Установление и дифференциация земельных налогов или арендной платы за пользование земельным участком.


Субъекты: Органы государственного управления и все землепользователи (население и бизнес-сообщество).

Акт: «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (п. 4 ст. 22 гл. IV, ст. 65 гл. X); Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 29.12.98 N 192-ФЗ, с изменениями от 30.12.2001 N 194-ФЗ); Федеральный закон от 14.12.2001 №  163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога», акты органов государственного управления.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Этими же органами исполнительной власти обосновываются льготы и повышающие коэффициенты.

Конфликт связан с противоречием интересов наполнения местных бюджетов (куда поступают земельные налоги) и сдерживанием хозяйственного развития при высоких налогах.

Трудности возникают при подготовке решения, имеющего массовый характер (особенно на уровне Правительства Российской Федерации), когда необходима оптимизация перераспределения земельной ренты и создания достаточных стимулов к развитию на основе использования земли.

Решение об уровне земельных налогов, льготах и повышающих коэффициентах требует экономической оценки потенциальных доходов и издержек, в т.ч. непосредственно экологических, а также опосредованных внешними эффектами и природными свойствами участков.

Посмотреть или дать свою собственную дополнительную информацию по теме можно в каталоге BioDat