![]() |
Крах охотничьего хозяйства России очевиден. За последние десятилетия растерян
огромный, накопленный многими поколениями охотников и охотоведов опыт,
утрачены профессиональные традиции, отброшена рациональная организация
отрасли, подорвана ресурсная база многих ценных зверей и птиц. Сохранившееся
в угодьях поголовье большинства видов охотничьих животных не в состоянии
удовлетворить запросы российских охотников. Ослабленный до предела охотничий
надзор не способен противостоять браконьерству, которое в ряде регионов
достигло огромных масштабов. Государство утратило интерес к охотничьему
хозяйству и в 2004 году окончательно исключило его из системы государственного
регулирования. Имеющиеся региональные и видовые исключения только подтверждают
основной вывод о разрушении в России древней и традиционной формы
отечественного природопользования.
Нет необходимости еще раз раскрывать современную сущность охоты и охотничьего
хозяйства и обосновывать их право на существование. Этой теме посвящены
десятки исследований, выполненных в последние годы.
Многоаспектность охоты впервые показана, например, в аналитической публикации
коллектива авторов, некоторые положения которой подлежат дальнейшему анализу.
Мы предложили оригинальные тезисы, которые иллюстрируют современную роль
охоты и указывают ее возможное место в реализации Всемирной стратегии охраны
живой природы и в российской системе охотничьего хозяйства. В сокращенном
виде они звучат так (Дёжкин, Сафонов, Улитин, 2005, с изменениями и дополнениями.).
- Охота – традиционный российский вид деятельности, сыгравший яркую роль
в становлении и развитии государства и длительное время занимавший видное
место в экономике страны и ее отдаленных регионов; исторические приоритеты
России категорически не позволяют исключать охотничье хозяйство из системы
государственного развития;
- Охота – один из незаменимых инструментов регуляции экосистемных и биосферных
процессов; ее значение возрастает по мере нарушения экосистем и деградации
биосферы; чем больше человек «осваивает» природу, чем глубже он вмешивается
в ход естественных процессов и «отменяет» естественную экологическую регуляцию,
тем необходимее становится регуляция искусственная, которая в случае с
охотничьими ресурсами имеет форму научно обоснованной охоты;
- Охота - постоянный источник значительных экономических ценностей для
физических лиц и государства в целом; ее экономический потенциал в России
явно недооценен и не используется, реализация его возможна лишь при целенаправленном
внимании и помощи со стороны государства;
- Охота – мощный фактор социального благополучия и сплоченности значительной
части общества, требующий массовой общественной поддержки и защиты от растущих
псевдогуманных спекуляций;
- Охота - эффективная форма сохранения живой природы, охраны и восстановления
охотничьих ресурсов; именно в охоте наглядно воплощается ведущий тезис
Всемирной Конвенции о биоразнообразии – «разумное использование биологических
ресурсов - действенное средство их охраны».
-Охота - неотъемлемая часть государственной системы комплексного природопользования;
полная реализация возможностей охотничьего хозяйства требует наличия современной,
научно обоснованной организации эксплуатации биологических ресурсов биосферы,
тесного и постоянного взаимодействия всех отраслей биологического природопользования,
и прежде всего – сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, заповедного
дела.;
- Охота может существовать и успешно развиваться даже в индустриально развитых
странах при наличии динамических механизмов взаимодействия с отраслями
промышленного природопользования и защиты от присущих им антропогенных
воздействий;
- Для благополучия и успешного прогресса охоты необходимо четкое отделение
права на охотпользование от права на пользование землей и другими природными
ресурсами; неуклонное соблюдение этого принципа, провозглашенного статьей
12 Закона РФ 1995 года «О животном мире»,- обязательное условие сохранения
и эффективности охотничьего хозяйства России;
- Охота – показатель меры цивилизованности страны, ее положения в современном
развивающемся мире; ведущие страны Европы и Северной Америки нашли место
охоты и разумного охотничьего хозяйства в системе цивилизационных ценностей
и комплексного природопользования и продуманно используют ее возможности
для увеличения ВВП, сохранения Живой Природы и формирования гармоничного
человека;
- Охота России, несмотря на понесенные тяжелые потери, все еще имеет богатый
ресурсный и человеческий потенциал и возможности для постепенного возрождения;
полное возрождение охоты может происходить поэтапно и требует на первых
этапах реставрации значительного времени и постоянной государственной и
общественной поддержки.
Опыт многих стран, и в первую очередь США и Канады, подтверждает большое
социальное, экономическое, экологическое и эстетическое значение охоты
в развивающемся индустриальном мире и наличие у нее значительного эколого-ресурсного
потенциала (Дёжкин, 1983; 2006; Сафонов и Миньков, 2005 и др.).
Не случайны многочисленные попытки российских охотоведов, зоологов
и экологов, обескураженных крахом охотничьего хозяйства и непризнанием
его роли Правительством, найти пути выхода из кризиса и «нащупать» тропинку
для выхода из административного и – в какой-то-мере – идеологического болота.
