![]() |
Мы начали очень важный разговор о состоянии и перспективах существования
глубинных районов России и об отношении властей
к этой проблеме. Мы намерены возвращаться к данной теме. Однако, хотелось
бы знать мнение и самих жителей «Глубинки», их оценки и предложения. Как
они сами видят сложившееся положение, где и в чем находят себя и чего желают
от власть имущих. Такие материалы нередки в СМИ., и мы хотим предлагать
их вниманию посетителей нашей рубрики.
Евгений Смирнов – старейший работник, ведущий научный сотрудник Сихотэ-Алинского
биосферного заповедника, прекрасно осведомленный о проблемах своего
края, остро переживающий их. Он работает в заповеднике 36 лет! Как сказано
в предисловии к его книге «Встречи с тигром», «Двадцать лет охотничьего
стажа (эти годы он посвятил изучению тигра) и тесного общения с промысловиками
- это школа более мудрая, чем университет». В книге мы встречаем
не только интереснейшие сведения о результатах индивидуальных наблюдений
(хороши названия глав – «Ольга, Лена, Наташа и другие… тигры» и т.д.) за
дикими кошками, но и выстраданные раздумья о судьбе уссурийской тайги
и ее жителей. У автора есть собственная концепция «выживания». В наступившие
трудные времена Хотя с момента выпуска книги прошло около семи
лет, бедствий на Востоке страны не стало меньше. Наступление на дальневосточную
тайгу приобрело опасные масштабы, межгосударственный характер. Посмотрим,
что и как пишет о тревожащих его проблемах один из старейших работников
заповедного дела России.
4.06.07 Профессор В.Дёжкин
1.Проблемы Дальневосточной глубинки
«…Меня всегда поражало то, что в России до революции местные органы власти
значительно бережливее относились к своим природным богатствам. Хватало
у них ума, чтобы не рубить у себя под носом, возле реки и в сосновом бору.
Чтобы поймать рыбы ровно столько, сколько нужно всем людям в деревне, и,
в первую очередь, тем, кто стар, болен или не может поймать. Чтобы
не грабили леса и водоемы заезжие хапуги. Всей деревней охраняли.
В начале 50-х годов я мальчишкой еще захватил добрые времена. Когда в деревнях
почитались учителя и врачи, всем обществом им помогали, чтобы учитель и
врач больше времени тратили на учение и лечение. А что случилось сейчас?
Почему, почему и еще тысячу раз почему нами правят, мягко говоря, не те
и не туда, а мы, как бараны, ждем очередного заезжего вожака?..Я думаю,
что мы сами виноваты в том беспредельном грабеже и уничтожении природы,
которое совершается в течение последних 25-30 лет, И этот беспредел можно
остановить,. Только надо проснуться и заставить себя быть активным борцом
за свои собственные принципы…
Так, скажите, остались орехово-промысловые зоны или кедровые боры? Профукали.
Промолчали. В лучшем случае в местной газете малость покричали. Кто их
срубил? Да мы же и срубили, поверив обещаниям лесных монстров. Посмотрите
на карту десной растительности Приморского края.. Анучинского, Чугуевского,
Тернейского, Красноармейского , да почти любого района – куда делся
лес? Уплыл в Японию. А где богатые и довольные лесорубы, лесники, водители?
Дом покосился, забор развалился и доску на гроб не найдешь.
А в газетах местные руководители сегодня опять просят нас рубить
лес во благо человека! Ну, конечно, в Пластунском, Тернейском, Кемском
да и в Амгинском участках рубить уже нечего. Там уже давно черт ногу сломит,
а вот в Усть-Соболевке – хорошо! Еще лучше – в Самарге!. И удэгейцы вроде
бы уже созрели, согласны, что за новую школу надо платить. Только лесом.
И другого входа нет.
Да не верьте вы им! Недавняя история об этом говорит. Давно здесь люди
живут. И лишь последние 25 лет лесопромышленники ведут первую скрипку.
