![]() |
Реальный прогресс в различных отраслях науки, как известно, во многом определяется числом и качеством монографических и крупных обзорных изданий. Заповедное дело России в последние годы богато интересными публикациями, по большей части регионального характера. Последняя монография появилась лишь в 2006 году. Но конец 2009 года порадовал нас целой серией проблемных книг и брошюр, выпущенных почти одновременно Российским представительством WWF.
I.Упомянем прежде всего монументальное издание «Особо охраняемые природные
территории России. Современное состояние и перспективы развития». Подготовлена
коллективом авторов, руководитель проекта, координатор программы WWF по
биологическому разнообразию В.Г.Кревер. Среди авторов (а их свыше 20 человек)
– известные ученые и специалисты Ю.Д.Нухимовская, В.Б.Степаницкий, Ю.Г.Пузаченко,
Н.И. и А.А. Троицкие, М.С.Стишов, И.А.Онуфреня и другие. В предисловии
выражена благодарность более чем тремстам специалистам, представившим для
анализа оригинальные данные и принимавшим участие в обсуждении результатов.
Проект выполнен при поддержке международного секретариата WWF, национальных
организаций WWF Германии, Нидерландов и США а также The Nature Concervance
и MAVA Foundation. В книге две части и шесть глав. Объем – 455 страниц.
В нашу задачу не входит рецензирование книги. Заметим лишь, что после общей
характеристики фронтальных особо охраняемых природных территорий (ФООПТ)
России в ней приводится подробный анализ репрезентативности и полноты системы
ФООПТ и обосновывается перспективная система этих территорий. Кратко остановимся
лишь на последнем разделе. Всего, в результате проведенной работы (а она
отражена в многочисленных весьма объемистых таблицах) было выделено 566
территорий и акваторий общей площадью около 280 млн.га, в том числе около
180 млн.га ныне существующих региональных ООПТ и около 100 млн.га неохраняемых
площадей, на которых для обеспечения достаточной репрезентативной системы
ФООПТ и обеспечения сохранения ее природного разнообразия предлагается
создать:
70 новых заповедников и 69 кластерных участков уже существующих заповедников;Кроме того, предложно расширение уже существующих территорий 62 заповедников, 19 национальных парков и 17 заказников.
71 национальный парк и 4 кластерных участка уже существующих НП;
220 новых и 4 кластерных участка уже существующих федеральных заказников;
71 федеральный памятник природы;
3 территории традиционного природопользования;
43 ООПТ, оптимальная категория которых требует дальнейшего уточнения.
II. «Основные проблемы законодательства об особо охраняемых природных
территориях и предложения по его совершенствованию. Аналитический обзор
законодательства и проект новой редакции Федерального закона «Об особо
охраняемых природных территориях». Авторы О.Н.Кревер, Е.А.Галиновская,
Н.В.Кичигин, А.С.Шестаков. Составитель Е.Н.Хмелева. М.: 2009. 143 с. О
необходимости совершенствовать законодательство в области территориальной
охраны природы заповедное сообщество России рассуждает давно и настойчиво.
Эта проблема приобрела официальный характер и обсуждалась с одной стороны
Сотрудниками Минприроды (О.Н.Кревер) и WWF (А.С.Шестаков) с другой – учеными
из Института законодательства и сравнительного правоведении при Правительстве
РФ (Е.А.Галиновская и Н.В. Кичин). Нам представляется, что – при высокой
квалификации участников дискуссии – она все-таки не могла отразить все
существующее многообразие взглядов ученых и специалистов на ООПТ, и имела
заданный характер.
В книге две главы. В первой рассмотрены проблемы, связанные с противоречиями
отдельных положений ФЗ «Об ООПТ» положениям иных законодательных актов:
Гражданским законодательством; Земельным законодательством; Лесным законодательством;
ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов»; ФЗ «Об экологической
экспертизе». Польза такого анализа несомненна, хотя не со всеми выводами
можно согласиться. Вторая глава посвящена проблемам, связанным с непроработанностью
отдельных положений ФЗ «Об ООПТ». Уже ее название ставит под сомнение «презумпцию
невиновности» нашего закона и нацеливает на поиски – не всегда несомненных
- изъянов в нем. Конкретизация этого упрека требует кропотливого сопоставительного
анализа отдельных статей закона, что не входило в нашу задачу.