Среди них есть ценные, конструктивные размышления и предложения, нередко
упускающие, однако, на наш взгляд, из вида главные причины кризиса и основные
пути выхода из него. Усилия полностью возродить отрасль и использовать
ее комплексный потенциал, не выходя за пределы проблем охотничьего хозяйства,
к сожалению, бесперспективны. Они могут лишь в какой-то степени улучшить
положение, но коренное изменение ситуации, воссоздание полнокровного охотничьего
хозяйства требуют выхода на «большую дорогу»- дорогу государственной эколого-экономической
и структурной трансформации всей системы биологического природопользования
.
Начиная с 70-х годов мы повторяли очевидную для охотоведов всего мира истину
о принадлежности охотничьего хозяйства к сложной государственной системе
комплексного природопользования и о необходимости внесения корректив в
деятельность этой системы, учитывающих состояние и потребности Живой Природы,
в том числе – охотничьего хозяйства (Дёжкин, 1971; 1975 и др.). С тех пор
ущерб, наносимый живой природе и всему природопользованию несогласованными
действиями сельского, лесного, рыбного, водного хозяйства (плюс разрушающее
влияние отраслей промышленного природопользования), многократно увеличился.
Государство должно понять нетерпимость дальнейшего игнорирования состояния
и потребностей Живой Природы нашей страны. Выход следует искать на пути
экологической оптимизации всего природопользования и – особенно- совершенствования
комплексной системы охраны и эксплуатации живых ресурсов биосферы. Эффективность
этого пути подтверждается, например, огромным позитивным опытом США, где
экономическая эффективность охраны и различных форм использования живой
природы (без стоимости натуральной продукции) составляет не менее 100 млрд.
долл. в год. (Дёжкин, 1983; 2006).
Совершаются ли перемены к лучшему? – К сожалению, нет. Если мы попробуем
провести краткий анализ административной системы биологического природопользования,
сложившейся в России после реформ 2004 года, то получим следующую картину.
- Отсутствует единая функциональная система управления биологическими природными
ресурсами; имеющиеся структуры разбросаны по различным уровням, службам
и агентствам, административно и методически не связанным между собой;
- Сельское хозяйство «автономно», не вовлечено профессионально в систематическую
деятельность по сохранению, эксплуатации и восстановление ресурсов дикого
животного мира; попытки привлечение к этой работе фитосанитаров и ветеринаров
– вместо охотоведов и ихтиологов - является вопиющей ошибкой;
- Лесное и рыбное хозяйства лишены административной самостоятельности и
«погружены» в чуждые для них структуры; нормативные документы, которыми
они руководствуются, не учитывают интересов Живой Природы и охотничьего
хозяйства;
- Организации достаточно высокого уровня по руководству охотничьим хозяйством
и заповедным делом (системой ООПТ) в созданной структуре исполнительных
органов федеральной власти не предусмотрены (лишь в 2007 году возрожден
ведомственный департамент Минсельхоза по координации охотхозяйственной
деятельности).
Вывод очевиден: необходима глубокая административная
реформа биологического природопользования в России, с изменения представлений
о рациональной системе управления в этой сфере. Не ликвидация структурных
«остатков» и не робкая (чаще всего ошибочная) реконструкция управляющих
систем, а их полнокровное восстановление, истинная дебюрократизация – вот
что должно привести к желаемому перелому. В правительстве должен иметься
блок по охране и рациональной эксплуатации природных биологических ресурсов
России.
Что объединяет лесное, рыбное, охотничье хозяйство? – То, что все они эксплуатируют
возобновляемые ресурсы биосферы, ресурсы растительного и животного
мира. И, следовательно, их деятельность может быть подчинена общим принципам
управления. Первый из них – возможность вечного не истощительного использования
биологических ресурсов. Второй – охрана ресурсов через разумную, научно
обоснованную эксплуатацию. Третий – целесообразность и даже неизбежность
комплексной интегрированной деятельности (эти и некоторые другие важные
принципы аккумулированы наукой о биологическом природопользовании; Дёжкин,
1997).
Как мы уже предлагали (Дёжкин и Сафонов, 2004), лесное, рыбное, охотничье
хозяйства могут найти место в общей структуре, предположительно – в Министерстве
биологического природопользования, действующем на единых принципах
(за современной действующей Минприродой должно сохраниться недропользование,
основывающееся на совершенно иных принципах). Их отраслевая самостоятельность
возможна путем сохранения в родственных стенах крупных функциональных структур,
не потерявших связей с предшественниками и сохраняющих отраслевые наименования:
«лесное», «рыбное», «охотничье». Здесь же может найти достойное равноправное
место Федеральный орган по руководству заповедным делом. В регионах могут
быть созданы комплексные управленческие структуры по регулированию лесного,
рыбного, охотничьего хозяйства.
Предлагаемая структура создаст условия для успешной реализации важного
принципа Закона РФ «Об охране окружающей среды», (ст. 3). В новых условиях
появятся возможности для реальной координации всех отраслей биологического
природопользования, сохранения и увеличения биологической продуктивности
всех категорий земельных угодий, в том числе и охотничьих. С этой реформы
мы предлагаем вступить на первый путь возрождения охотничьего хозяйства
России.
