Судебное разрешение спора о размере компенсации при выкупе или реквизиции земельного участка для государственных нужд.


Субъекты: Государственные органы исполнительной власти и собственник земельного участка.

Акт: «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ; Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утверждено постановлением Правительства РФ от 28. 01.93 № 77 (с изм. и доп. от 15.05.1999 № 534); Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.1964 г. (ред. от 07.08.2000 № 120-ФЗ с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.12.2001 №?17-П).

Возможны ситуации изъятия или выкупа для государственных и муниципальных нужд земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов этих земельных участков, в т.ч. для нужд строительства. Если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Собственнику участка должна быть полностью возмещена стоимость земельного участка.

Конфликт: В случае предполагаемого изъятия (выкупа или реквизиции) земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства. При этом органы государственного управления заинтересованы в минимизации издержек и стремятся ограничить компенсацию кадастровой ценой земельного участка, а собственник ориентируется на рыночную или иную реальную ценность и стремится к получению максимально возможной компенсации, в т.ч. делающей нецелесообразным сам акт изъятия участка.

Проблема связана с полнотой учета потерь собственника, в том числе упущенной им выгоды, пристрастной проверкой наличия у государственных органов полной и объективной оценки экономического обоснования изъятия участка. При этом оценка, в соответствии с которой, компенсируются стоимость земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением прав собственника, может быть оспорена собственником участка в судебном порядке.

Решение: В данном случае необходимо провести экономическую оценку суммы потерь собственника с учетом всех природных полезностей земельного участка и его местоположения, оценку необходимости изъятия (выкупа или реквизиции) участка и его последствий для природы участка и для зоны его влияния по «полному циклу» учитываемых обстоятельств. Ситуация такова, что не госорганы, а собственник может оказаться более объективным оценщиком внешних эффектов планируемого использования участка для государственных или муниципальных нужд.  Низкая суммарная эффективность выкупа и предстоящего использования изъятой земли, оцененная путем сопоставления затрат и выгод (с учетом социальных и экологических издержек, в т.ч. от изменения природных свойств участка и соседних с ним участков - внешние эффекты) может убедить стороны в нецелесообразности и самого решения об изъятии участка.

Посмотреть или дать свою собственную дополнительную информацию по теме можно в каталоге BioDat