Электронный журнал BioDat

ДВА ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Профессор, академик РАЕН В.В. Дёжкин (Москва)
 Профессор, член-корреспондент РАСХН В.Сафонов (Киров)

                Крах охотничьего хозяйства России очевиден. За последние десятилетия растерян огромный, накопленный многими поколениями охотников и охотоведов опыт, утрачены профессиональные традиции, отброшена рациональная организация отрасли, подорвана ресурсная база многих ценных зверей и птиц. Сохранившееся в угодьях поголовье большинства видов охотничьих животных не в состоянии удовлетворить запросы российских охотников. Ослабленный до предела охотничий надзор не способен противостоять браконьерству, которое в ряде регионов достигло огромных масштабов. Государство утратило интерес к охотничьему хозяйству и в 2004 году окончательно исключило его из системы государственного регулирования. Имеющиеся региональные и видовые исключения только подтверждают основной вывод о разрушении в России древней и  традиционной формы отечественного природопользования.
Нет необходимости еще раз раскрывать современную сущность охоты и охотничьего хозяйства и обосновывать их право на существование. Этой теме посвящены десятки исследований, выполненных в последние годы.                     Многоаспектность охоты впервые показана, например, в аналитической публикации коллектива авторов, некоторые положения которой подлежат дальнейшему анализу. Мы предложили оригинальные тезисы, которые иллюстрируют современную роль охоты и указывают ее возможное место в реализации Всемирной стратегии охраны живой природы и в российской системе охотничьего хозяйства. В сокращенном виде они звучат так (Дёжкин, Сафонов, Улитин, 2005, с изменениями и дополнениями.).
                - Охота – традиционный российский вид деятельности, сыгравший яркую роль в становлении и развитии государства и длительное время занимавший видное место в экономике страны и ее отдаленных регионов; исторические приоритеты России категорически не позволяют исключать охотничье хозяйство из системы государственного развития;
                 - Охота – один из незаменимых инструментов регуляции экосистемных и биосферных процессов; ее значение возрастает по мере нарушения экосистем и деградации биосферы; чем больше человек «осваивает» природу, чем глубже он вмешивается в ход естественных процессов и «отменяет» естественную экологическую регуляцию, тем необходимее становится регуляция искусственная, которая в случае с охотничьими ресурсами имеет форму научно обоснованной охоты;
                - Охота - постоянный источник значительных экономических ценностей для физических лиц и государства в целом; ее экономический потенциал в России явно недооценен и не используется, реализация его возможна лишь при целенаправленном внимании и помощи со стороны государства;
                - Охота – мощный фактор социального благополучия и сплоченности значительной части общества, требующий массовой общественной поддержки и защиты от растущих псевдогуманных спекуляций;
                - Охота - эффективная форма сохранения живой природы, охраны и восстановления охотничьих ресурсов; именно в охоте наглядно воплощается ведущий тезис Всемирной Конвенции о биоразнообразии – «разумное использование биологических ресурсов - действенное средство их охраны».
                 -Охота - неотъемлемая часть государственной системы комплексного природопользования; полная реализация возможностей охотничьего хозяйства требует наличия современной, научно обоснованной организации эксплуатации биологических ресурсов биосферы, тесного и постоянного взаимодействия всех отраслей биологического природопользования, и прежде всего – сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, заповедного дела.;
                - Охота может существовать и успешно развиваться даже в индустриально развитых странах при наличии динамических механизмов взаимодействия с отраслями промышленного природопользования и защиты от присущих им антропогенных воздействий;
                - Для благополучия и успешного прогресса охоты необходимо четкое отделение права на охотпользование от права на пользование землей и другими природными ресурсами; неуклонное соблюдение этого принципа, провозглашенного статьей 12 Закона РФ 1995 года «О животном мире»,- обязательное условие сохранения и эффективности охотничьего хозяйства России;
                - Охота – показатель меры цивилизованности страны, ее положения в современном развивающемся мире; ведущие страны Европы и Северной Америки нашли место охоты и разумного охотничьего хозяйства в системе цивилизационных ценностей и комплексного природопользования и продуманно используют ее возможности для увеличения ВВП, сохранения Живой Природы и формирования гармоничного человека;
                - Охота России, несмотря на понесенные тяжелые потери, все еще имеет богатый ресурсный и человеческий потенциал и возможности для постепенного возрождения; полное возрождение охоты может происходить поэтапно и требует на первых этапах реставрации значительного времени и постоянной государственной и общественной поддержки.