Необходимая оговорка: мероприятиям первого и второго пути должны предшествовать
меры по коренному улучшению охраны ресурсов животного мира, по значительному
устрожению ответственности за охотничье (а в масштабах страны – за экологическое)
браконьерство, способное свести на нет все позитивные усилия.
Предлагаемые этапы первого пути возрождения охотничьего хозяйства России:
- Разработка, обсуждение и принятие на государственном уровне стратегии и тактики реформы (трансформации системы) биологического природопользования;Реализация рекомендуемой программы потребует создания специального научного центра на межотраслевой основе, целевого финансирования и займет не менее 7-10 лет. До ее завершения возможно постепенное (попутное) локальное улучшение охотпользования в отдельных регионах России в рамках второго пути..
- Разработка и утверждение Парламентом и Правительством соответствующего Плана действий;
- Подготовка и осуществление Административной реформы в сфере биологического природопользования (см. выше);
- Анализ роли отдельных отраслей природопользования в сохранении, использовании и восстановлении биологической продуктивности биосферы;
- Выявление эколого-экономических и технологических взаимосвязей (взаимозависимостей) отдельных отраслей биологического природопользования;
- Совершенствование отраслевых эколого-экономических основ биологического природопользования; разработка мер по экологической оптимизации сельского, лесного, рыбного, водного хозяйства (с учетом интересов охотничьего хозяйства);
- Разработка и уточнение принципов и методов комплексного использования совокупности биологических ресурсов биосферы; их эколого-экономическая оценка;
- Разработка и реализация перспективной схемы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различного уровня с целью сохранения и восстановления биологических ресурсов биосферы; создание условий для согласованной деятельности в сфере охраны природы и биологического природопользования;
- Разработка и модернизация современного комплекса мероприятий по эффективному ведению охотничьего хозяйства и воспроизводству ресурсов охотничьих животных в системе интегрированного природопользования;
- Создание и совершенствование обновленной законодательной и правовой основы комплексного природопользования, в том числе – принятие принципиально новых Законов о биосфере, об интегрированном использовании биологических природных ресурсов, об охоте и охотничьем хозяйстве;.
- Проведение постоянной широкомасштабной разъяснительной работы при помощи СМИ и другими способами для разъяснения, и внедрения идей комплексного природопользования, охраны биологических природных ресурсов через их разумную эксплуатацию, пропаганда идей и эффективности культурной охоты.
- Разработка и утверждение в Правительстве РФ принципиально нового типового Положения об охотничьем хозяйстве России, содержащего основные общие и региональные принципы и методы управления ресурсами охотничьих животных и систему методического контроля за охотничьим хозяйством субъектов Федерации;Кроме перечисленных мероприятий для более эффективного использования местных возможностей желательно снятие или ослабление налоговой нагрузки на охотхозяйственную деятельность, развитие прогрессивного охотничьего туризма, внедрение в регионах комплексных форм эксплуатации биологических природных ресурсов, восстановление статистических форм учета численности и добычи охотничьих животных, разработка и внедрение статистической формы учета производства и реализации товаров для охотничье-рыболовного хозяйства.
- Осуществление общего регионального охотустройства для выявления перспективных участков и мест концентрации охотничьих животных, создающих локальные возможности быстрого развития охотничьего хозяйства, определение рациональных методов охотпользования; разработка упрощенной и недорогой методики общего оперативного охотобследования регионов;
- Проведение объективной ревизии имеющейся дифференциации охотничьих животных на федеральные и региональные, мигрирующие и местные виды; создание и утверждение новых классификаций;
- Подтверждение исключительного права Федерации на регламентацию охоты на широко мигрирующие виды и разработка соответствующего механизма;
- Подтверждение исключительного права Федерации на все операции с формами животных, включенных в Красную книгу РФ, и уточнение соответствующего механизма;
- Передача субъектам Федерации права собственности на все остальные (местные) виды охотничьих животных и ответственности за их состояние и эксплуатацию;
- Разработка и утверждение субъектами Федерации региональных Правил охоты, предусматривающих всю систему работы с местными видами охотничьих зверей и птиц - от учетов численности до определения норм добычи, стоимости лицензий и проведения мероприятий по воспроизводству; эти правила опираются на федеральное Положение, пересматриваются регулярно в зависимости от изменения состояния ресурсов основных объектов охоты;
- Внедрение локального принципа управления популяциями охотничьих животных, при котором охота в отдельных благополучных частях видового ареала может открываться вне зависимости от общей численности вида (состояния популяций) в других частях ареала на территории региона (при отсутствии хороших возможностей для свободного расселения вида); желательна дифференциация регионов на видовые или комплексные охотничьи участки и регламентация охоты по этим участкам;
- Передача регионам экологической экспертизы на проекты норм добычи в очередном сезоне местных видов охотничьих животных; установление ответственности охотпользователей за искажение исходной информации и сознательное отклонение от нормативов добычи;
- Разработка и утверждение Положений о частных охотничьих хозяйствах, обладающих правом предоставления в аренду охотничьих угодий и продажи физическим лицам разрешений на охоту – с соблюдением действующих федеральных и региональных нормативов;
![]() |