Комментарий от Дёжкина

ДВА ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


                Крах охотничьего хозяйства России очевиден. За последние десятилетия растерян огромный, накопленный многими поколениями охотников и охотоведов опыт, утрачены профессиональные традиции, отброшена рациональная организация отрасли, подорвана ресурсная база многих ценных зверей и птиц. Сохранившееся в угодьях поголовье большинства видов охотничьих животных не в состоянии удовлетворить запросы российских охотников. Ослабленный до предела охотничий надзор не способен противостоять браконьерству, которое в ряде регионов достигло огромных масштабов. Государство утратило интерес к охотничьему хозяйству и в 2004 году окончательно исключило его из системы государственного регулирования. Имеющиеся региональные и видовые исключения только подтверждают основной вывод о разрушении в России древней и традиционной формы отечественного природопользования.
Не случайны многочисленные попытки российских охотоведов, зоологов и экологов, обескураженных крахом охотничьего хозяйства и непризнанием его роли Правительством, найти пути выхода из кризиса и «нащупать» тропинку для выхода из административного и – в какой-то-мере – идеологического болота. Среди них есть ценные, конструктивные размышления и предложения, нередко упускающие, однако, на наш взгляд, из вида главные причины кризиса и основные пути выхода из него. Усилия полностью возродить отрасль и использовать ее комплексный потенциал, не выходя за пределы проблем охотничьего хозяйства, к сожалению, бесперспективны. Они могут лишь в какой-то степени улучшить положение, но коренное изменение ситуации, воссоздание полнокровного охотничьего хозяйства требуют выхода на «большую дорогу»- дорогу государственной эколого-экономической и структурной трансформации всей системы биологического природопользования .
                Необходима глубокая административная реформа биологического природопользования в России, с изменения представлений о рациональной системе управления в этой сфере. Не ликвидация структурных «остатков» и не робкая (чаще всего ошибочная) реконструкция управляющих систем, а их полнокровное восстановление, истинная дебюрократизация – вот что должно привести к желаемому перелому. В правительстве должен иметься блок по охране и рациональной эксплуатации природных биологических ресурсов России.
                Лесное, рыбное, охотничье хозяйства могут найти место в общей структуре, предположительно – в Министерстве биологического природопользования, действующем на единых принципах (за современной действующей Минприродой должно сохраниться недропользование, основывающееся на совершенно иных принципах). Их отраслевая самостоятельность возможна путем сохранения в родственных стенах крупных функциональных структур, не потерявших связей с предшественниками и сохраняющих отраслевые наименования: «лесное», «рыбное», «охотничье». Здесь же может найти достойное равноправное место Федеральный орган по руководству заповедным делом. В регионах могут быть созданы комплексные управленческие структуры по регулированию лесного, рыбного, охотничьего хозяйства.
                Предлагаемая структура создаст условия для успешной реализации важного принципа Закона РФ «Об охране окружающей среды», (ст. 3). В новых условиях появятся возможности для реальной координации всех отраслей биологического природопользования, сохранения и увеличения биологической продуктивности всех категорий земельных угодий, в том числе и охотничьих. С этой реформы мы предлагаем вступить на первый путь возрождения охотничьего хозяйства России.
                Необходимая оговорка: мероприятиям первого и второго пути должны предшествовать меры по коренному улучшению охраны ресурсов животного мира, по значительному устрожению ответственности за охотничье (а в масштабах страны – за экологическое) браконьерство, способное свести на нет все позитивные усилия.
Ключевые этапы первого пути возрождения охотничьего хозяйства России:

- Разработка, обсуждение и принятие на государственном уровне стратегии и тактики реформы (трансформации системы) биологического природопользования;
- Разработка и утверждение Парламентом и Правительством соответствующего Плана действий;
- Подготовка и осуществление Административной реформы в сфере биологического природопользования (см. выше);
- Совершенствование отраслевых эколого-экономических основ биологического природопользования; разработка мер по экологической оптимизации сельского, лесного, рыбного, водного хозяйства (с учетом интересов охотничьего хозяйства);
- Создание и совершенствование обновленной законодательной и правовой основы комплексного природопользования, в том числе – принятие принципиально новых Законов о биосфере, об интегрированном использовании биологических природных ресурсов, об охоте и охотничьем хозяйстве;.
                Реализация рекомендуемой программы потребует создания специального научного центра на межотраслевой основе, целевого финансирования и займет не менее 7-10 лет. До ее завершения возможно постепенное (попутное) локальное улучшение охотпользования в отдельных регионах России в рамках второго пути..
                Второй путь возрождения охотничьего хозяйства ориентирован на оперативное выявление и быструю реализацию местных возможностей сохранения и развития охотничьего хозяйства, освобождение регионов от жесткого и негибкого федерального диктата, широкое проявление разумных региональных инициатив, соответствующих локальным условиям и возможностям.. Этот путь используется и в настоящее время, однако его ускорение и полное раскрытие имеющегося потенциала требует внесения существенных изменений в нормативные основы ведения и регламентации охотничьего хозяйства. Ключевые этапы могут быть следующими:
- Разработка и утверждение в Правительстве РФ принципиально нового типового Положения об охотничьем хозяйстве России, содержащего основные общие и региональные принципы и методы управления ресурсами охотничьих животных и систему методического контроля за охотничьим хозяйством субъектов Федерации;
- Осуществление общего регионального охотустройства для выявления перспективных участков и мест концентрации охотничьих животных, создающих локальные возможности быстрого развития охотничьего хозяйства, определение рациональных методов охотпользования; разработка упрощенной и недорогой методики общего оперативного охотобследования регионов;
- Проведение объективной ревизии имеющейся дифференциации охотничьих животных на федеральные и региональные, мигрирующие и местные виды; создание и утверждение новых классификаций;
- Подтверждение исключительного права Федерации на регламентацию охоты на широко мигрирующие виды и разработка соответствующего механизма;
- Подтверждение исключительного права Федерации на все операции с формами животных, включенных в Красную книгу РФ, и уточнение соответствующего механизма;
- Передача субъектам Федерации права собственности на все остальные (местные) виды охотничьих животных и ответственности за их состояние и эксплуатацию;
- Разработка и утверждение субъектами Федерации региональных Правил охоты, предусматривающих всю систему работы с местными видами охотничьих зверей и птиц - от учетов численности до определения норм добычи, стоимости лицензий и проведения мероприятий по воспроизводству; эти правила опираются на федеральное Положение, пересматриваются регулярно в зависимости от изменения состояния ресурсов основных объектов охоты.
 Профессор, академик РАЕН В.В. Дёжкин (Москва)
 Профессор, член-корреспондент РАСХН В.Сафонов (Киров)

Полный текст статьи В.В. Дежкина и В.Г. Сафонова, опубликованной в Российской охотничьей газете", 21-27 марта 2007 года, № 12, воспроизведен в Электронном журнале BioDat