                 Опыт многих стран, и в первую очередь США и Канады, подтверждает большое социальное, экономическое, экологическое и эстетическое значение охоты в развивающемся индустриальном мире и наличие у нее значительного эколого-ресурсного потенциала (Дёжкин, 1983; 2006; Сафонов и Миньков, 2005 и др.).
Не случайны многочисленные попытки российских охотоведов, зоологов и экологов, обескураженных крахом охотничьего хозяйства и непризнанием его роли Правительством, найти пути выхода из кризиса и «нащупать» тропинку для выхода из административного и – в какой-то-мере – идеологического болота. Среди них есть ценные, конструктивные размышления и предложения, нередко упускающие, однако, на наш взгляд, из вида главные причины кризиса и основные пути выхода из него. Усилия полностью возродить отрасль и использовать ее комплексный потенциал, не выходя за пределы проблем охотничьего хозяйства, к сожалению, бесперспективны. Они могут лишь в какой-то степени улучшить положение, но коренное изменение ситуации, воссоздание полнокровного охотничьего хозяйства требуют выхода на «большую дорогу»- дорогу государственной эколого-экономической и структурной трансформации всей системы биологического природопользования .
                Начиная с 70-х годов мы повторяли очевидную для охотоведов всего мира истину о принадлежности охотничьего хозяйства к сложной государственной системе комплексного природопользования и о необходимости внесения корректив в деятельность этой системы, учитывающих состояние и потребности Живой Природы, в том числе – охотничьего хозяйства (Дёжкин, 1971; 1975 и др.). С тех пор ущерб, наносимый живой природе и всему природопользованию несогласованными действиями сельского, лесного, рыбного, водного хозяйства (плюс разрушающее влияние отраслей промышленного природопользования), многократно увеличился. Государство должно понять нетерпимость дальнейшего игнорирования состояния и потребностей Живой Природы нашей страны. Выход следует искать на пути экологической оптимизации всего природопользования и – особенно- совершенствования комплексной системы охраны и эксплуатации живых ресурсов биосферы. Эффективность этого пути подтверждается, например, огромным позитивным опытом США, где экономическая эффективность охраны и различных форм использования живой природы (без стоимости натуральной продукции) составляет не менее 100 млрд. долл. в год. (Дёжкин, 1983; 2006).
                Совершаются ли перемены к лучшему? – К сожалению, нет. Если мы попробуем провести краткий анализ административной системы биологического природопользования, сложившейся в России после реформ 2004 года, то получим следующую картину.
                - Отсутствует единая функциональная система управления биологическими природными ресурсами; имеющиеся структуры разбросаны по различным уровням, службам и агентствам, административно и методически не связанным между собой;
                - Сельское хозяйство «автономно», не вовлечено профессионально в систематическую деятельность по сохранению, эксплуатации и восстановление ресурсов дикого животного мира; попытки привлечение к этой работе фитосанитаров и ветеринаров – вместо охотоведов и ихтиологов - является вопиющей ошибкой;
                - Лесное и рыбное хозяйства лишены административной самостоятельности и «погружены» в чуждые для них структуры; нормативные документы, которыми они руководствуются, не учитывают интересов Живой Природы и охотничьего хозяйства;
                - Организации достаточно высокого уровня по руководству охотничьим хозяйством и заповедным делом (системой ООПТ) в созданной структуре исполнительных органов федеральной власти не предусмотрены (лишь в 2007 году возрожден ведомственный департамент Минсельхоза по координации охотхозяйственной деятельности).
