![]() |
Лет десять назад я собирал материалы для книги «Экологам о журналистике»
(вышла в 2001 году). И мне повезло, как везет обычно тому, кто упорно стремится
к определенной цели. Я встретил интереснейшее исследование известного украинского
природоохранителя и публициста Владимира Борейко «Белые пятна истории природоохраны.
СССР. Россия, Украина» (1996). А в ней – ярчайшие примеры писательского
природонигилизма в Советском Союзе.. Я поместил некоторые из них в
своей книге. Хочу напомнить наиболее «красочные». Писатель Федор Панферов:
«Подумать только, что вот текла река Волга, а советский человек заковал
ее в цементную броню и заставил служить себе».
Писатель М.Ильин, автор известной в прошлом книги «Рассказ о великом плане»
(1930):
«Наши степи станут действительно нашими, только тогда, когда мы придем
с колоннами тракторов и взроем плугами тысячелетнюю целину».
В этой книге для детей (!) содержатся удивительно агрессивные названия
глав. В.Борейко приводит их: «Война с рекой», «Война против всех», «Река,
расступись», «Гора, которая будет съедена» и т.д.!.
Писатели выступили в роли провидцев: и Волгу не к месту перекрыли,
и целину бездарно распахали.
В поисках генезиса этого страшного природоборчества В.Борейко неожиданно
(для меня) вышел на… «великого пролетарского писателя» Максима Горького,
который пользовался огромным авторитетом в писательской среде того времени
и которому, естественно, могли подражать, в том числе и в отношении к природе.
В качестве доказательства в книге приведена характерная цитата из Горького:
«Я никогда не восхищался разумом природы», не верил в него и не верю, ибо
в природе слишком много бессмысленного и вредного для человека…Власть
природы над человеком должна быть заменена властью человека над природой»
(цит. по Борейко, 1996).
Казалось бы, все ясно, идейная антиприродная ниточка от Горького к Панферову,
Ильину и им подобным прослеживается совершенно четко. Но, разбирая
архив, я натолкнулся на цитату могущественного в первые послереволюционные
годы Льва Троцкого. Советские писатели могли ориентироваться на него с
не меньшим основанием чем на Максима Горького. Именно он был партийным
идеологом той поры. Мне кажется, прослеживая генезис советской природонигилистики,
полезно познакомиться и с позицией «Человека в кожаной тужурке».
Л.Троцкий писал:
«…Но не только между искусством и производством – одновременно падет стена между искусством и природой. Не в том жан-жаковском смысле, что искусство приблизится к естественному состоянию, а в том, что природа станет «нравственнее». Нынешнее расположения гор и рек, полей и лугов, степей, лесов и морских берегов никак нельзя назвать окончательным. Кое-какие изменения, и немалые, человек в природу уже внес; но это лишь ученические опыты в сравнении с тем, что будет. Если вера только обещала двигать горами, то техника, которая ничего не берет «на веру», действительно способна сдвигать и перемещать горы. До сих пор это делалось в целях промышленных (шахты) или транспортных (туннели); в будущем это будет делаться в несравненно более широком масштабе по соображениям общего производственно-художественного плана. Человек займется перестройкой гор и рек и вообще будет серьезно и не раз исправлять природу. В конце концов он перестроит землю, если не по образу и подобию своему, то по своему вкусу. У нас нет никаких оснований опасаться, что вкус этот будет плох.Л.Троцкий. «Искусство революции и социалистическое искусство»
…Новый человек, который себя только теперь проектирует и осуществляет, не противопоставит, как Клюев а за ним Разумник, тетеревиному току и осетровым мережам подъемных кранов и парового молота. Социалистический человек хочет и будет командовать природой во всем ее объеме, с тетеревом и осетрами, через машину. Он укажет, где быть горам, а где расступиться. Изменит направление рек и создаст правила для океанов. Идеалистическим простачкам может показаться, что это будет скучно, - на то они и простачки. Конечно, это не значит, что весь Земной шар будет разграфлен на клетки, что леса превратятся в парки и огороды. Останутся, вероятно, и глушь, и лес, и тетерева, и тигры, но там, где им укажет человек. И он сделает это так складно, что тигр даже не заметит подъемного крана и не заскучает, а будет жить, как жил в первобытные времена.»
Действительно, советским «простачкам» пришлось многое повидать и пережить
в период «социалистической реконструкции природы». Даже сейчас, при
нынешнем отношении властей к заповедному делу, не исключено воплощение
в жизнь утопии Троцкого о тесном общении тигров с пресловутым
подъемным краном. Он притаился у границы заповедников…
.
![]() |