![]() |
Кордоны некогда были опорой охотничьей и лесной стражи России. Они располагались
в разных местах охраняемого массива угодий, по окраинам, у лесных дорог,
в местах соприкосновения с населенными пунктами, и в глуши, обычно в самых
ценных участках, где рос хороший лес или водилось много дичи. Принималась
во внимание и красота местности, дома обычно стояли на берегах озер или
рек, на живописных лесных опушках. Быт обитателей кордонов имел значительные
особенности, далеко не всякий мог обречь себя и семью на полу одиночество,
на интимную, порой страшноватую близость с природой. Для этого требовались
люди с соответствующими душевными свойствами. Или они, эти свойства, появлялись
у них под влиянием длительной жизни в отрыве от так называемой «цивилизации»?
И передавались по наследству?.. Старая российская литература интересовалась
такими людьми, делала их героями повестей и рассказов. Вспомним Тургенева,
Куприна. Позднейшая литература, по-видимому, обошла вниманием «человека
с кордона» и напрасно, так как он представлял собой интереснейший социальный
феномен. Сколько на российских кордонах родилось и состарилось людей самобытных,
крепко характерных, связанных тесными узами с царящей вокруг природой!
В охотничьих и зоологических странствиях сотни раз приходилось нам бывать
на кордонах. Нередко, после длительного и сложного дня они были желанной
целью, наградой за пережитые трудности. Манило радушное (почти всегда)
гостеприимство, тепло волшебной русской печи, потрескивающая на огромной
сковороде картошка с обилием жареного сала, неизменные соленые грибы и,
что греха таить, обычная у лесных жителей черноземного края свекольная
самогонка, с отвратительным для непривычного человека запахом, но так приятно
разливающаяся по натруженным за день жилам! Все это дополнялось длительными,
за полночь, беседами по душам с наскучившими по человеческому общению хозяевами...Летом,
в жаркие дни, кордоны мощно притягивали кисловатым хлебным квасом и вкуснейшим,
густым, сотворенным из сотен трав молоком. И квас, и молоко были в меру
холодными, извлеченными из чудодейственных российских погребов...
В последние десятилетия «кордонный образ жизни» в нашей стране разрушается.
Причин этому много, для их описания понадобилась бы целая диссертация.
Если характеризовать явления кратко, то на первое место следует поставить
изменение представлений современного россиянина о житейских кондициях.
Обязательны электричество, телевизор, очень желательны срочное медицинское
обслуживание, возможность нормально обучать детей, надежное «снабжение».
Официальная социология ничего не смогла противопоставить этим, во многом
обоснованным, потребностям, «принести» какую-то часть цивилизации в глубинку,
поддержать ценность трудных обязанностей егерей и лесников, уникальные
возможности их служения природе.
Менялись взгляды и на производственные обязанности лесников и егерей. Постепенно
возобладал так называемый патрульный метод охраны угодий, при котором они
объединяются в группы, обходят или объезжают свои владения совместно. Этот
метод имеет свои достоинства и недостатки, но очевидно, что он способствовал
перераспределению мест жительства лесной и охотничьей стражи. Главное –
«вытянул» ее из лесной глубинки, ослабил связи с природой. И характер народа,
населяющего новые окраинные кордоны (или группы кордонов) меняется, становится
совершенно иным...
В глубинной части Воронежского заповедника находилось немало кордонов::
Каверинский, Ледовский, Придорожный, Черепахинский, Нижний... Населяли
их в основном аборигены здешних мест, корнями уходившие в прошлое Усманского
бора. Сейчас на месте крепких некогда строений остались ямы да заросли
бурьянов.
С Нижним кордоном, находившимся в центральной части глухой заповедной
реки Ивницы, связана судьба Николая Монина, одного из колоритнейших егерей
нашего природоохранного учреждения. В 50-х годах на этом кордоне, уже выключенном
из системы охраны заповедника, проживали древние старики, приемные родители
Монина. Выветрились из памяти имена симпатичнейших бабки и деда, к которым
Николай относился с грубоватой нежностью и которых стремился навестить
при всяком удобном случае (сам он в это время жил на Октябрьском кордоне,
на берегу поймы реки Воронеж, в десятке километров от Нижнего). Но помнятся
суетливые хлопоты, с которыми пытались приветить пришельцев немощные старики.
И попытки приемного сына умерить трудное уже для них гостеприимство...
В.В.Дёжкин и Ю.П.Лихацкий. «Легенды и были
Усманского бора». М., НИА_Природа, 2005. 204 с..
![]() |