Включение идей сохранения биоразнообразия в профессиональную подготовку
специалистов.
В ходе реализации Проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» обнаружилась
недостаточное внимание к этой теме в среде работников практической охраны
природы. Для решения этой проблемы был избран путь подготовки серии пособий
по различным аспектам биоразнообразия для профильных вузов, поставляющих
охране природы профессиональные кадры. Основная идея состояла в том, что
целевой аудиторией серии публикаций станут, с одной стороны, студенты и
преподаватели биологических, экологических, географических, охотоведческих
и других сходных специальностей университетов, педагогических и сельскохозяйственных
вузов, а с другой – управленческий, охранный и научный персонал заповедников
и национальных парков.
По заказу Проекта ГЭФ на конкурсной основе консультанты Экоцентра МГУ,
с привлечением широкого круга участников из России и ряда других
стран, выполнили предварительный анализ состояния преподавания биоразнообразия
в основных учебных программах России, а также на образовательных сайтах
европейских и североамериканских университетов и согласован список изданий
по теоретическим, методическим, экономическим, правовым и гуманитарным
аспектам сохранения живой природы. Через рассмотрение на профильных Научно-методических
советах (соответственно, по биологии, географии и экологии) Учебно-методического
объединения университетов публикациям был придан статус учебников и учебных
пособий. Таким образом, для издания были предложены полтора десятка пособий
разного объема, серия буклетов, базы данных по учебным программам и орнитологический
CD. Все рукописи прошли независимое рецензирование, их концепция открыто
обсуждалась на рабочих семинарах, на которых родилась идея укрупнения формата
изданий. Был принят вариант, в котором все предложенные печатные материалы
скомпонованы в четыре книги:
-
Основы сохранения биоразнообразия (переводное
адаптированное издание одноименного учебника Р.Примака)
-
Сохранение и восстановление биоразнообразия
«Редкие виды диких животных» (В.Е.Флинт); «Популяционные и фитоценотические
методы анализа биоразнообразия растительного покрова» (О.В.Смирнова, Л.Б.Заугольнова);
«Руководство по полевым практикам» (Л.Г.Ханина, М.В.Бобровский); «Сохранение
биоразнообразия в промышленных и урбанизированных районах» (О.П.Мелехова);
«Восстановление биоразнообразия: разведение редких видов» (А.Г. Сорокин).
-
География и мониторинг биоразнообразия
«Биологическое разнообразие и методы его оценки» (Д.А. Криволуцкий);
«Ландшафтное разнообразие» (К.Н. Дьяконов, Ю.Г.Пузаченко); «Мониторинг
биоразнообразия» (В.Н.Максимов, А.В.Смуров, В.С. Тикунов); «Картографирование
биоразнообразия» (Г.Н.Огуреева, Т.П.Котова).
-
Социально-экономические и правовые основы сохранения
биоразнообразия. «Природа в жизни, ценностях
и доктринах современного общества» (Д.Н.Кавтарадзе,
А.А.Овсянников); «Биополитика» (М.В.Гусев, А.В. Олескин); «Экономика биоразнообразия»
(Р.А.Перелет); «Правовые основы сохранения биоразнообразия» (С.А.Боголюбов);
«Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле» (В.Е.Борейко).
Все книги этой серии рекомендованы Советами по экологии и биологии УМО
по классическому университетскому образованию в качестве учебного
пособия для студентов высших учебных заведений экологического
и биологического направления и специальностей, а также для системы
дополнительного образования