 Вывод очевиден:    необходима глубокая административная реформа биологического природопользования в России, с изменения представлений о рациональной системе управления в этой сфере. Не ликвидация структурных «остатков» и не робкая (чаще всего ошибочная) реконструкция управляющих систем, а их полнокровное восстановление, истинная дебюрократизация – вот что должно привести к желаемому перелому. В правительстве должен иметься блок по охране и рациональной эксплуатации природных биологических ресурсов России.
                 Что объединяет лесное, рыбное, охотничье хозяйство? – То, что все они эксплуатируют возобновляемые ресурсы биосферы, ресурсы растительного и животного мира. И, следовательно, их деятельность может быть подчинена общим принципам управления. Первый из них – возможность вечного не истощительного использования биологических ресурсов. Второй – охрана ресурсов через разумную, научно обоснованную эксплуатацию. Третий – целесообразность и даже неизбежность комплексной интегрированной деятельности (эти и некоторые другие важные принципы аккумулированы наукой о биологическом природопользовании; Дёжкин, 1997).
                Как мы уже предлагали (Дёжкин и Сафонов, 2004), лесное, рыбное, охотничье хозяйства могут найти место в общей структуре, предположительно – в Министерстве биологического природопользования, действующем на единых принципах (за современной действующей Минприродой должно сохраниться недропользование, основывающееся на совершенно иных принципах). Их отраслевая самостоятельность возможна путем сохранения в родственных стенах крупных функциональных структур, не потерявших связей с предшественниками и сохраняющих отраслевые наименования: «лесное», «рыбное», «охотничье». Здесь же может найти достойное равноправное место Федеральный орган по руководству заповедным делом. В регионах могут быть созданы комплексные управленческие структуры по регулированию лесного, рыбного, охотничьего хозяйства.
                Предлагаемая структура создаст условия для успешной реализации важного принципа Закона РФ «Об охране окружающей среды», (ст. 3). В новых условиях появятся возможности для реальной координации всех отраслей биологического природопользования, сохранения и увеличения биологической продуктивности всех категорий земельных угодий, в том числе и охотничьих. С этой реформы мы предлагаем вступить на первый путь возрождения охотничьего хозяйства России.
                Необходимая оговорка: мероприятиям первого и второго пути должны предшествовать меры по коренному улучшению охраны ресурсов животного мира, по значительному устрожению ответственности за охотничье (а в масштабах страны – за экологическое) браконьерство, способное свести на нет все позитивные усилия.
                Предлагаемые этапы первого пути возрождения охотничьего хозяйства России:

- Разработка, обсуждение и принятие на государственном уровне стратегии и тактики реформы (трансформации системы) биологического природопользования;
- Разработка и утверждение Парламентом и Правительством соответствующего Плана действий;
- Подготовка и осуществление Административной реформы в сфере биологического природопользования (см. выше);
- Анализ роли отдельных отраслей природопользования в сохранении, использовании и восстановлении биологической продуктивности биосферы;
- Выявление эколого-экономических и технологических взаимосвязей (взаимозависимостей) отдельных отраслей биологического природопользования;
- Совершенствование отраслевых эколого-экономических основ биологического природопользования; разработка мер по экологической оптимизации сельского, лесного, рыбного, водного хозяйства (с учетом интересов охотничьего хозяйства);
- Разработка и уточнение принципов и методов комплексного использования совокупности биологических ресурсов биосферы; их эколого-экономическая оценка;
- Разработка и реализация перспективной схемы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различного уровня с целью сохранения и восстановления биологических ресурсов биосферы; создание условий для согласованной деятельности в сфере охраны природы и биологического природопользования;
- Разработка и модернизация современного комплекса мероприятий по эффективному ведению охотничьего хозяйства и воспроизводству ресурсов охотничьих животных в системе интегрированного природопользования;
- Создание и совершенствование обновленной законодательной и правовой основы комплексного природопользования, в том числе – принятие принципиально новых Законов о биосфере, об интегрированном использовании биологических природных ресурсов, об охоте и охотничьем хозяйстве;.
