалов о развитии и реализации ЛП в средствах массовой информации и профессиональных кругах. 12. Развитие и поддержание тесных связей с профессиональными кругами, занимающимися сохранением экосистем лесов в России и за рубежом. Требования к кандидату: 1. Высшее образование в области биологии, лесоводства, лесного хозяйства, географии, экономики, юриспруденции, управления, международных отношений. 2. Опыт работы не менее 8 лет в государственных органах, научно-исследовательских организациях по профилю вакансии, международных организациях, лесной отрасли и в бизнесе по профилю вакансии, природоохранных неправительственных организациях. 3. Знакомство с: - современной системой управления лесной отраслью в России; - практикой природоохранной деятельности в сфере сохранения лесных экосистем, рационального использования ресурсов леса; - процессом подготовки проектных предложений; - управлением реализацией проектов; - международными процессами в сфере сохранения и устойчивого использования биоразнообразия лесов. 4. Высокие организаторские способности и коммуникабельность, готовность к общению с органами государственной власти на разных уровнях, средствами массовой информации, бизнесом, сообществом НПО, международными организациями. 5. Свободное владение английским языком (дополнительное владение вторым иностранным языком - является преимуществом). 6. Навыки управления сотрудниками. 7. Свободное владение компьютером и основной оргтехникой. 8. Готовность работать в природоохранной неправительственной организации. Срок подачи заявок до 8 октября 2004 г. включительно, собеседования будут проводится с 25 октября по 5 ноября 2004 г. Желающие работать в дружном коллективе WWF России - присылайте резюме по адресу: nevstifeeva@wwf.ru (Надежда Евстифеева) ----------------------------------- 3. Конкурс проекта ECORA. Российская Федерация совместно с Программой Арктического совет по сохранению арктической флоры и фауны (КАФФ) и ЮНЕП/ГРИД-Арендал инициировали выполнение проекта Глобального Экологического Фонда "Комплексный экосистемный подход к сохранению биоразнообразия и уменьшению фрагментации местообитаний в Российской Арктике" (ЭКОРА). Целью проекта ЭКОРА является сохранение и устойчивое использование биоразнообразия в Российской Арктике. Это многолетний проект, в котором участвуют представители России и других стран циркумполярного региона, коренных малочисленных народов и организаций по охране природы. Проект должен помочь сохранить существующие нетронутые участки природы и поддержать жизненный уровень коренных малочисленных народов и других групп местного населения. Объявление о конкурсе Руководство проекта ищет подходящую кандидатуру для занятия вакантной должности Ассистента для работы в составе Группы реализации проекта (ГРП) в Москве. Ассистент будет отвечать за работу по ведению финансовой отчетности, административным и офисным работам в составе ГРП; помогать руководителям проекта в подготовке финансовых отчетов и отчетов и ходе выполнения проекта; способствовать выполнению задач проекта; и поддерживать контакты между российскими и зарубежными участниками проекта. Кандидате на должности Ассистента должен иметь не менее 5 лет опыта соответствующей работы и должен обладать следующими качествами: - Иметь опыт административной и офисной работы, включая ведение переписки, делопроизводство, написание отчетов; - Бегло говорить по-русски и английски, включая двусторонний устный и письменный перевод; - Иметь опыт работы с зарубежными/международными организациями, государственными учреждениями и исследовательскими/образовательными организациями; - Обладать способностью к координации работ различных организаций; - Иметь опыт организаций заседаний, встреч, семинаров, включаю подготовку необходимых документов; - Уметь пользовать основными компьютерными программами на уровне опытного пользователя, включая программы по набору текстом и созданию баз данных; - Обладать общими знаниями по подготовке финансовых отчетов и соответствующего финансового законодательства; - Уметь готовить отчетную документацию по проекту; - Иметь хорошие навыки устного общения; - Быть аккуратным и хорошо организованным в работе; - Быть способным работать независимо по различным направлениям; - Желательно иметь опыт работы в международных проектах; Кандидаты, желающие занять должность Ассистента, могут направить письмо со своей автобиографией следующим лицам: - И.О.Костин, Менеджер проекта ЭКОРА - Kostin@rcmc.ru (tel. + 7 095 125 57 73) и - Тиина Курвиц, Заместитель менеджера проекта ЭКОРА - Tiina.Kurvits@grida.no (tel. +1 613 262-3395). В связи с тем, что требуется хорошее знание русского и английского языков, Вы должны представить автобиографию соответственно на русском и английском языках. Для получения дополнительной информации о должности Ассистента или проекте в целом Вы можете направить свои вопросы по указанным выше адресам. Дата окончания приема заявок - 17 сентября 2004 г. ----------------------------------- 4. Конференции. Подробности смотрите по указанным в скобках адресам. - Человечество и окружающая среда МГУ им. М.В.Ломоносова, 25-28 октября 2004. (http://ecocenter.msu.ru/conf2004/) - Международный симпозиум по древесине. С-Петербург, октябрь 2004. (http://www.biodat.ru/doc/arc/drev.zip) - Международная конференция ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ: изучение, мониторинг, охрана Тольятти, октябрь 2004. (http://www.biodat.ru/doc/arc/conf1.zip) - Межрегиональная конференция "Экология бассейна реки Дон: Проблемы. Решения." Воронеж, 12 -13 ноября 2004г (http://www.biodat.ru/doc/arc/conf4.zip) - Международная научно-практическая конференция "Пищевые ресурсы дикой природы и экологическая безопасность населения" Киров, 17-18 ноября 2004 г. (http://www.biodat.ru/doc/arc/conf2.zip) - III Международная научно-практическая конференция АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИКараганда, 2-3 декабря 2004 г. (http://www.biodat.ru/doc/arc/conf5.zip) ----------------------------------- ОБ ЭТОМ ПИСЬМЕ * Это письмо пришло к Вам по подписке на новости сервера http://www.biodat.ru . Если оно попало к Вам через коллег и знакомых, то подписаться на последующие новости, периодичность которых не более 1-2 писем в месяц, Вы можете самостоятельно, послав письмо по адресу admin@biodat.ru с единственным словом - SUBSCRIBE или ПОДПИШИТЕ. Если Вы уже подписаны на рассылку, то повторно подписываться не требуется, наши новости будут приходить к Вам до тех пор, пока Вы не захотите отказаться от их получения. * Для отказа от подписки Вам достаточно послать письмо по тому же адресу со словом UNSUBSCRIBE или ВЫЧЕРКНИТЕ.