Проведенные исследования позволили авторам предложить 21 Рекомендацию по
совершенствованию ситуации, многие из которых имеют очень серьезный характер
и нуждаются в специальном изучении. Не могу не высказать юридически неполноценного
сомнения по поводу одной из них: «разграничить понятие особо охраняемая
природная территория как «территория» и «государственное учреждение» с
одноименным наименованием..» Оно знаменует торжество чисто бюрократического
подхода к традиционным понятиям заповедного дела и повлекло за собой изменения,
не диктуемые реальными потребностями этой отрасли природопользования. По
мнению авторов книги, «предлагаемые изменения не меняют принципов особой
охраны природных комплексов и объектов, так как не изменяются положения,
касающиеся затрат и ограничений видов деятельности на ООПТ, а также их
цели и задачи».
В конце книги приведены два варианта проекта ФЗ «Об ООПТ» - полный, со
включением Рекомендаций, и перечень предлагаемых изменений и дополнений
в ФЗ «Об ООПТ» и в отдельные законодательные акты РФ. Нам представляется
вполне обоснованным обращение авторов книги к представителям всех заинтересованных
природоохранных организаций с просьбой принять участие в обсуждении предлагаемых
изменений в законодательстве об ООПТ. Оно поможет выявить более реальную
картину и отделить новации, предлагаемые юристами, от новаций, выдвигаемых
действительными профессионалами заповедного дела. К сожалению, пропасть
между этими подходами в сфере охраны природы и биологического природопользования
становится все шире, все чаще под влиянием бизнеса и антиэкологических
настроений законодатели-юристы теснят законодателей-профессионалов…. Впрочем,
сделанная оговорка не влияет на общую высокую оценку данной книги.
III. А.С.Шестаков. «Программа работы по охраняемым природным территориям Конвенции о биологическом разнообразии. Комментарий для практического применения в регионах России». М.: 2009. – 96 с. После «Введения» рассмотрены основные понятия и использование терминологии. Приведен текст Конвенции о биоразнобразии «с Условиями in-situ» и «Сохранение in-situ». Программа предназначена для «Охраняемой территории», к которым в России, по мнению А.С.Шестакова, помимо традиционных ООПТ, можно отнести:
- водоохранные зоны (Водный кодекс РФ);Этот перечень значительно расширяет сферу действия Программы.
- прибрежные защитные полосы (Водный кодекс РФ);
- Защитные леса и особо защитные участки лесов (Лсной кодексРФ);
- Особо охраняемые природные территории природоохранного назначения (Земельный кодекс РФ);
- особо ценные земли (Земельный кодекс РФ);
- земли рекреационного назначения ( Земельный кодекс РФ);
- рыбоохранные зоны (ФЗ от 20.12. 04 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
- рыбоохранные заповедные зоны (тот же ФЗ).
IV. Vladimir Krever, Mikhail Stishov, Irina Onufrenia. National protected areas of the Rassian Federation: gap analysis and perspective framework. WWF, Russia, Moscow, 2009/ - 80 s. ГЭП анализ ситуации состояния и прогресса в системе ООПТ. Огромный статистический и прогнозный материал, отраженный в 33 таблицах и 35 цветных картосхемах, диаграммах, рисунках.
Комментарий назван «Шаги вперед в заповедном деле России». Содержание названных книг позволяет считать, что ученые, их авторы, действительно, совершили такие шаги, полезные для науки и ценные для практики. Чем ответит бюрократическая Россия? Продолжением стагнации в охране природы и биологическом природопользовании? Углубляющимся забвением острейших нужд Глубинной России? Очередным неполноценным Законом «Об охоте»? Время терпения российской природы иссякает…
9 ноября 209 года, Профессор В.Дёжкин
![]() |