- Проведение постоянной широкомасштабной разъяснительной работы при помощи СМИ и другими способами для разъяснения, и внедрения идей комплексного природопользования, охраны биологических природных ресурсов через их разумную эксплуатацию, пропаганда идей и эффективности культурной охоты.
                Реализация рекомендуемой программы потребует создания специального научного центра на межотраслевой основе, целевого финансирования и займет не менее 7-10 лет. До ее завершения возможно постепенное (попутное) локальное улучшение охотпользования в отдельных регионах России в рамках второго пути..
                Второй путь возрождения охотничьего хозяйства ориентирован на оперативное выявление и быструю реализацию местных возможностей сохранения и развития охотничьего хозяйства, освобождение регионов от жесткого и негибкого федерального диктата, широкое проявление разумных региональных инициатив, соответствующих локальным условиям и возможностям.. Этот путь используется и в настоящее время, однако его ускорение и полное раскрытие имеющегося потенциала требует внесения существенных изменений в нормативные основы ведения и регламентации охотничьего хозяйства. Они могут быть следующими:
- Разработка и утверждение в Правительстве РФ принципиально нового типового Положения об охотничьем хозяйстве России, содержащего основные общие и региональные принципы и методы управления ресурсами охотничьих животных и систему методического контроля за охотничьим хозяйством субъектов Федерации;
- Осуществление общего регионального охотустройства для выявления перспективных участков и мест концентрации охотничьих животных, создающих локальные возможности быстрого развития охотничьего хозяйства, определение рациональных методов охотпользования; разработка упрощенной и недорогой методики общего оперативного охотобследования регионов;
- Проведение объективной ревизии имеющейся дифференциации охотничьих животных на федеральные и региональные, мигрирующие и местные виды; создание и утверждение новых классификаций;
- Подтверждение исключительного права Федерации на регламентацию охоты на широко мигрирующие виды и разработка соответствующего механизма;
- Подтверждение исключительного права Федерации на все операции с формами животных, включенных в Красную книгу РФ, и уточнение соответствующего механизма;
- Передача субъектам Федерации права собственности на все остальные (местные) виды охотничьих животных и ответственности за их состояние и эксплуатацию;
- Разработка и утверждение субъектами Федерации региональных Правил охоты, предусматривающих всю систему работы с местными видами охотничьих зверей и птиц - от учетов численности до определения норм добычи, стоимости лицензий и проведения мероприятий по воспроизводству; эти правила опираются на федеральное Положение, пересматриваются регулярно в зависимости от изменения состояния ресурсов основных объектов охоты;
- Внедрение локального принципа управления популяциями охотничьих животных, при котором охота в отдельных благополучных частях видового ареала может открываться вне зависимости от общей численности вида (состояния популяций) в других частях ареала на территории региона (при отсутствии хороших возможностей для свободного расселения вида); желательна дифференциация регионов на видовые или комплексные охотничьи участки и регламентация охоты по этим участкам;
- Передача регионам экологической экспертизы на проекты норм добычи в очередном сезоне местных видов охотничьих животных; установление ответственности охотпользователей за искажение исходной информации и сознательное отклонение от нормативов добычи;
- Разработка и утверждение Положений о частных охотничьих хозяйствах, обладающих правом предоставления в аренду охотничьих угодий и продажи физическим лицам разрешений на охоту – с соблюдением действующих федеральных и региональных нормативов;
                Кроме перечисленных мероприятий для более эффективного использования местных возможностей желательно снятие или ослабление налоговой нагрузки на охотхозяйственную деятельность, развитие прогрессивного охотничьего туризма, внедрение в регионах комплексных форм эксплуатации биологических природных ресурсов, восстановление статистических форм учета численности и добычи охотничьих животных, разработка и внедрение статистической формы учета производства и реализации товаров для охотничье-рыболовного хозяйства.