Дорогие Коллеги, Добро пожаловать в декабрьский выпуск новостей портала BioDat! Мы будем благодарны Вам за пересылку этого письма друзьям и коллегам, региональным СМИ и отдельным журналистам, которым подобная информация может быть нужна или интересна. СЕГОДНЯ: BioDat продолжает информировать своих партнеров о ситуации с управлением заповедниками, национальными парками и использованием биоресурсов. 1. Лидеры общественных природоохранных организаций обратились к Президенту России с предложением создать агентство по особо охраняемым природным территориям при Правительстве Российской Федерации. 2. Секция сохранения биоразнообразия РАЕН обсудила вопрос о возникших в ходе административной реформы проблемах реорганизации государственного управления охраной и использованием биоресурсов и проведения учета охотничьих животных. 3. Опубликован новый обзор "Состояние биоразнообразия природных экосистем России" на 2004 год. ----------------------------------- 1. Лидеры общественных природоохранных организаций обратились к Президенту России с предложением создать агентство по особо охраняемым природным территориям при Правительстве Российской Федерации. Текст обращения, подписанного 29 ноября представителями Всемирного фонда дикой природы России, Гринпис России, Международного Социально-экологического Союза, Центрального совета Всероссийского общества охраны природы, Союза охраны птиц России и Центра охраны дикой природы передан в Администрацию Президента России. Текст обращения опубликован на портале BioDat по адресу http://www.biodat.ru/doc/let_put.htm . В обращении указано, что временное решение о закреплении функций государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий за Росприроднадзором не целесообразно сохранять по трем обстоятельствам. Первое - Созданная управленческая модель противоречит идеологии и задачам проводимой административной реформы. Службы по надзору не в праве управлять государственным имуществом и оказывать платные услуги, в том числе через подведомственные государственные учреждения, каковыми являются заповедники и национальные парки. Второе - Функция государственного управления системой заповедников и национальных парков несвойственна Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и потому не приоритетна. Третье - Созданная на сегодняшний день модель государственного управления системой особо охраняемых природных территорий игнорирует апробированную десятилетиями мировую практику территориальной охраны природы. Наиболее конструктивным выходом из сложившейся ситуации представляется создание специализированного Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное управление в этой сфере и функционирующего под непосредственным руководством Правительства России. Не смотря на то, что после отставки Правительства России 14 февраля 2004 года система органов государственного управления в природоохранной сфере уже дважды уточнялась, этот процесс определенно нельзя считать завершившимся. Наиболее принципиальные проблемы возникли в сфере государственного контроля и государственной экспертизы. Согласно законодательству и принципам организации управления в стране должен быть только один Главный инспектор и одна Государственная экспертиза в экологической сфере, а в результате бюрократической самодеятельности инспектора и экспертизы размножились "делением". Возникшая путаница еще больше дезорганизовала управленческую деятельность и неизбежно приведет к таким правовым коллизиям, которые потребуют уточнения полномочий, функций и, весьма вероятно, структуры органов управления в природоохранной сфере. Видимо именно понимание неизбежности очередной реорганизации подтолкнуло Министерство природных ресурсов на упреждающие действия. Сейчас осуществляется подготовка документов, обосновывающих необходимость создания в системе МПР России экологического агентства. В случае принятия предложений МПР управление заповедниками и национальными парками автоматически отойдет к этому агентству и останется под эгидой МПР, а не под прямым управлением Правительства, как это предлагают лидеры общественных организаций. Какой из предлагаемых вариантов будет принят, сейчас трудно сказать, однако ясно, что само Правительство не считает завершенным процесс формирования структур прямо подчиненных Премьер Министру. Для знатоков бюрократических процедур надежным признаком незавершенности процесса является отсутствие назначения Руководителя "трехголовой" службы. А.Б. Малышев уже пятый месяц функционирует в должности В.Р.И.О. Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 2. Секция сохранения биоразнообразия РАЕН обсудила вопрос о возникших в ходе административной реформы проблемах реорганизации государственного управления охраной и использованием биоресурсов и проведения учета охотничьих животных. В МГУ на кафедре биогеографии 24 ноября 2004 г. состоялось собрание секции сохранения биоразнообразия РАЕН. Обсуждение было сосредоточено на проблемах реорганизации государственного управления охраной и использованием биоресурсов (докл. В.В. Дежкин) и проблемах проведения учетов охотничьих животных, возникших в ходе административной реформы. С позицией В.В. Дежкина подписчики новостей портала BioDat могут ознакомиться в нашем электронном журнале, где опубликована статья "Кому управлять биологическими ресурсами России?" http://biodat.ru/doc/lib/index.htm. Суть позиции в том, что начатая реорганизация госуправления фактически завершает полувековой этап ослабления и фактической ликвидации биоресурсных сегментов в системе органов управления. Это чревато полной утратой уникального опыта государственной координации в охране и использовании охотничьих, рыбных, недревесных растительных ресурсов, а также в управлении заповедниками и национальными парками. По мнению Вадима Васильевича Дежкина необходимо срочно, пока еще сохранились кадры и опыт управления биологическими ресурсами, добиваться создания специального органа (видимо в ранге агентства), координирующего названные направления. В ходе обсуждения было уточнено, что автор концепции считает целесообразным отделиться от управления морским рыболовством (из-за его специфики). Не поддержал Вадим Васильевич и идею создания конгломерата всех органов управления биоресурсными отраслями, который мог бы образоваться при передаче в ведение Минсельхоза России лесного агентства и создании там же дополнительного агентства по охраняемым природным территориям. Формально такая, достаточно простая управленческая реорганизация, ведет к достижению целей объединения органов управления ВСЕМИ биоресурсными отраслями. Однако, в таком крупном образовании управление охотой, внутренним рыболовством и ООПТ может оказаться в положении, подчиненном интересам основных природопользователей (аграриев и лесников). Обсуждение вопроса о месте учетов охотничьих животных в системе функций органов государственного управления было более "приземленным" и ориентированным на поиск выхода из четко обозначившегося управленческого тупика. Суть проблемы в том, что территориальные органы охотничьего контроля, на базе которых в субъектах Федерации формируются подразделения службы ветеринарного и фитосанитарного надзора, отвечают по новым функциям лишь за контроль соблюдения правил охотпользования. Функции ведения учета охотничьих животных (переданные агентству по сельскому хозяйству) в регионах оказались без собственных организаций и кадров. Организовывать и координировать зимний маршрутный учет охотничьих животных, который должен начаться уже через два месяца, просто некому. Срыв учетов автоматически может повлечь срыв оценок численности, обоснования квот добычи, их обязательной госэкспертизы, выделения лимитов отстрела и, в конечном итоге, срыв охотничьего сезона 2005 года. При таком развитии событий вероятна цепная реакция незаконных решений в субъектах Федерации и масштабная дезорганизация охотпользования. Участники обсуждения сошлись в том, что подобный сценарий весьма вероятен и требуется срочное решение, которое способно его предотвратить. Было поддержано обращение к Председателю Правительства Российской Федерации, текст которого размещен по адресу http://www.biodat.ru/doc/let_frad.htm . В продолжение темы для пользователей портала BioDat на странице http://www.biodat.ru/doc/ohot.htm размещена справочная схема, характеризующая соотношение основных функций государственных органов управления в сфере охотничьего хозяйства, возникшие проблемы и возможные пути их преодоления. 3. Вашему вниманию предлагается новый обзор "Состояние биоразнообразия природных экосистем России" на 2004 год, который можно найти по адресу http://www.biodat.ru/doc/biodiv/index.htm . ----------------------------------- ОБ ЭТОМ ПИСЬМЕ * Это письмо пришло к Вам по подписке на новости сервера http://www.biodat.ru . Если оно попало к Вам через коллег и знакомых, то подписаться на последующие новости, периодичность которых не более 1-2 писем в месяц, Вы можете самостоятельно, послав письмо по адресу admin@biodat.ru с единственным словом - SUBSCRIBE или ПОДПИШИТЕ. * Для отказа от подписки Вам достаточно послать письмо по тому же адресу со словом UNSUBSCRIBE или ВЫЧЕРКНИТЕ.