![]() |
Сколько произошло событий после 2000 года, когда неожиданным и необоснованным
решением касьяновского правительства было упразднено Минэкологии России!.
Сколько сказано речей, исписано бумаг, приведено убедительнейших доводов
в его защиту! Казалось, слепому и глухому стало ясно – России без
этого независимого и самостоятельного Министерства не жить. Власти не оставались
совершенно глухими к этим мнениям и призывам. Они гоняли экологию по всяким
ведомственным закоулкам , создавали административные гибриды с ее участием
– лишь бы не путалась под ногами. В минувшем году, когда экологи помогли
Президенту победить в громком сражении вокруг «Бакальской трубы», показалось,
что замаячил просвет. В начале нынешнего года эти надежды укрепил тогдашний
кандидат в Президенты, включивший в свои выступления несколько явно экологических
постулатов. Казалось, оставался один небольшой шаг до выхода нашей страны
из административно-экологического тупика. И…
Перед нами Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724
г. Москва «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной
власти». Пролистываем и пытаемся найти в нем «Экологию». И находим.
Но не в качестве самостоятельного органа, а дополнении к «Природным
ресурсам». Пункт 7 Указа гласит:
- «Преобразовать Министерство природных ресурсов Российской Федерации
в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
передав ему функции по выработке и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды».
Это то, чего добивались сторонники воскрешения бывшей Минэкологии? По-видимому,
нет. «Экологию» все-таки не решились выпустить на «оперативный простор»
и предоставить ей достаточную самостоятельность. Она
фигурирует в качестве составной части одной из Федеральных служб реконструированного
Министерства – Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору. Это сочетание уже подвергалось анализу и критике.
Следует заметить, что две других Федеральных службы Министерства – гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды, по надзору в сфере природопользования а
так же Федеральное агентство водных ресурсов – имеют к экологии то или
иное отношение. При четком определении их функций и взаимодействия
возможно формирование единого оперативного экологического поля. Картину
портит наличие в Министерстве Федерального агентства по недропользованию.
Неужели, при огромных масштабах работы, страна не может позволить
себе иметь самостоятельный федеральный орган по охране, разведке и рациональной
эксплуатации минеральных ресурсов?
Указ предусматривает также вывод из Минприроды Федерального агентства
по лесному хозяйству. Это превосходно , так как в соседстве с доминирующим
недропользованием оно смотрелось очень плохо. И - восстанавливается Российская
Служба леса, натерпевшаяся от перестройки, реализуются пожелания ученых
и специалистов-лесоводов? – Ничего подобного. Федеральное агентство лесного
хозяйства (рано как и Федеральное агентство по рыболовству) передаются
в введение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
И здесь уместны вопросы: почему не восстановить организационную самостоятельность
лесного ведомства в стране, обладающей огромными запасами леса и имеющей
вековой опыт его эксплуатации? Почему рыбное хозяйство, изрядно потрепанное
во время пребывания в Минсельхозе, но все же сохраняющее выдающееся
ресурсное и экономическое значение, должно возвратиться к не очень профессиональному
хозяину? Мне кажется, что с начала перестройки правительство загипнотизировано
принципом: чем меньше национальных (федеральных) ведомств, тем лучше. И
кем-то отдан властный приказ- столько-то этих ведомств и не больше. Но
ведь ведомства (миннистерства) в наше время выполняют во многом
иные функции, чем во времена плановой экономики. И верен был бы иной принцип:
федеральных ведомств необходимо столько,..сколько требует дело. Если бы
мы им руководствовались, не был бы распродан и разрушен российский
рыболовецкий флот к руководству рыбным делом не попали бы 16 посторонних
организаций и ведомств и т.д. и т.п.
Вернемся, однако, к сложившейся ситуации.. Министерство сельского хозяйства
призвано ныне руководить не только агропромышленным комплексом страны,
но и лесным и рыбным хозяйством. Быть может, это хорошо, в Российском правительстве
формируется самостоятельный блок биологического природопользования,
о котором мы мечтали (Дёжкин и Сафонов, 2004)?. Ему не к лицу быть в одной
шеренге с недропользованием. Однако, очевидно, что Министерства объединяют
чисто механически, вне рамок какой-либо концепции. Вновь забыта,
как и в 2004 году, старейшая российская отрасль природопользования, - охотничье
хозяйство. Правда, в Минсельхозе имеется небольшой охотничий департамент,
восстановленный два года назад. Не выполнено обещание, данное Президентом
свыше двух лет назад, о создании федерального агентства по
руководству особо охраняемыми природными территориями. Его место
было бы в правительственном биологическом блоке.
Зная о трудном положении в агропромышленном комплексе страны. Представляя
потери, которые понесли рыбное и охотничье хозяйства в недрах Минсельхоза.
Осознавая очень нелегкую ситуацию в лесном хозяйстве страны. Можем
ли мы быть уверенными в том, что Министерство сельского хозяйства
справится с новыми задачами в сельском, рыбном, лесном, охотничьем хозяйствах
да еще и в заповедном деле?
Принятые решения, насколько я понимаю, имеют до некоторой степени
предварительный характер. Их еще предстоит уточнить. Надо бы
подумать и о большей самостоятельности Экологии. И о создании в России
рациональной системы охраны природы и природопользования.
Профессор В.Дёжкин
![]() |