А раньше сельским хозяйством, морем кормились. И не хуже жили. 40 тысяч
населения было в Тернейском районе (А сейчас – 14 тысяч). И всем хватало
и рыбы, и мяса, и досок. Думать надо, как переориентировать наше хозяйство,
но варварские рубки давно пора забыть. Спросите у лесозаготовителей, сколько
леса они восстановили. Нисколько. Какие же они хозяева? Временщики
они, варвары: срубил – и ушел в другой кедрач. Да, лес можно и нужно
эксплуатировать. В том числе рубить его. Но как рубить? Прежде всего,
хозяйство должно быть на века. Благо человека – это не только (не столько)
сегодняшний день. Это Дом. Семья. Поколения. Исходя
из этого, нельзя рубить сук, на котором сидишь. Хозяйство должно иметь
свою Территорию, свой Лес, и хозяйствовать так, чтобы не оскудела
эта Территория никогда. Распланируй свой Лес так, чтобы рубить было
что и завтра и послезавтра. Срубил – посади, убил – восстанови, поймал
– вырасти и выпусти. Это не пустые слова. По этим законам давно уже живут
в Эстонии и Финляндии, в Германии и Швеции. Пагубность вахтового метода
рубок давно поняли народы и правители всех стран, кроме России.
Время сейчас для всей Росси и для нас, таежников в частности, тяжелое.
Время перемен. Сломали все, что создавали 70 лет. И остались у разбитого
корыта. Многие растерялись, а что будет дальше. Кто и куда нас поведет?
Политики и руководители меняются чуть ли не ежедневно. Люди бегут…От насилия
и угроз, от несправедливости безработицы, от разрухи и бардака…Но, куда
бы они не прибежали, везде их ждут те же проблемы: дом, работа, пропитание…
Не надо нам бежать из таежных поселков. Надо обустраивать свой поселок,
свой Дом, надо найти свою работу. Деньги можно зарабатывать не только на
валке леса, Но и на лесовосстановлении. Не только на ловле рыбы, но и на
ее разведении. Не только на отстреле диких животных, но и на их охране.
В тайге, на реке и на море принцип должен быть, как на огороде: что посадил
и вырастил, то и съел. А у нас сейчас . так и в лесу, и на море, и в реке.
Время перемен дает нам шанс строить свою жизнь и свое хозяйство по собственному
разумению, а не по указу свыше. Вот и давайте, таежники, размышлять. Я
предлагаю подумать не только о рубке , отлове, отстреле, но и об охране.
Можно ли от этого прокормиться?
Если взять за пример наш заповедник, то оказывается, что можно. Худо-бедно,
но с гарантированным «куском хлеба». А есть ли польза от такой работы?
Уверен, что есть. Все вокруг вырубили, а вот в заповеднике есть что посмотреть
и показать. Плотность диких животных в заповеднике на порядок выше, чем
в других. И звери постоянно подпитывают соседние территории. Поэтому охотники
предпочитают охотничьи угодья рядом с заповедником…
Заповедник существует уже 60 лет и разваливаться не собирается,
в то время как большинство хозяйств, эксплуатирующих природные богатства,
уже развалились или дышат на ладан. Без восстановления ресурсов они недолговечны.
Если брать с «высоты птичьего полета», глазами будущих поколений, то нам,
работникам заповедника, не стыдно смотреть в глаза детям и внукам.
Мы оставляем им наш труд и любовь в виде нетронутых лесов, чистых рек и
ключей. Вот, правда, накоплений у нас никаких, и дома наши покосились,
никто не разбогател, как, впрочем, и все остальные таежные жители….
Пока еще не поздно. Тайга нас и оденет, и накормит, если ее не обижать.
Вырубим тайгу – пострадаем прежде всего мы с вам. Будет стоять уссурийская
тайна – будут и реки чистые, .и живности достаточно, будет у нас и работа
и здоровье, и душевная радость. Вырубим тайгу – что будет с таежником»?
Пойдет-поедет искать себе другую тайгу. Не сможет таежник без тайги.
Не сможет и тигр…»
Евгений Смирнов. « Встречи с тигром»
Владивосток. Дальнаука. 2000. 144 с..
![]() |