![]() |
Крах охотничьего хозяйства России очевиден. За последние десятилетия растерян
огромный, накопленный многими поколениями охотников и охотоведов опыт,
утрачены профессиональные традиции, отброшена рациональная организация
отрасли, подорвана ресурсная база многих ценных зверей и птиц. Сохранившееся
в угодьях поголовье большинства видов охотничьих животных не в состоянии
удовлетворить запросы российских охотников. Ослабленный до предела охотничий
надзор не способен противостоять браконьерству, которое в ряде регионов
достигло огромных масштабов. Государство утратило интерес к охотничьему
хозяйству и в 2004 году окончательно исключило его из системы государственного
регулирования. Имеющиеся региональные и видовые исключения только подтверждают
основной вывод о разрушении в России древней и традиционной формы отечественного
природопользования.
Не случайны многочисленные попытки российских охотоведов, зоологов
и экологов, обескураженных крахом охотничьего хозяйства и непризнанием
его роли Правительством, найти пути выхода из кризиса и «нащупать» тропинку
для выхода из административного и – в какой-то-мере – идеологического болота.
Среди них есть ценные, конструктивные размышления и предложения, нередко
упускающие, однако, на наш взгляд, из вида главные причины кризиса и основные
пути выхода из него. Усилия полностью возродить отрасль и использовать
ее комплексный потенциал, не выходя за пределы проблем охотничьего хозяйства,
к сожалению, бесперспективны. Они могут лишь в какой-то степени улучшить
положение, но коренное изменение ситуации, воссоздание полнокровного охотничьего
хозяйства требуют выхода на «большую дорогу»- дорогу государственной эколого-экономической
и структурной трансформации всей системы биологического природопользования
.
Необходима глубокая административная реформа биологического природопользования
в России, с изменения представлений о рациональной системе управления в
этой сфере. Не ликвидация структурных «остатков» и не робкая (чаще всего
ошибочная) реконструкция управляющих систем, а их полнокровное восстановление,
истинная дебюрократизация – вот что должно привести к желаемому перелому.
В правительстве должен иметься блок по охране и рациональной эксплуатации
природных биологических ресурсов России.
Лесное, рыбное, охотничье хозяйства могут найти место в общей структуре,
предположительно – в Министерстве биологического природопользования,
действующем на единых принципах (за современной действующей Минприродой
должно сохраниться недропользование, основывающееся на совершенно иных
принципах). Их отраслевая самостоятельность возможна путем сохранения в
родственных стенах крупных функциональных структур, не потерявших связей
с предшественниками и сохраняющих отраслевые наименования: «лесное», «рыбное»,
«охотничье». Здесь же может найти достойное равноправное место Федеральный
орган по руководству заповедным делом. В регионах могут быть созданы комплексные
управленческие структуры по регулированию лесного, рыбного, охотничьего
хозяйства.
Предлагаемая структура создаст условия для успешной реализации важного
принципа Закона РФ «Об охране окружающей среды», (ст. 3). В новых условиях
появятся возможности для реальной координации всех отраслей биологического
природопользования, сохранения и увеличения биологической продуктивности
всех категорий земельных угодий, в том числе и охотничьих. С этой реформы
мы предлагаем вступить на первый путь возрождения охотничьего хозяйства
России.
Необходимая оговорка: мероприятиям первого и второго пути должны предшествовать
меры по коренному улучшению охраны ресурсов животного мира, по значительному
устрожению ответственности за охотничье (а в масштабах страны – за экологическое)
браконьерство, способное свести на нет все позитивные усилия.
Ключевые этапы первого пути возрождения охотничьего хозяйства России:
- Разработка, обсуждение и принятие на государственном уровне стратегии и тактики реформы (трансформации системы) биологического природопользования;Реализация рекомендуемой программы потребует создания специального научного центра на межотраслевой основе, целевого финансирования и займет не менее 7-10 лет. До ее завершения возможно постепенное (попутное) локальное улучшение охотпользования в отдельных регионах России в рамках второго пути..
- Разработка и утверждение Парламентом и Правительством соответствующего Плана действий;
- Подготовка и осуществление Административной реформы в сфере биологического природопользования (см. выше);
- Совершенствование отраслевых эколого-экономических основ биологического природопользования; разработка мер по экологической оптимизации сельского, лесного, рыбного, водного хозяйства (с учетом интересов охотничьего хозяйства);
- Создание и совершенствование обновленной законодательной и правовой основы комплексного природопользования, в том числе – принятие принципиально новых Законов о биосфере, об интегрированном использовании биологических природных ресурсов, об охоте и охотничьем хозяйстве;.
- Разработка и утверждение в Правительстве РФ принципиально нового типового Положения об охотничьем хозяйстве России, содержащего основные общие и региональные принципы и методы управления ресурсами охотничьих животных и систему методического контроля за охотничьим хозяйством субъектов Федерации;
- Осуществление общего регионального охотустройства для выявления перспективных участков и мест концентрации охотничьих животных, создающих локальные возможности быстрого развития охотничьего хозяйства, определение рациональных методов охотпользования; разработка упрощенной и недорогой методики общего оперативного охотобследования регионов;
- Проведение объективной ревизии имеющейся дифференциации охотничьих животных на федеральные и региональные, мигрирующие и местные виды; создание и утверждение новых классификаций;
- Подтверждение исключительного права Федерации на регламентацию охоты на широко мигрирующие виды и разработка соответствующего механизма;
- Подтверждение исключительного права Федерации на все операции с формами животных, включенных в Красную книгу РФ, и уточнение соответствующего механизма;
- Передача субъектам Федерации права собственности на все остальные (местные) виды охотничьих животных и ответственности за их состояние и эксплуатацию;
- Разработка и утверждение субъектами Федерации региональных Правил охоты, предусматривающих всю систему работы с местными видами охотничьих зверей и птиц - от учетов численности до определения норм добычи, стоимости лицензий и проведения мероприятий по воспроизводству; эти правила опираются на федеральное Положение, пересматриваются регулярно в зависимости от изменения состояния ресурсов основных объектов охоты.
![]() |